11 марта 2024, 14:22

История поездов Московского метрополитена

Поезд нового поколения "Москва-2024". Софья Сандурская/ ТАСС
Поезд нового поколения "Москва-2024"
Мэр Сергей Собянин 11 марта 2024 года запустил движение нового поколения поездов "Москва-2024" по Замоскворецкой линии

ТАСС-ДОСЬЕ. 11 марта 2024 года мэр Москвы Сергей Собянин запустил движение нового поколения поездов "Москва-2024" по Замоскворецкой линии Московского метрополитена.

ТАСС подготовил материал об истории подвижного состава столичного метро.

Основные сведения

Эксплуатационный парк Московского метрополитена насчитывает порядка 6 тыс. вагонов, из которых формируется около 550 составов. Весь подвижной состав столичного метро создается под железнодорожную колею шириной 1 520 мм, тоннели внутренним диаметром 5 м и в расчете на токосъем с третьего рельса, по которому подается ток с номинальным напряжением 750 В. Производители большинства вагонов московского метро с 1934 года - Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ, ныне АО "Метровагонмаш" в составе АО "Трансмашхолдинг"; Мытищи Московской области), Октябрьский электровагоноремонтный завод (также в составе "Трансмашхолдинга"; Санкт-Петербург) и Ленинградский вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова (ЛВЗ, закрыт в 2013 году).

С 1934 года в метро использовались электровагоны более 10 типов.

Тип А с модификациями (Б, Ам, Бм)

Первые вагоны московского метрополитена выполнялись в двух вариантах - моторном и прицепном, при этом кабина управления имелась в каждом вагоне. В модификации Б (1937) была улучшена вентиляция, заменены опоры кузова и другое оборудование. Стены пассажирских салонов и кабин машинистов отделывались линкрустом (рулонный материал с рельефным рисунком), для освещения применялись лампы накаливания, места для сидения были выполнены в виде продольных мягких диванов. Вес вагонов составлял 51,7 тонн (моторного) и 36 тонн (прицепного), ширина - 2 700 мм, высота - 3 700 мм. В настоящее время метрополитен располагает тремя восстановленными вагонами А (еще один ожидает реставрации), а также ретропоездом 2010 года постройки, стилизованным под вагоны этого типа.

  • Производитель: ММЗ;
  • годы выпуска: 1934-1939;
  • годы эксплуатации: 1935-1976;
  • количество дверей: 2 х 4;
  • конструкционная скорость: 65 км/ч;
  • вместимость: 264 человека (здесь и далее - с учетом плотности 10 человек на кв. м), число мест для сидения - 52.

Тип В с модификациями (В1, В2, В3, В4)

Вагоны берлинского метрополитена, вывезенные в 1945-1946 годах из Германии в количестве 120 единиц в качестве репараций. В 1946-1948 годах были модернизированы для работы в столице СССР.

  • Производители: Orenstein & Koppel (Берлин), Gothaer Waggonfabrik (Гота), Christoph & Unmack (Ниски), Busch (Берлин), Gebruder Schoendorff (Дюссельдорф), Waggonfabrik Gebruder Crede (Кассель), Waggonfabrik Wegmann & Co. (Кассель), Linke-Hofmann Werke (Бреслау, ныне Вроцлав, Польша), Dessauer Waggonfabrik (Дессау), Waggonfabrik Steinfurth (Кенигсберг, ныне Калининград, РФ);
  • годы выпуска: 1926-1930;
  • годы эксплуатации в Москве: 1946-1961;
  • количество дверей: 2 х 3;
  • конструкционная скорость: 60 км/ч;
  • вместимость: около 250 человек.

Тип Г

По сравнению с вагонами А/Б имели более мощные электродвигатели, меньшую массу, оснащались системой электрического реостатного торможения. Также отличались от предшественников более плавным пуском и большей скоростью движения. В опытных вагонах диваны располагались нетипично для московского метро - продольно-поперечно, однако в серийных вариантах от такой компоновки отказались, вернувшись к продольной.

  • Производитель: ММЗ;
  • годы выпуска: 1939-1940, 1947-1956;
  • годы эксплуатации: 1940-1982;
  • количество дверей: 2 х 4;
  • конструкционная скорость: 75 км/ч;
  • вместимость: 264 человека, мест для сидения - 44.

Тип Д

Внешне мало отличались от типа Г. Изменения касались ходовой части, электрического и механического оборудования. Конструкторам удалось снизить потребление электроэнергии и вес вагона (до 36,2 тонн). Ширина дверных проемов уменьшилась по сравнению с электровагонами А/Б и Г и составляла 1 120 мм.

  • Производитель: ММЗ;
  • годы выпуска: 1955-1963;
  • годы эксплуатации: 1955-1995;
  • количество дверей: 2 х 4;
  • конструкционная скорость: 75 км/ч;
  • вместимость: 264 человека, мест для сидения - 44.

Тип Е (81-703) с модификациями (Еж, Еж2, Еж3, Ем-508Т и другими)

На бортах этих электровагонов появились продольные полосы гофрирования для усиления прочности кузова, который снова был облегчен (до 31,5 тонн). Дверные проемы расширились до 1 380 мм. В модификации Еж (с 1970 года) усилили тележки, для обшивки салона вместо линкруста использовался слоистый пластик, а сидения диванов стали более жесткими. Вариант Еж3 получил систему автоматического регулирования скорости и радиодиспетчерскую связь, также вместо деревянных оконных рам устанавливались дюралюминиевые. С 2002 года вагоны Еж3 модернизировались в Москве путем демонтажа кабины машиниста. В обычной пассажирской эксплуатации последний состав этого типа работал на Таганско-Краснопресненской линии вплоть до 29 февраля 2024 года.

  • Производители: ММЗ, ЛВЗ;
  • годы выпуска: 1953-1980;
  • годы эксплуатации: 1963-2024;
  • количество дверей: 2 х 4;
  • конструкционная скорость: 90 км/ч;
  • вместимость: 280 человек, мест для сидения - от 40 до 42.

Тип И (81-715.1) с модификациями (81-715.2, 81-715.3)

С 1974 года по конец 1980-х годов в Москве проводились испытания ряда модификаций вагонов типа И производства ММЗ. Вагоны имели новую (шестигранную в торце) форму кузова, который выполнялся из высокопрочного алюминиевого сплава. Оснащались системой принудительной вентиляции пассажирского салона и кондиционером в кабине машиниста. Управление поездом планировалось полностью автоматизировать. По результатам испытаний систему электропривода доработать не удалось, а в связи с повышением требований метрополитена к пожаробезопасности алюминиевых вагонов опытные работы были прекращены.

Тип 81-717/714 с модификациями (81-718/719, 81-717.5/714.5, 81-717.6.714/6 и другими)

Имеет неофициальное название "номерной", так как не получил заводского буквенного обозначения. Является дальнейшим развитием типа Е, с моторными головными и промежуточными вагонами (последние были лишены кабин управления, что позволило повысить вместимость составов), без торцевых дверей в головных вагонах, с люминесцентным освещением вместо ламп накаливания. Начиная с 1982 года пассажирские салоны обшиваются трудносгораемым пластиком, в 1987 года была внедрена система сигнализации и пожаротушения. С 2003 года в модернизированные вагоны устанавливаются вандалостойкие сидения с мягкими вставками.

  • Производители: ММЗ, ЛВЗ;
  • годы выпуска: 1977-2020 (новейшие вагоны этого типа для Москвы изготовлены в 2011 году);
  • годы эксплуатации: 1978 - н. в.;
  • количество дверей: 2 х 4;
  • конструкционная скорость: 90 км/ч;
  • вместимость: от 308 до 330 человек (в зависимости от модификации), мест для сидения - от 40 до 44;
  • эксплуатируются на Сокольнической, Замоскворецкой и Люблинско-Дмитровской линиях.

Тип 81-720/721/722 "Яуза" с модификациями (81-720.1/721/1)

Поколение электровагонов, принципиально отличное от предыдущих серийных семейств. Кузова были выполнены из нержавеющей стали, вместимость вагонов значительно повысилась (за счет уменьшения числа посадочных мест), выросла максимальная скорость. Первоначально вагоны комплектовались сидениями, повторяющими изгиб спины пассажира, однако затем такие диваны заменили на упрощенные вандалостойкие. Салоны впервые были оснащены электронными табло ("бегущая строка") и системой принудительной вентиляции, кабины управления - кондиционерами. В головных вагонах появились аварийные трапы для эвакуации пассажиров. Модификация 2004 года получила асинхронные двигатели производства ОАО "АЭК "Динамо" и обновленный салон.

  • Производитель: "Метровагонмаш";
  • годы выпуска: 1993-2002;
  • годы эксплуатации: 1999-2019;
  • количество дверей: 2 х 4;
  • конструкционная скорость: 100 км/ч;
  • вместимость: от 330 до 350 человек (в зависимости от модификации), мест для сидения - от 40 до 44.

Тип 81-740/741 "Русич" с модификациями (81-740.4/741.4 и другими)

Проектировался как подвижной состав для линий мини-метро, но фактически используется на существующих линиях метрополитена, включая открытые участки. Впервые в истории отечественного метростроения применена сочлененная конструкция кузова - вагон состоит из двух секций и опирается на три тележки, одна из них находится под углом сочленения. Использовались асинхронные двигатели и другие агрегаты зарубежного производства (с 2004 года устанавливалось тяговое оборудование производства "Метровагонмаша"). Вагоны оборудованы дверями прислонно-сдвижного типа, системой принудительной вентиляции и обогрева, камерами видеонаблюдения, а начиная с модификации 81-740.4 (2008) - системой кондиционирования пассажирского салона.

  • Производитель: "Метровагонмаш";
  • годы выпуска: 2002-2013;
  • годы эксплуатации: 2003 - н. в.;
  • количество дверей: 2 х 4, 2 х 5, 2 х 6 (в зависимости от модификации);
  • конструкционная скорость: 90 км/ч;
  • вместимость: от 344 до 382 человек (в зависимости от модификации), мест для сидения - от - 46 до 60;
  • эксплуатируются на Сокольнической, Арбатско-Покровской и Бутовской линиях.

Тип 81-760/761/762 с модификациями (81-760А/761А/763А)

Неофициальное название - "Ока". Вагоны этого типа строятся по "классической" схеме, оснащаются асинхронным тяговым приводом КАТП-2 российского производства. Салоны оборудованы вандалостойкими сидениями, системой вентиляции, обогрева, кондиционирования и обеззараживания воздуха, прислонно-сдвижными дверями с системой защиты от зажатия, световой и звуковой сигнализацией закрытия дверей. Модернизация 2014 года имеет сквозные межвагонные переходы.

  • Производители: "Метровагонмаш", Тверской вагоностроительный завод;
  • годы выпуска: 2010-2016;
  • годы эксплуатации: 2012 - н. в.;
  • количество дверей: 2 х 4;
  • конструкционная скорость: 90 км/ч;
  • вместимость: от 300 до 320 человек (в зависимости от модификации), мест для сидения - от 38 до 42;
  • эксплуатируются на Серпуховско-Тимирязевской, Калужско-Рижской, Калининской и Солнцевской линиях.

Тип 81-765/766/767 "Москва"

Дальнейшее развитие "Оки". Название поезда выбрано по итогам голосования пользователей онлайн-сервиса "Активный гражданин". Вагоны имеют расширенные до 1,4 м дверные проемы (в "Оке" - 1,25 м), снабжены светодиодным освещением и сигнализацией. Имеют сквозные межвагонные переходы, оснащены кондиционерами, системой отопления и принудительной вентиляции, ультрафиолетовыми лампами для обеззараживания воздуха. Впервые в истории московского метро в вагонах появились сенсорные дисплеи и USB-порты для подзарядки мобильных устройств. Вагоны для Филевской линии отличаются частично продольным размещением сидений в головных вагонах, наличием откидных посадочных мест и системой открывания дверей пассажирами с кнопкой (из-за протяженных открытых участков). В торцах вагонов предусмотрены полусидячие места.

  • Производитель: "Метровагонмаш", ОЭВРЗ;
  • годы выпуска: 2016-2020;
  • годы эксплуатации: 2017 - н. в.;
  • количество дверей: 2 х 4;
  • конструкционная скорость: 90 км/ч;
  • вместимость - до 329 человек, сидячих мест - до 36;
  • эксплуатируются на Сокольнической, Филевской, Калужско-Рижской, Таганско-Краснопресненской и Некрасовской линиях.

Тип 81-775/776/777 "Москва-2020"

Отличаются от "Москвы" другим внешним видом кабины, значительно шире стали дверные проемы (до 1 600 мм), чтобы стоящие рядом с ними пассажиры не мешали входу и выходу. Вместе с тем, уменьшилось число посадочных мест. USB-зарядки появились рядом с каждым сиденьем, стало больше информационных дисплеев.

  • Производитель: "Метровагонмаш", ОЭВРЗ;
  • годы выпуска: 2020-2023;
  • годы эксплуатации: 2020 - н. в.;
  • количество дверей: 2 х 4;
  • конструкционная скорость: 90 км/ч;
  • вместимость - 373 человека, сидячих мест - до 34;
  • эксплуатируются на Кольцевой, Большой Кольцевой и Калужско-Рижской линиях.

"Москва-2024"

Новые поезда, вышедшие на Замосковорецкую линию метро, имеют обновленный экстерьер и интерьер, более удобные USB-разъемы, новые потолочные дисплеи и современную отделку. Цвет отделки, темно-серый, был выбран москвичами на открытом голосовании, проходившем на выставке "Станция Манеж" в августе - сентябре 2023 года.