ТАСС-ДОСЬЕ. 29 января в Сочи начал работу Конгресс национального диалога Сирии, основные мероприятия которого запланированы на 30 января. В них примут участие свыше 1,5 тыс. человек, представляющих различные группы сирийского общества. Этот Конгресс является продолжением реализации политики Москвы по поиску политического решения кризиса в Сирии.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о роли России в урегулировании сирийского кризиса.
С начала вооруженного конфликта в Сирии с марта 2011 года Россия настаивает на поиске политического решения для прекращения гражданской войны, выступает против иностранного вмешательства в сирийский конфликт. Москва считает, что глава Сирии Башар Асад является законно избранным президентом страны, политическую судьбу которого должны решать сами сирийцы. Западные же страны во главе с США с самого начала военного противостояния в Сирии поддержали требование оппозиции о смене режима и уходе Асада.
Россия приняла активное участие в подготовке и проведении международных конференций по Сирии в Женеве (июнь 2012 года и январь 2014 года), которые состоялись под эгидой ООН. Главным результатом встреч стало принятие Женевского коммюнике, в котором были зафиксированы основные принципы урегулирования конфликта - создание переходного правительства, включающего членов правительства и оппозиции; пересмотр сирийской конституции; проведение президентских и парламентских выборов. В тексте документа не указывалось на необходимость немедленного ухода Асада.
Между тем западные страны продолжали оказывать давление на сирийский режим и обвинять Асада в эскалации гражданской войны. Россия как постоянный член СБ ООН заблокировала в Совете Безопасности ООН 11 проектов резолюций, касающихся ситуации в этой стране. Первый раз Москва ветировала проект документа 4 октября 2011 года, который предусматривал возможность введения санкций в отношении Сирии, если ее власти в течение 30 дней не прекратят насилие. Среди заблокированных резолюций был также документ от 28 февраля 2017 года, предусматривавшей введение санкций в отношении Сирии за приписываемые ей атаки с применением химоружия. Он предусматривал запрет на поставку вертолетов сирийской правительственной армии.
В августе 2013 года благодаря усилиям российской дипломатии удалось разрешить кризис, вызванный использованием химоружия в Восточной Гуте (пригород Дамаска). Тогда западные страны возложили ответственность случившееся на режим Асада. Президент США Барак Обама заявлял, что применение Сирией химоружия будет рассматриваться Вашингтоном как переход через "красную линию", после чего международное сообщество будет обязано принять меры в отношении этой страны. Россия выдвинула план ликвидации химоружия в Сирии и заручилась поддержкой властей этой страны.
10 сентября 2013 года по итогам переговоров в Москве глав МИД РФ и Сирии Сергея Лаврова и Валида Муаллема Дамаск согласился поставить под международный контроль свои запасы химоружия. 14 сентября 2013 года в Женеве по итогам переговоров Лаврова и госсекретаря США Джона Керри была выработана рамочная договоренность об уничтожении сирийского химоружия. Россия приняла участие в обеспечении безопасности процесса его ликвидации, а также перечислила $2 млн в целевой фонд ООН для финансирования операции по нейтрализации отравляющих веществ. 4 января 2016 года ОЗХО подтвердила завершение процесса уничтожения химоружия, вывезенного из Сирии. Таким образом, удалось избежать иностранной интервенции в Сирию.
Помимо участия в поиске политического решения сирийского кризиса на уровне ООН, Россия проводила как прямые переговоры с официальными властями Сирии, так и с представителями внутренней и внешней оппозиции. Также по инициативе России 26-29 января и 6-9 апреля 2015 года в Москве состоялись два раунда межсирийских консультаций. Они завершились принятием политических документов, в которых были зафиксированы принципы урегулирования конфликта. Среди них положения, получившие название "московская платформа", в которых подтверждается приверженность сторон политическому урегулированию кризиса на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года и содержится призыв к мировому сообществу остановить любые действия по поддержке террористов.
Ключевое значение для изменения соотношения военного баланса в пользу правительственной армии сыграла российская военная помощь в борьбе с боевиками террористической группировки "Исламское государство" (ИГ, запрещена в России). Операция ВКС РФ началась 30 сентября 2015 года по просьбе сирийского президента. Благодаря помощи России с начала 2015 года было уничтожено более 54 тыс. боевиков и террористов, за последние 7 месяцев (в июне - декабре 2017 года) было освобождено более 67 тыс. кв. км территории Сирии, более 1 тыс. населенных пунктов, 78 нефтегазовых полей, два месторождения фосфатных руд.
На фоне успехов правительственных войск, достигнутых при поддержке ВС РФ, вооруженная оппозиция и сирийское правительство 30 декабря 2016 года заключили соглашение о прекращении огня на всей территории Сирии (посредниками в переговорых выступили РФ и Турция). В дополнение к переговорам под эгидой ООН в Женеве Россия, Турция и Иран запустили серию межсирийских консультаций в Астане (они получили название "Астанинский процесс"). Их целью стало поддержание режима прекращения огня.
В мае 2017 года в Астане Россия, Иран и Турция подписали меморандум о создании зон деэскалации. По состоянию на январь 2017 года функционируют четыре таких зоны - на юго-западе (в провинциях Дераа, Эль-Кунейтра и Эс-Сувейда), на северо-западе страны (провинция Идлиб), в пригороде Дамаска Восточная Гута и севернее города Хомс; а также зона безопасности Тель-Рифьят на севере провинции Алеппо. Вдоль этих зон созданы безопасные районы для предотвращения прямого военного противостояния.
Помимо политико-дипломатических усилий Россия оказывает помощь пострадавшему в ходе затяжного конфликта населению Сирии по нескольким каналам - по линии МЧС, через Русскую православную церковь, Фонд им. Андрея Первозванного, Императорское православное палестинское общество и другие структуры.
С начала конфликта в Сирии, по данным ООН, погибло по меньшей мере 500 тыс. человек, внутренне перемещенными лицами стали 6,5 млн, беженцами - 4,7 млн. До начала войны населения Сирии насчитывало 20,8 млн человек. Ущерб от войны в Сирии оценивается в $400 млрд.