Высказывания о перспективах строительства Крымского моста

Сергей Бобылев/ ТАСС
15 мая Владимир Путин принял участие в церемонии открытия автодорожной части Крымского моста, который обеспечит бесперебойное транспортное сообщение Крыма с материковой частью России

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 мая 2018 года президент России Владимир Путин принял участие в церемонии открытия автодорожной части Крымского моста. Мост соединит Керченский полуостров (Крым) с Таманским полуостровом (Краснодарский край) и обеспечит бесперебойное транспортное сообщение Крыма с материковой частью России. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о том, как политики, ученые, общественные деятели оценивали перспективы строительства Крымского моста.

"Наши с вами предшественники, как мы видим, понимали значение этого мостового перехода между Крымом и Кавказом и давно стремились к реализации этого проекта. Будем надеяться, что мы выполним эту историческую миссию" (президент РФ Владимир Путин на совещании по вопросам строительства моста и социально-экономического развития Крыма 18 марта 2016 года).

"Мы строим этот мост, даже опережая потребности сегодняшнего дня, что называется, на вырост... Как только этот проект будет реализован, жизнь [в Крыму] существенным образом изменится - грузы легче будет доставлять, общение будет проще" (президент РФ Владимир Путин, фильм Андрея Кондрашова "Путин", март 2018 года).

"Крымский мост соединяет не только берега, но и настоящее и будущее, мечту и реальность. Это крупнейший объект федеральной целевой программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 года... Помните, как наши недруги твердили, как мантру, что Россия такой проект не осилит, и долго отказывались верить в его реальность? Осилила. И не только этот проект. То ли еще будет!" (глава Республики Крым Сергей Аксенов на встрече с президентом РФ в Крыму 14 марта 2018 года).

"Это трудный проект в любом случае, даже просто технологически, но, с другой стороны, этим он и интересен... Он, если позволите, мой вклад в развитие страны" (владелец компании - генподрядчика строительства ООО "Стройгазмонтаж" Аркадий Ротенберг в интервью газете "Коммерсантъ" 30 января 2015 года).

"У всей нашей команды, которая занимается этим проектом, всегда была уверенность в своих силах и в возможности реализовать этот проект. Да, действительно, непростые и геологические условия. Мы помним, что там как раз проходит два разлома тектонических, - и Керченский, и Никальский, что сейсмичность этого объекта девять баллов... Но все-таки реализовать этот проект можно, он не будет каким-то слишком сложным с технологической точки зрении. Это будет обычный мост, не вантовый, как во Владивостоке, не арочный, как в Новосибирске, это будет обычный, но очень технологический мост с использованием исключительно отечественных материалов, конструкций и технологий" (министр транспорта РФ Максим Соколов в интервью телеканалу "Россия 24" 19 мая 2015 года).

"Но построить его нельзя! Понимаете, он там не простоит, если его даже, не дай господь, сделают" (старший научный сотрудник Института водных проблем РАН Юрий Медовар на сайте канала YouTube, декабрь 2016 года).

"Не будет там моста никакого. Не будет! Россияне будут эти сваи вбивать еще не одно десятилетие... На сегодняшний день все знают, что на стыке этих [тектонических] двух плит невозможно строить мост, потому что они движутся все время. А мы живем этой сказкой… его невозможно там построить!" (представитель Украины в трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации на Украине Роман Бессмертный в эфире программы "Шустер LIVE" 19 марта 2016 года).

"Рынок недвижимости ждут хорошие перспективы. Боюсь пугать словом бум, но стоит ожидать большой рост [объемов жилищного строительства] - это однозначно" (председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов, комментируя ТАСС перспективы ввода моста, 1 марта 2018 года).

"Запуск моста существенно расширит рамки курортного сезона, подстегнет для развития лечебного и оздоровительного туризма, а также позволит снизить затраты на отдых" (глава комитета Госсовета Крыма по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк на встрече с журналистами РИА Новости, 23 декабря 2016 года).

"Для тех, кто поставляет товары в Крым с материковой России, <...> [есть] риски, связанные с возвратом транспорта, машин, которые отправляются, вообще с выполнением тех контрактов, которые есть... Мост освободит всех не только от того, что будет прямой транспорт дешевле, но и от психологии особой зоны, поэтому психология рисков уйдет и мы надеемся, что цены станут меньше" (уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов на встрече с журналистами в Симферополе 12 февраля 2018 года).

"Я говорил, что его нельзя строить в этом месте. Понимаете, это очень важно. Нельзя. Арочные мосты, а это арочный мост строится в Керченском проливе, можно строить только на скальных породах, на скальном основании. А в Керченском [проливе], там майкопские глины мощностью тысячу метров, там нет скальных пород... Он [мост] просаживается и будет просаживаться" (старший научный сотрудник Института водных проблем РАН Юрий Медовар в интервью изданию "Крым. Реалии" 26 января 2018 года).

"Во время этого перемещения (тектонических плит - прим. ТАСС-ДОСЬЕ) будет разрываться сам мост. В какой-то степени, частично, это учтено, и там фактически мост состоит из трех отдельных частей, но при серьезных тектонических сдвигах его обязательно порвет" (член Академии строительства Украины Петр Коваль, портал "Крым. Реалии", январь 2018 года).

"Я бы назвал символом 2017 года строительство Крымского моста, который открыл путь от утопии к реальности - путь мирной цивилизационной реинтеграции российского пространства и времени" (доктор философских наук, профессор МГУ Валерий Расторгуев, информационно-аналитическая служба "Русская народная линия", 26 декабря 2017 года).