Выплаты жертвам авиакатастроф в России. Досье

В аэропорту Орска. ТАСС
В аэропорту Орска
11 февраля 2018 года в Раменском районе Подмосковья разбился самолет Ан-148-100В "Саратовских авиалиний". На его борту находились шесть членов экипажа и 65 пассажиров

ТАСС-ДОСЬЕ. 11 февраля 2018 года в Раменском районе Подмосковья разбился пассажирский самолет Ан-148-100В авиакомпании "Саратовские авиалинии", выполнявший рейс по маршруту Домодедово - Орск. На борту самолета находились шесть членов экипажа и 65 пассажиров. Пассажиры и члены экипажа самолета Ан-148, разбившегося в Подмосковье, были застрахованы в "АльфаСтраховании". Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о выплатах жертвам авиакатастроф в России.

Обязательное страхование жизни пассажиров авиационного транспорта было введено в России 7 июля 1992 года указом президента РФ Бориса Ельцина. Документ предусматривал, что страховой взнос включается в стоимость проездного документа, а страховая сумма составляет до 120 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Данное положение касалось внутренних рейсов.

Согласно положениям Воздушного кодекса РФ, подписанного президентом РФ Борисом Ельциным 19 марта 1997 года, перевозчик обязан застраховать жизнь и здоровье пассажиров, а также багажа в соответствии с нормами российского и иностранного законодательства. Страховые суммы установлены в федеральном законе "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" от 14 июня 2012 года.

4 апреля 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о присоединении России к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 года (Монреальская конвенция), подразумевающая значительное увеличение выплат. Однако это увеличение касается только международных рейсов.

Сумма компенсации родственникам жертвам авиакатастроф российских авиакомпаний включает в себя:

  • 2 млн 25 тыс. руб. ответственности авиакомпании (порядка 8-9 млн руб. по Монреальской конвенции);
  • компенсация за утраченный багаж и ручную кладь (до 11 тыс. руб., или 600 руб. за кг веса, или в размере объявленной ценности);
  • дополнительные выплаты от федеральных и местных органов исполнительной власти;
  • выплаты страховых компаний за добровольное страхование жизни, если погибшие заключали соответствующие договоры.
Сумма может быть еще выше, если авиакатастрофа произошла за рубежом - в этом случае размеры страховой компенсации регулируются Монреальской конвенцией, международными договорами и иностранным законодательством - например, суммами обязательного страхования зарубежного государства, на территории которого произошла катастрофа.

Выплаты членам экипажа

Жизнь и здоровье членов экипажа самолета должно быть застраховано на сумму не менее 1 млн руб. (согласно поправкам в Воздушный кодекс от 23 мая 2016 года)

Налог на компенсации родственникам погибших

В соответствии с поправками, внесенными 29 ноября 2014 года в Налоговый кодекс РФ (п. 3 ст. 217), компенсационные и страховые выплаты родственникам погибших в авиакатастрофах или в результате других чрезвычайных ситуаций и терактов освобождены от налогообложения. Инициатором поправок в сентябре 2011 года был президент РФ Дмитрий Медведев. Он поручил освободить такие компенсации от налогов после авиакатастрофы самолета Як-42Д компании "Як Сервис" под Ярославлем 7 сентября 2011 года, на борту которого находился хоккейный клуб "Локомотив".

Судебные иски о размере компенсации

Родственники жертв авиакатастроф могут также требовать возмещения морального ущерба и оспаривать размер компенсаций в суде. Впервые подобный иск был удовлетворен 16 ноября 2001 года. Тогда суд постановил выплатить родственникам некоторых из погибших в катастрофе Ту-154 3 июля 2001 года компании "Владивосток-Авиа" под Иркутском более 500 тыс. руб. компенсации. При этом основная часть семей заключили мирное соглашение с авиаперевозчиком и получили только 100-300 тыс. руб. Впоследствии подобные судебные тяжбы происходили регулярно. Так, в июне 2010 года семья Героя России Геннадия Трошева, погибшего в катастрофе самолета Boeing 737 "Аэрофлот-Норд" 14 сентября 2008 года, отсудила у авиаперевозчика 16,3 млн руб. Родственники доказали, что Трошев следовал пересадочным рейсом из-за рубежа и его семья могла претендовать на больший размер компенсации, чем у остальных пассажиров.

Также сумма компенсаций может быть выше, если вина за катастрофу лежит на иностранном государстве. Так, 4 октября 2001 года войска украинской ПВО сбили над Черным морем самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь", следовавший рейсом из Тель-Авива в Новосибирск. В 2003 году по итогам межправительственных переговоров Украина согласилась заплатить $200 тыс. каждой семье погибших граждан России и Израиля.

В судах Египта и России в настоящее время слушаются иски от родственников жертв авиакатастрофы самолета Airbus A321 авиакомпании Metrojet ("Когалымавиа") 31 октября 2015 года. Они добиваются от авиакомпании и страховщика выплат в соответствии с Монреальской конвенцией или соразмерной суммы.