11 апреля 2016, 14:56

Российско-германские экономические отношения. Досье

Дмитрий Рогулин/ ТАСС, архив
Германия остается одним из главных экономических партнеров России

ТАСС-ДОСЬЕ /Ирина Красненкова/. 11 апреля 2016 г. президент России Владимир Путин проведет встречу с представителями деловых кругов Германии. Несмотря на введение в марте 2014 г. странами Запада антироссийских санкций в связи с событиями на Украине и снижение показателей двусторонней торговли, Германия остается одним из главных экономических партнеров России. Редакция ТАСС- ДОСЬЕ подготовила обзор российско-германских экономических отношений и крупнейших двусторонних проектов за последние годы.

Товарооборот и инвестиции

По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2015 г. товарооборот между Россией и Германией составил $45,7 млрд. Это почти на 35% меньше показателя 2014 г. ($70 млрд). Российский экспорт снизился на 31,7% до 25,3 млрд (в 2014 г. - 37 млрд), а импорт - на 38% до 20,4 млрд (в 2014 г. - 32,9 млрд). Тем не менее Германия по объему торговли с РФ оказалась на первом месте среди стран ЕС, на нее приходится 8,6% всего внешнеторгового российского оборота. Россия находится на 13-м месте среди торговых партнеров ФРГ (2,4% внешнеторгового оборота).

Свыше 67% российского экспорта в Германию составляют сырьевые товары (газ, нефть, уголь и др.). Также Россия поставляет древесину, удобрения, металлы, электрические машины и оборудование и др. В Германии РФ закупает машины и оборудование, транспортные средства, продукцию фармацевтической и химической промышленности, пластмассу, оптику и др.

По словам президента РФ Владимира Путина, в 2015 г. объем накопленных немецких инвестиций в российской экономике превысил $21 млрд (Германия традиционно входит в число крупнейших иностранных инвесторов наряду с Кипром, Нидерландами и Люксембургом).

По данным Российско-германской внешнеторговой палаты за 2015 г., в РФ работают 6 тыс. компаний с немецким капиталом. Это самое крупное иностранное бизнес-сообщество в нашей стране.

Несмотря на охлаждение двусторонних отношений из-за санкций, некоторые направления торгово-экономического сотрудничества продолжают успешно развиваться. В их числе энергетика, автомобилестроение, транспорт.

Энергетика

Традиционно Германия является крупнейшим потребителем российского газа. Первое соглашение о закупках было подписано еще в 1970 г. В обмен на это СССР получал стальные трубы большого диаметра. На тот период сделка "газ- трубы" была крупнейшим контрактом в двусторонних отношениях. Поставки советского газа в Германию начались 1 мая 1973 г. В настоящее время российский экспорт обеспечивает до 40% германских потребностей в этом топливе. По данным "Газпрома", объем поставок в Германию за 2015 г. вырос на 17,1% по сравнению с 2014 г. и составил 45,3 млрд куб. м, что является рекордным показателем с 1973 г. Общий объем газа, реализованного Россией в Германии с 1973 г., исчисляется в 1 трлн куб. м. Доля Германии в поставках "Газпрома" - примерно 23%.

Поставки газа в ФРГ осуществляются на основании контрактов, заключенных с российской компанией "Газпром экспорт". Продажей и распределением газа в стране занимаются германский концерн "Э.ОН глобал коммодитиз СЕ" (E.ON Global Commodities SE; ранее - "Э.ОН Рургаз"), а также совместные предприятия ВИНГАЗ (WINGAS) и ВИЕХ (WIEH).

Крупнейшие российско-германские совместные проекты реализуются с участием "Газпрома". Речь, прежде всего, идет о морском участке газопровода "Северный поток", освоении ачимовских залежей Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения, а также Южно-Русского нефтегазового месторождения.

"Северный поток" соединяет побережье России (недалеко от Выборга) с побережьем Германии в г. Лубмин по дну Балтийского моря. Морской участок состоит из двух параллельных ниток (каждая длиной 1224 км). Первая очередь трубопровода была запущена в ноябре 2011 г., летом 2012 г. она была выведена на проектную мощность в 27,5 млрд кубометров в г. В октябре 2012 г. была введена в действие вторая ветка с такой же мощностью. Из Германии по "Северному потоку" газ может быть транспортирован в Данию, Нидерланды, Бельгию, Великобританию, Францию и другие страны по двум отводным трубопроводам (ОПАЛ и НЕЛ).

В сентябре 2015 г. в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке было подписано акционерное соглашение между "Газпромом" и германскими энергетическими концернами Э.ОН (E.ON) и "Винтерсхалл" (Wintershall, 100-процентная дочерняя компания германского концерна БАСФ, BASF), а также британо-нидерландским "Шелл" (Shell), австрийским "О-эм-фау" (OMV) и французским "Энжи" (Engie) о прокладке еще двух морских ниток. "Газпрому" в проекте будет принадлежать 51% акций, "Энжи" - 9%, остальным - по 10%. Планируется, что пропускная способность дополнительных веток составит 55 млрд кубометров газа в год. Начало строительства запланировано на 2018 г.

С 2003 г. действует паритетное российско-германское совместное предприятие "Ачимгаз", созданное "Газпромом" и "Винтерсхаллом" для разработки участка 1А ачимовских залежей Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения. Запасы залежей, по данным "Газпрома", составляют более 1 трлн куб. м газа и более 400 млн тонн конденсата. Освоение этих ресурсов осложнено глубиной залегания углеводородов - свыше 4000 м - и аномально высоким давлением - более 600 атмосфер. Производственная деятельность "Ачимгаза" началась в 2008 г. В 2015 г. предприятие добыло 5 млрд кубометров газа и 2,3 млн т конденсата. В 2016-2019 гг. планируется довести уровень добычи до 9,5 млрд кубометров газа и 2,6 млн т конденсата в год.

В 2007 г. было введено в промышленную эксплуатацию Южно- Русское нефтегазовое месторождение, расположенное в Ямало- Ненецком автономном округе. Запасы газа превышают 800 млрд кубометров, нефти и газового конденсата - 20 млн тонн. Разработкой месторождения занимается компания "Севернефтегазпром", акционерами которой являются "Газпром" (50% акций) и германские концерны БАСФ и Э.ОН (по 25%). В 2009 г. была достигнута проектная мощность добычи газа в объеме 25 млрд кубометров в год.

В 2011 г. "Газпром" и БАСФ подписали рамочное соглашение об обмене активами, согласно которому, в частности, российский концерн должен был получить долю в германских нефтегазовых проектах в Северном море. В сентябре 2015 г. сделка была закрыта. По ее условиям "Газпром" увеличит до 100% свое участие в германо- российских совместных компаниях по торговле и хранению газа в Европе, включая ВИНГАЗ. Помимо этого, российский концерн получит 50-процентную долю в компании ВИНЦ (WINZ), которая входит в группу "Винтерсхалл" и занимается геологоразведкой и добычей углеводородов в нидерландском, британском и датском секторах Северного моря. "Винтерсхалл" будет располагать 25,01% в проекте по разработке и освоению участков 4А и 5А ачимовских залежей.

В июне 2015 г. в промзоне "Горелово" в Ленинградской области был запущен завод по производству и обслуживанию газовых турбин компании "Сименс технологии газовых турбин". Это созданное в 2011 г. совместное предприятие "Силовых машин" (35% акций) и концерна "Сименс" (Siemens; 65%). К 2020 г. завод должен перейти на использование деталей, которые на 60% будут состоять из компонентов российского производства. Одним из первых контрактов стал договор на обслуживание крупнейшей в России парогазовой установки (ПГУ) мощностью 800 МВт на Киришской ГРЭС. ПГУ разработана по технологии "Сименс".

Автомобилестроение

Германский концерн "Фольксваген" (Volkswagen) является одним из крупнейших иностранных инвесторов в российскую автомобильную промышленность. Общий объем инвестиций в России составляет около €1,5 млрд. С 2006 г. действует завод концерна в Калуге (5 тыс. сотрудников). На предприятии производится модели "Фольксваген" и "Шкода" (чешская компания, с 2000 г. входит в концерн), максимальная производственная мощность - 225 тыс. машин в год. Также в Калуге находится завод по изготовлению бензиновых двигателей - 150 тыс. в год.

В 2011 г. власти Санкт-Петербурга и подразделение концерна МАН (МAN, входит в группу "Фольксваген") по выпуску грузовиков и автобусов подписали меморандум о строительстве завода на территории города. Серийный выпуск на предприятии, созданном в Пушкинском районе, началось в 2013 г. Объем инвестиций в производство составил около €25 млн.

Транспорт

С 2009 г. Российские железные дороги (РЖД) используют скоростные (250 км/ч) поезда "Сапсан", разработанные концерном "Сименс" специально для России. На сегодняшний день приобретено 16 десятивагонных поездов. Стоимость контракта на техническое обслуживание поездов в течение 30 лет - €354 млн. С 2013 г. РЖД эксплуатируют поезда "Ласточка" (160 км/ч), также спроектированные германским концерном. 38 пятивагонных поездов произведены "Сименсом", а с 2014 г. серийное производство запущено на Урале. В июне 2015 г. в рамках Петербургского международного экономического форума была достигнута договоренность между РЖД и "Сименс" о техническом обслуживании "Ласточек". В целом оно обойдется российской стороне в €1,7 млрд.