История института президентства в России. Досье
18 декабря в России стартует избирательная кампания президентских выборов 2018 года
ТАСС-ДОСЬЕ. 18 декабря 2017 года опубликовано постановление Совета Федерации РФ о назначении выборов президента РФ на 18 марта 2018 года. С этого момента в России начинается избирательная кампания. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории должности президента в РФ.
История учреждения института президентства
Институт президентства в России ведет свое начало с 15 марта 1990 г. В этот день генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев на III внеочередном съезде народных депутатов СССР был избран президентом Советского Союза.
12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о государственном суверенитете России. Первоначально съезд высказался против введения в республике поста президента. Однако затем по инициативе трети народных депутатов (согласно требованию Конституции) вопрос об учреждении такой должности был вынесен на всероссийский референдум.
Голосование состоялось 17 марта 1991 г., одновременно с общесоюзным референдумом о сохранении СССР. Всего в списки избирателей были включены 101 млн 776 тыс. 550 человек. Из них приняли участие в референдуме 76 млн 425 тыс. 110 (75,09%). За введение поста президента республики высказались 53 млн 385 тыс. 275 человек (69,85%), против - 21 млн 406 тыс. 152 (28,01%). Недействительными было признано 1 млн 633 тыс. 683 бюллетеня (2,14%). Голосование не проводилось в Северо-Осетинской, Татарской, Чечено-Ингушской и Тувинской автономных республиках, органы власти которых бойкотировали референдум.
24 апреля 1991 г. Верховный совет РСФСР утвердил итоги плебисцита: были приняты законы "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР". 24 мая 1991 г. соответствующие изменения были внесены в действующую на тот момент Конституцию РСФСР 1978 г.
Полномочия президента в 1991 году
Согласно закону, президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в стране. На этот пост мог быть избран гражданин республики не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок президентских полномочий составлял пять лет.
При этом Съезд народных депутатов РСФСР обладал значительно большими полномочиями, чем глава государства. Согласно ст. 104 Конституции, именно съезд являлся высшим органом власти в России. К его исключительному ведению относилось определение внутренней и внешней политики; принятие Конституции и внесение в нее поправок; изменение национально-государственного устройства республики, а также избрание членов Конституционного суда РСФСР.
Кроме того, съезд мог отменять любые акты высшего должностного лица республики. Президент мог назначать главу правительства, а также распускать кабинет министров только с согласия Верховного совета РСФСР (постоянно действовал в период между созывами съезда, избирался на съезде из числа народных депутатов). По Конституции, глава государства не имел права распускать Съезд народных депутатов и Верховный совет РСФСР, а также приостанавливать их деятельность.
Изменения полномочий президента в 1992 году
Выборы первого российского президента состоялись 12 июня 1991 г. Победу на них одержал Борис Ельцин, набравший 57,38% голосов избирателей. 25 декабря 1991 г. РСФСР решением Верховного совета была переименована в Российскую Федерацию, президент республики стал именоваться президентом Российской Федерации.
9 декабря 1992 г. VII съезд народных депутатов РФ расширил полномочия российского парламента. Было установлено, что Верховный совет дает согласие не только на назначение президентом главы правительства, но также и четырех ключевых министров: иностранных дел, обороны, безопасности, внутренних дел. Тогда же парламент получил право назначать председателя Центрального банка РФ.
Изменения были внесены также в ст. 121-6 Основного закона, гласившую, что полномочия президента не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности избранных органов госвласти. Согласно поправке, в случае нарушения этой статьи полномочия президента "прекращаются немедленно".
Кризис 1993 года
В 1992-1993 гг. развернулось острое противостояние между президентом РФ Борисом Ельциным и Съездом народных депутатов РФ. Глава государства стремился ликвидировать конституционные ограничения своих полномочий. Парламент, в свою очередь, выступал против проводимой президентом и его командой социально-экономической и внешней политики. Депутаты также отказывались сохранить за главой государства чрезвычайные полномочия, предоставленные ему на V съезде народных депутатов РСФСР в ноябре 1991 г. для проведения экономической реформы.
21 сентября 1993 г. президент РФ подписал указ №1400 "О поэтапной конституционной реформе", которым был распущен Съезд народных депутатов и местные Советы, назначены выборы в новый парламент - Федеральное собрание. В тот же день Конституционный суд РФ признал это решение противоречащим Основному закону. Согласно Конституции, Верховный совет РФ прекратил полномочия Бориса Ельцина как главы государства и возложил их исполнение на вице-президента РФ Александра Руцкого.
В течение последующих дней здание Верховного совета на Краснопресненской набережной в Москве было блокировано внутренними войсками и милицией, исполнявшими приказы Ельцина. Митинги сторонников Съезда народных депутатов в течение двух недель встречали силовое противодействие органов МВД. 4 октября 1993 г. верные Борису Ельцину войска после танкового обстрела взяли штурмом здание парламента и арестовали Александра Руцкого, председателя Верховного совета РФ Руслана Хасбулатова и других руководителей оппозиции. Во время октябрьских событий погибли свыше 140 человек, несколько сотен получили ранения.
Полномочия президента РФ в Конституции 1993 года
12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование по проекту новой Конституции. В списки избирателей были внесены 106 млн 170 тыс. 835 человек. В голосовании приняли участие 58 млн 187 тыс. 755 (54,81%) избирателей. Из них 32 млн 937 тыс. 630 (58,43%) проголосовали за принятие Основного закона. Против высказались 23 млн 431 тыс. 333 (41,57%).
В Конституции РФ 1993 г. полномочия президента были значительно расширены. Основной закон исходит из главенствующего положения первого лица в системе государственных органов власти, что отражено и в очередности глав Конституции: глава 4 "Президент Российской Федерации" предшествует главе 5 "Федеральное Собрание". Согласно ст. 80 Основного закона, президент получил статус "главы государства", "гаранта" Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина. Он занимает особое место в системе власти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.
В Основном законе к компетенции президента относится определение российской внутренней и внешней политики. Его указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории РФ. Также глава государства получил право единолично принимать решение об отставке правительства (назначение премьера происходит по-прежнему с согласия парламента). Кроме того, президент представляет Госдуме кандидатуру для назначения на должность председателя Центробанка, Совету Федерации - кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного суда.
Срок пребывания первого лица у власти в 1993 г. был сокращен до четырех лет. Право быть избранными на этот пост получили граждане РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающие в стране не менее 10 лет. Согласно п. 3 Заключительных и переходных положений Конституции, президент Борис Ельцин осуществлял свои полномочия до окончания своего первоначального срока, то есть до 1996 г. (в том же году был переизбран).
Изменения полномочий президента после 2000 года
31 декабря 1999 г. Борис Ельцин объявил о своей досрочной отставке и возложил исполнение обязанностей главы государства на премьер-министра РФ Владимира Путина. 26 марта 2000 г. Владимир Путин был избран президентом России, в дальнейшем переизбирался в 2008 и 2012 гг.
В 2000-е гг. в Основной закон РФ был внесен ряд поправок, которые расширили права главы государства. В соответствии с изменениями от 30 декабря 2008 г., срок полномочий президента был увеличен до шести лет (начиная с выборов 2012 г.).
В 2014 г. глава государства получил право назначать не более 10% (17 человек) членов Совета Федерации РФ. Кроме того, он стал представлять верхней палате Федерального собрания кандидатуры для назначения на должность судей Верховного суда, а также кандидатов на пост генерального прокурора и его заместителей.