3 июля 2016, 13:24

Катастрофы самолетов Ил-76 в России. Хронология

Максим Григорьев/ ТАСС
1 июля самолет МЧС России, участвовавший в тушении лесных пожаров, потерпел крушение в Иркутской области

ТАСС-ДОСЬЕ. 3 июля в Иркутской области найден тяжелый транспортный самолет Ил-76ТД МЧС России, пропавший с экранов радаров 1 июля. Он участвовал в тушении лесных пожаров. На борту находился экипаж из десяти человек. По последним данным, на месте крушения найдено тело четвертого погибшего. Поисковые работы продолжаются.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила перечень катастроф российских Ил-76 на территории РФ. Всего в семи авиационных происшествиях с этим типом воздушных судов в России погибли 97 человек (без учета катастрофы 1 июля).

8 июля 1993 г. военно-транспортный самолет Ил-76М (регистрационный номер СССР-86039) 334-го Берлинского Краснознаменного военно-транспортного авиаполка ВВС России, выполнявший учебно-тренировочный полет, потерпел катастрофу в 3 км аэродрома Кресты (Псков). Через 8 минут после вылета с аэродрома в кабине стрелка начался пожар, приведший к детонации снарядов. Это привело к отделению элементов хвостовой части самолета. Экипаж попытался вернуться на аэродром, но машина потеряла управление и упала в лес. Погибли все 11 человек, находившиеся на борту. Точная причина возгорания установлена не была.

5 апреля 1996 г. транспортный самолет Ил-76ТД (регистрационный номер RA-76752) авиакомпании "Красноярские авиалинии", следовавший из Новосибирска в Петропавловск- Камчатский, потерпел крушение при заходе на посадку в 40 км от аэропорта назначения Елизово. В облаках самолет столкнулся со склоном сопки на высоте 1 тыс. 190 м, погибли все находившиеся на борту 19 человек - девять членов экипажа и 11 пассажиров. Катастрофа произошла из-за ошибки экипажа, а также из-за того, что диспетчерские службы не отслеживали полет по радиолокаторам.

27 ноября 1996 г. военно-транспортный самолет Ил-76МД ВВС России (регистрационный номер RA-78804), выполнявший грузовой рейс по маршруту Раменское (Московская обл.) - Петропавловск-Камчатский (с промежуточными посадками), потерпел крушение после взлета из Абакана. Самолет был сильно перегружен, с трудом набирал высоту и из-за ошибки экипажа столкнулся с сопкой на высоте около 200 м в 13,4 км от аэропорта. Погибли все находившиеся на борту 23 человека - десять членов экипажа и 13 пассажиров.

14 июля 2001 г. транспортный самолет Ил-76ТД (регистрационный номер RA-76588) авиакомпании "Русь", следовавший грузовым рейсом по маршруту аэродром Чкаловский (Щелковский район Московской обл.) - Норильск - Братск - Тайюань (провинция Шаньси, Китай), потерпел катастрофу при взлете из Чкаловского. Из-за перегрузки на 14 т и неправильного управления стабилизаторами самолет задел верхушки деревьев в 930 м от торца взлетно-посадочной полосы и рухнул на землю. Погибли все находившиеся на борту десять человек - восемь членов экипажа и два пассажира.

2 декабря 2001 г. транспортный самолет Ил-76ТД (регистрационный номер RA-76839) Федеральной пограничной службы РФ, следовавший из Братска в Петропавловск- Камчатский, потерпел крушение в 100 км от Охотска, близ пос. Новая Иня (Хабаровский край). Причиной катастрофы стало возгорание на борту, которое привело к потере управления. Погибли все находившиеся на борту 18 человек - девять членов экипажа и девять пассажиров.

15 января 2009 г. в аэропорту Махачкалы произошло столкновение двух военно-транспортных самолетов Ил-76МД (регистрационные номера RA-76825 и RA-76827), принадлежавших 675-му отдельному смешанному авиаполку особого назначения авиации Внутренних войск МВД РФ. Борт RA-76825, ожидавший разрешения на взлет, выкатился за границу ожидания старта. В условиях плохой видимости при посадке его кабину задел крылом RA-76827. В результате в первом самолете погибли четыре члена экипажа, еще двое получили травмы. На борту RA-76827 пострадавших не было.

1 ноября 2009 г. военно-транспортный самолет Ил-76МД (регистрационный номер RF-76801) 70-го отдельного смешанного авиаполка особого назначения Внутренних войск МВД России, следовавший порожним рейсом по маршруту Мирный (Якутия) - Иркутск - Чита, потерпел крушение при взлете из Мирного. На борту погибли все 11 членов экипажа. По итогам расследования выяснилось, что накануне при посадке в Мирном командир воздушного судна включил систему стопорения рулей и элеронов и впоследствии не выключил ее по инструкции. На следующий день перед взлетом экипаж заметил горящее табло "стопор включен", но решил, что это ложное срабатывание. Самолет взлетел с заблокированными рулями и элеронами , не смог набрать высоту и на 59-й секунде полета врезался в рудный отвал.