ТАСС-ДОСЬЕ. 28 октября исполняется 85 лет Берни Экклстоуну, президенту управляющей компании чемпионата мира по автогонкам в классе "Формула-1".
Бернард Чарльз "Берни" Экклстоун родился 28 октября 1930 г. в небольшой деревне Сент-Питер-Саут-Элмем, графство Суффолк, на востоке Великобритании. Его отец был капитаном рыболовного судна. В 1938 г. семья переехала в г. Бекслихит (сейчас один из крупных экономических центров Большого Лондона).
В 16 лет, после завершения обязательного школьного образования, устроился на работу в химическую лабораторию местного газового завода. Позже по настоянию отца поступил в Вулвичское политехническое училище, где изучал химическую инженерию.
Свободное время посвящал любимому хобби - мотоциклам, занимался торговлей запчастями. Вместе со своим товарищем Фредом Комптоном основал фирму по продаже мотоциклов Compton & Ecclestone.
В 1949 г. впервые принял участие в качестве пилота в автогонках серии "Формула-3" (третий по мощности класс соревнований после "Формулы-1" и "Формулы-2"). Попав в 1953 г. в аварию, принял решение оставить карьеру гонщика и сконцентрироваться на бизнесе. К тому времени фирма Compton & Ecclestone стала одним из крупнейших в Британии поставщиков запчастей к мотоциклам. Также управлял компанией Weekend Car Auctions, занимался инвестициями в недвижимость и кредитным финансированием.
В 1957 г. вернулся в автоспорт в качестве менеджера талантливого британского автогонщика "Формулы-1" Стюарта Льюиса-Эванса и приобрел гоночную команду "Коннот" (Connaught), за которую выступал пилот. Впоследствии Льюис-Эванс перешел в команду "Вануолл" (Vanwall), но Экклстоун по-прежнему оставался его менеджером. В 1958 г. Экклстоун попробовал вернуться за руль болида и принял участие в квалификации к гонке на Гран-при Монако, но не смог выйти в финальную часть соревнований. Был также заявлен на гонку Гран-при Великобритании, но на трассу так и не вышел. В октябре 1958 г. Стюарт Льюис-Эванс получил серьезные ожоги после аварии на Гран-при Марокко и через несколько дней скончался в больнице. Под влиянием этого трагического происшествия Экклстоун вновь ушел из автомобильных гонок.
Спустя 10 лет, в 1968 г., Экклстоун стал менеджером австрийского пилота "Формулы-1" Йохена Риндта и партнером его команды Lotus Formula 2. В 1970 г. Йохен Риндт разбился на Гран-при Италии, став единственным гонщиком, провозглашенным чемпионом "Формулы-1" посмертно. Экклстоун вновь отошел от гоночных дел, но уже в начале 1972 г. приобрел английскую команду "Брэбем" (Brabham), которой владел до 1988 г. Период руководства Экклстоуна стал одним из самых успешных в истории Brabham: бразильский гонщик Нельсон Пике дважды (в 1981 и 1983 гг.) становился чемпионом "Формулы-1". В 1988 г. команда была продана компании Alfa Romeo.
Параллельно с управлением командой Brabham Экклстоун пытался взять в свои руки контроль над "Формулой-1" в целом. В 1974 г. вместе с Максом Мосли он стал одним из главных учредителей Ассоциации конструкторов "Формулы-1" (FOCA). FOCA стала конкурентом Международной ассоциации автомобильного спорта (FISA), самостоятельного подразделения Международной автомобильной ассоциации (FIA), отвечавшей за гонки "Формулы-1". В 1978 г. Экклстоун возглавил FOCA. В 1979-1981 гг. разгорелся конфликт между FOCA и FISA из-за прав на трансляцию гонок и регулирование технического регламента соревнований. В разгар противостояния FOCA даже провела собственный Гран- при ЮАР вне рамок основного чемпионата. В конце 1981 г. Экклстоун подписал с FISA так называемое "Конкордское соглашение", по которому FOCA получила все права на заключение контрактов на показ чемпионата и распределение доходов от гонок, а FISA отвечала за технический регламент.
В 1987 г., по окончании действия "Конкордского соглашения", Экклстоун создал компанию Formula One Promotions and Administration (FOPA, позднее переименована в Formula One Management; FOM), которая получила 23% дохода от телетрансляций гонок, а также выделяла деньги на призы командам и гонщикам.
В 1993 г. была проведена реформа структуры FIA: ее президент Жан-Мари Балестр был отправлен в отставку, на его место был избран Макс Мосли, а Экклстоун стал вице-президентом FIA.
В 1995 г. была учреждена группа компаний Formula One Group, ответственная за всю коммерческую деятельность чемпионата "Формулы-1". В ее состав вошли управляющая компания Formula One Management (FOM), Formula One Administration (FOA), владеющая всеми коммерческими правами на "Формулу-1", и ряд других организаций. Экклстоун стал генеральным директором FOM и FOA.
В 1997 г. Европейская комиссия начала расследование в отношении FIA и FOA по подозрению в нарушении антимонопольного законодательства ЕС (из-за контрактов на телетрансляцию "Формулы-1"). Экклстоуну пришлось отложить планы вывести FOA на фондовый рынок, однако 1999 г. была произведена эмиссия еврооблигаций FOA на сумму $1,4 млрд США.
В 1999 г. перенес серьезную операцию на сердце (тройное аортокоронарное шунтирование), но быстро оправился и продолжил активную деятельность.
В 1999 г. Европейская комиссия признала FOA и FIA виновными в нарушении правил конкуренции. В 2001 г., в соответствии с решениями Комиссии, FOA и FIA пришли к соглашению о пересмотре всех контрактов на трансляцию гонок, FIA прекратила участие в коммерческой деятельности "Формулы-1", а Экклстоун покинул пост вице-президента FIA.
В 2006 г. произошла реорганизация в управлении и собственности "Формулы-1": фонд CVC Capital Partners приобрел 63,4% акций Delta Topco, конечного собственника всех организаций "Формулы-1" /впоследствии часть акций была продана и доля фонда составила 35.5%/. Личный пакет Экклстоуна составил 5,3% акций, еще часть акций принадлежит его дочерям.
За годы руководства Экклстоуна "Формулой-1" гоночная серия превратилась из скромного европейского чемпионата в престижный и прибыльный вид спорта международного масштаба. Гонки привлекают огромные деньги от рекламодателей, спонсоров и инвесторов. Еще часть средств идет от владельцев трасс, которые платят за право принимать у себя этапы чемпионата мира, а также от доходов от телетрансляций, продажи билетов и атрибутики. В 2013 г. доход чемпионата достиг $1,7 млрд США. Телевизионная аудитория "Формулы-1" составляет от 450 до 600 млн человек в год.
В 2014 г. Экклстоуна привлекли к суду за дачу взятки топ-менеджеру немецкого банка BayernLB - собственника части акций компании Delta Topco, для ускорения продажи активов фонду CVC Capital Partners в 2006 г. Дело было прекращено после того, как Экллстоун согласился выплатить в качестве компенсации 99 млн долларов в казну Баварии и 1 млн - на счет детской благотворительной организации.
В октябре 2014 г. лично присутствовал на первом российском Гран-при "Формулы-1" в Сочи и наблюдал за гонками из одной ложи с президентом России Владимиром Путиным. В интервью журналистам заявил, что поддерживает российского президента "и то, что он делает".
По информации СМИ, к концу 2015 г. CVC Capital Partners может продать свою долю "Формулы-1", при этом одним из предполагаемых покупателей акций является Берни Экклстоун. Однако, если покупателем акций станет третье лицо, Экклстоун будет вынужден продать свой пакет акций (т.к. он связан с пакетом акций CVC Capital Partners). В этом случае новые владельцы могут сменить главу "Формулы-1". По словам самого Экклстоуна, люди, с которыми ведутся переговоры о приобретении акций, просили его остаться.
Во время приезда в Сочи на Гран-при России 2015 г. руководитель "Формулы-1" отметил: "У меня никогда не было необходимости думать о преемнике. Когда меня не станет, кто-то обязательно займет мое место".
Трижды женат. Дочь Дебора от первого брака, Тамара и Петра от второго. С 2012 г. женат на бразильянке Фабиане Флози, которая младше его на 46 лет.
Согласно рейтингу журнала Forbes, в 2015 г. состояние Экклстоуна оценивается в $3,9 млрд, он занимает 15-е место в списке самых богатых людей Великобритании (высший результат - 4-е место в 2011 г.).
В 2007-2011 гг. был совладельцем английского футбольного клуба "Куинз Парк Рейнджерс".