23 декабря 2015, 16:03

Фильм "Броненосец Потемкин". Досье

24 декабря 1925 года, в Москве в Большом театре состоялся первый показ фильма "Броненосец "Потемкин"

ТАСС-ДОСЬЕ /Павел Дурягин/. 90 лет назад, 24 декабря 1925 года, в Москве в Большом театре состоялся первый показ фильма "Броненосец "Потемкин".

Это немой черно-белый исторический художественный фильм, снятый на киностудии "Мосфильм" режиссером Сергеем Эйзенштейном. В основе сюжета картины - восстание матросов на корабле Черноморского флота "Князь Потемкин-Таврический" летом 1905 года и последовавший за ним расстрел царскими войсками жителей Одессы, вышедших на улицы, чтобы поддержать экипаж корабля.

История создания

Решение о съемках фильма к 20-летию Первой русской революции (1905-1907) было принято юбилейной комиссией Центрального исполнительного комитета СССР в марте 1925 года. Сценарий картины должна была написать Нина Агаджанова-Шутко. В первой версии сценария, созданной Агаджановой-Шутко, восстание на броненосце "Князь Потемкин-Таврический" было лишь одной из нескольких сюжетных линий. Планировалось, что съемки пройдут в ряде городов СССР и отразят разные события 1905-1907 годов.

Из-за нехватки времени и неподходящей для съемок некоторых эпизодов погоды создатели фильма решили сосредоточиться только на линии "Потемкина". Эйзенштейн и один из его ассистентов Григорий Александров (впоследствии - также режиссер, создатель комедий "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга" и др.) существенно дополнили сценарий. Съемки фильма прошли в Одессе и заняли два месяца. Поскольку "Князь Потемкин-Таврический" к тому времени был списан и готовился к утилизации, фильм снимался на броненосце "Двенадцать апостолов" и крейсере "Коминтерн".

Роли в картине исполняли как профессиональные артисты (Александр Антонов, Владимир Барский, Григорий Александров), так и обычные жители Одессы, которых Эйзенштейн встречал на улицах города или набирал по объявлению.

Первые показы

Первый закрытый показ фильма состоялся 24 декабря 1925 года в Большом театре на торжественном заседании, посвященном годовщине революции 1905 года. Премьера для широкой публики прошла 18 января 1926 года в 1-м Госкинотеатре (ныне - "Художественный"). На его фасаде был установлен макет броненосца, здание было украшено морскими флагами и спасательными кругами.

В 1926 году "Броненосец "Потемкин" был показан в Германии в отредактированном виде из-за политической цензуры. Картина была также продемонстрирована в США, Голландии, Австрии, Чехословакии, Венгрии. В ряде стран (Англии, Франции, Италии и др.) фильм долгое время был запрещен к показу как образец революционной пропаганды.

Музыка

В разное время для фильма было создано несколько музыкальных сопровождений. В СССР фильм вышел с фрагментами из симфоний Людвига ван Бетховена. Для европейского проката симфоническое сопровождение написал австрийский и немецкий композитор Эдмунд Майзель. Майзель включил в свою музыку темы предложенных Эйзенштейном песен "Дубинушка" и "Вы жертвою пали в борьбе роковой...", а также разнообразные шумы.

К повторному выпуску фильма в прокат в 1950 году новую музыку написал Николай Крюков. С 1976 года "Потемкин" демонстрировался под сопровождение симфоний Дмитрия Шостаковича. Впоследствии музыку для отдельных показов фильма создавали такие зарубежные коллективы, как Del Rey & The Sun Kings, Club Foot Orchestra и Pet Shop Boys, а также британский композитор Майкл Найман.

Оценки

"Броненосец "Потемкин" считается критиками одним из важнейших произведений в истории кинематографа, в частности, благодаря новаторским методам монтажа, примененным Эйзенштейном. Он был признан "лучшим фильмом в истории" на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе.

"Потемкин" регулярно входит в первую десятку рейтинга "лучших фильмов в истории", составляемого каждые десять лет с 1952 года по результатам опросов британского журнала Sight & Sound. Исключение составил 2012 году, когда советский фильм занял 11-ю строчку. Еще один британский журнал, Empire, в 2010 году поставил "Потемкина" на третье место в списке ста лучших фильмов "мирового" (то есть, неанглоязычного) кинематографа.