Свободный порт Владивосток - проект создания новой экономической зоны с облегченным налоговым и таможенным режимом в Приморском крае. Идея создания свободного порта, по данным СМИ, появилась в Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока в конце 2014 г. 4 декабря 2014 г. президент РФ Владимир Путин в послании к Федеральному собранию предложил предоставить Владивостоку "статус свободного порта с привлекательным, облегченным таможенным режимом".
28 апреля 2015 г. Минвостокразвития внесло на рассмотрение правительства РФ законопроект "О свободном порте Владивостока" и пакет сопутствующих поправок в действующие законодательные акты. 9 июня 2015 г. законопроект был направлен в Государственную думу, которая приняла его в третьем чтении 3 июля. Совет Федерации одобрил законопроект 8 июля.
Цель создания свободного порта во Владивостоке: создание благоприятных условий для увеличения темпов социально-экономического развития Приморского края и Дальневосточного федерального округа; расширение масштабов трансграничной торговли; развитие транспортной инфраструктуры; организация несырьевых ориентированных на экспорт производств; привлечение инвестиций и дальнейшая интеграция экономики России в систему международных экономических отношений стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Законопроект предусматривает введение сроком на 70 лет облегченного налогового, таможенного и административного режима на территории 15 муниципальных округов Приморья. В частности, зона распространяется на морские порты Владивосток, Восточный, Посьет, Зарубино и Находка (их общий грузооборот в 2014 г. - более 100 млн т), а также аэропорт Кневичи.
На территории зоны порта будет введен упрощенный порядок въезда на территорию РФ (визу на 8 дней можно будет получить на границе). Компании, зарегистрировавшиеся в качестве резидентов порта, будут платить в течение 5 лет после выхода на прибыльную деятельность налог на прибыль в размере не более 5% вместо 20%.
Также резиденты не будут платить налог на имущество и на землю и делать меньше взносов во внебюджетные фонды. В рамках проекта планируется создать управляющую компанию порта, которая будет рассматривать заявки и заключать соглашения с резидентами, а также защищать их права. Владивосток станет первым в России свободным портом. Ожидается, что эти и другие меры позволят в течение 19 лет увеличить валовый региональный продукт Приморского края в 3,4 раза, а ВРП Дальнего Востока - на треть.