ТАСС-ДОСЬЕ. "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) - российская нефтепроводная система, служащая для транспортировки нефти из Восточной Сибири на Дальний Восток и на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Была построена в соответствии с распоряжением правительства РФ от 31 декабря 2004 г.
Маршрут магистрали Восточная Сибирь - Тихий океан проходит по территориям Иркутской и Амурской областей, а также по Якутии, Хабаровскому и Приморскому краям.
Большая протяженность и сложность прохождения трассы - скальные и песчаные породы, болота, тайга, зоны вечной мерзлоты, сейсмичность - потребовали применения особых технических решений. Проектом заложен комплекс таких природоохранных мероприятий, которые свели практически к минимуму возможное негативное влияние на окружающую среду.
Протяженность трассы - 4 тыс. 740 км. ВСТО состоит из двух очередей. Строительство первой очереди трубопровода общей мощностью до 30 млн т на участке Тайшет - Сковородино началось 28 апреля 2006 г. Были построены магистральный нефтепровод Тайшет - Усть-Кут - Талакан - Ленск - Олекминск - Алдан - Тында - Сковородино протяженностью 2 тыс. 694 км, а также 7 нефтеперекачивающих станций, перегрузочный терминал в Сковородино. Этот терминал позволяет одновременно загружать нефтью по два железнодорожных состава из 82-х цистерн. Участок ВСТО-1 был запущен 28 декабря 2009 г. Его первоначальная пропускная способность - 15 млн т нефти в год. В 2014 г. мощность была увеличена до 58 млн т, планируемая пропускная способность участка - 80 млн т нефти в год.
Практическая реализация второй очереди нефтепровода (ВСТО-2) началась в 2008 г. 25 августа был открыт участок от Сквородино до нефтеналивного порта в бухте Козьмино (залив Находка, Приморский край). Мощность ВСТО-2 - 30 млн т нефти в год, протяженность - 2 тыс. 46 км.
Порт Козьмино рассчитан на возможность загрузки с 300-метрового причала нефтеналивного пирса танкеров водоизмещением от 80 до 150 тыс. т. Пропускная способность морского грузового постоянного пункта пропуска через границу России, входящего в комплекс порта, - до 30 млн т нефти в год.
В апреле 2009 г. российское правительство одобрило подписание соглашения с Китаем о сотрудничестве в нефтяной сфере, предполагающее строительство ответвления от нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан на Китай. Соответствующие контракты о поставках были подписаны в 2010 г. между Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (China National Petroleum Corporation), "Транснефтью", "Газпромом", "ЛУКОЙЛом" и "Роснефтью".
1 января 2011 г. начались поставки нефти по ответвлению от ВСТО в Китай: от Сковородино до нефтеперекачивающей китайской станции Мохэ и далее до г. Дацин. Первоначальная мощность участка, в состав которого входит подводный переход через реку Амур, составила 15 млн т нефти в год. К 2014 г. она была увеличена до 20 млн т.
Протяженность ответвления ВСТО от Сковородино до границы с КНР - 67 км. Дальше маршрут следует по китайской территории до Дацина - 960 км. В июле 2015 г. началось расширение пропускной способности данного участка.
Общая стоимость строительства ВСТО-1 и ВСТО-2, по данным "Транснефти", составила 623 млрд рублей.
В 2014 г. из терминала "Козьмино" было экспортировано около 30 млн т нефти, основными получателями по итогам года стали: Япония - 36%, Китай - 24% и Южная Корея - 15%. Прокачка по ответвлению Сковородино - Мохэ составила 15,6 млн т нефти. Оператор ВСТО - государственная компания "Транснефть". Сорт нефти, поставляемой по газопроводу, получил отдельную маркировку - "ВСТО" (ESPO).
В апреле 2015 г. через порт Козьмино была отгружена за рубеж 100-миллионная тонна нефти. Вдоль трассы ВСТО планируется проложить газопровод "Сила Сибири".