Все новости

Как в России и в мире борются с авиадебоширами. Досье

4 июня вступает в силу закон "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации", по которому российские авиакомпании смогут составлять реестр пассажиров, нарушивших порядок на борту

ТАСС-ДОСЬЕ. 4 июня 2018 года вступает в силу закон №376-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации", по которому российские авиакомпании смогут составлять реестр пассажиров, нарушивших порядок на борту самолета, и отказывать таким авиационным дебоширам в перевозке в течение одного года.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о проблеме нарушения порядка на борту воздушных судов и методах борьбы с пассажирами-хулиганами.

Рост численности авиахулиганов

С начала 1990-х годов в связи с существенным ростом пассажирских рейсов гражданских воздушных судов и общим увеличением доступности воздушного транспорта Международная организация гражданской авиации (ИКАО) и Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) фиксируют непрерывный рост количества проступков недисциплинированных пассажиров. По данным ИАТА, только в 2008-2011 годы на рейсах входящих в ассоциацию авиаперевозчиков было зарегистрировано 15 тыс. дебошей.

В случае нарушения порядка на борту воздушного судна, следующего внутренним рейсом, к авиахулигану применяются административные или уголовные меры, предусмотренные законодательством страны, на территории которой выполняется рейс (зачастую в этой же стране зарегистрирована и авиакомпания-перевозчик). Если хулиганские действия нарушителя порядка привели к вынужденной посадке воздушного судна, суд может обязать хулигана выплатить штраф для частичного или даже полного возмещения убытка, нанесенного авиаперевозчику. По информации ИАТА, изменение курса и вынужденное приземление обходится авиакомпании от $10 до 200 тыс.

Вопросы юрисдикции на международных рейсах регулирует подписанная 14 сентября 1963 года в Токио Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов. Документ принимался в первую очередь для борьбы с терроризмом - угонами самолетов, диверсиями и др. Однако задачу привлечения к ответственности хулиганов и пьяных дебоширов, конвенция в ее изначальном виде в полной мере не решала. Согласно документу, юрисдикция государства регистрации воздушного судна являлась обязательной только для преступлений (но не правонарушений), и хулиганы зачастую оставались безнаказанными, т. к. государство посадки не могло применять свою юрисдикцию.

Характерным примером стало происшествие 11 января 2013 года, когда россиянин Сергей Кабалов устроил дебош на борту самолета авиакомпании "Когалымавиа", следовавшего из Москвы в Хургаду (Египет). После приземления самолета египетская полиция задержала его, но вскоре отпустила без проведения процессуальных действий. Кабалов около двух месяцев скрывался на Украине и в Белоруссии, где был задержан и передан РФ. В феврале 2014 года Московский областной суд приговорил его к 3,5 годам лишения свободы в колонии за попытку угона воздушного судна и причинение вреда здоровью бортпроводника.

Совершенствование международной правовой базы

В конце 1990-х - начале 2000-х годов исследовательская группа ИКАО, занимавшаяся проблемой недисциплинированных пассажиров, выдвинула типовой проект изменений национального законодательства стран - членов организации (циркуляр 288 ИКАО). Однако большинство государств не воспользовались этими инструкциями, и в 2011-2014 годы группа подготовила протокол, изменивший некоторые положения самой Токийской конвенции. Протокол был принят на дипломатической конференции, проходившей под эгидой ИКАО в Монреале (Канада) весной 2014 года. Он ввел два новых вида юрисдикции (государства посадки и государства эксплуатанта), что позволяет устранить "юрисдикционный пробел", мешавший привлекать к ответственности часть нарушителей. По состоянию на июнь 2018 года о ратификации документа Российской Федерацией не сообщалось.

Черные списки пассажиров

Из-за отсутствия единой правовой базы авиакомпании самостоятельно предпринимали меры для борьбы с проблемой хулиганства на борту. В 1990-х годах авиаперевозчики начали формировать списки пассажиров, склонных к буйному поведению во время полетов. За грубое нарушение правил поведения пассажиру из "стоп-листа" могут отказать в перевозке на этапе прохождения им регистрации и предполетного обслуживания, а в экстремальных случаях - во время рейса, аргументируя это ссылкой на внутренние правила авиакомпании. В августе 1998 года British Airways ввела в действие программу безопасности полетов, которая в случае неадекватного поведения кого-либо из пассажиров давала командиру корабля право совершить экстренную посадку в ближайшем аэропорту. Издержки из-за незапланированного приземления взыскивались с нарушителя. Большинство авиакомпаний мира последовали примеру британского перевозчика.

Право на ведение авиаперевозчиками черных списков дебоширов подтвердили международные стандарты, в частности - пункт 16.1.7 ("Статистические данные о нарушающих порядок и недисциплинированных пассажирах") Руководства по авиационной безопасности ИКАО. При этом единой международной базы нарушителей не ведется.

Ситуация в России

В 2000-х годах российские авиаперевозчики начали отказывать хулиганам в перевозке, оставляя нарушителей порядка за рубежом без компенсации материальных потерь. Так, в 2003 году "Аэрофлот" отказал в обратной перевозке 11 таким пассажирам международных рейсов.

5 августа 2004 года "Аэрофлот" сообщил, что для недопущения летных происшествий, связанных с поведением пассажиров, начинает создавать электронную базу данных авиахулиганов. В нормативы компании (Руководство по воздушным перевозкам пассажиров и багажа) были внесены изменения, согласно которым пассажиру могло быть отказано в бронировании места, если ранее им допускались нарушения правил поведения на борту, а также на основании официально предъявленного ему соответствующего предупреждения.

28 декабря 2018 года глава "Аэрофлота" Виталий Савельев рассказал в эфире телеканала "Россия 24", что за последние 7-8 лет компания включила во внутренний черный список 3,5 тыс. человек, которые совершили проступки на борту, и еще 6 тыс. 700 человек, которые не были допущены до полетов.

По данным Росавиации, за период с начала 2014 по сентябрь 2016 годы включительно (более свежая статистика не публиковалась) произошло 15 вынужденных посадок воздушных судов из-за агрессивного поведения пассажиров. В 2016 году более 1 тыс. 180 пассажиров не были допущены к перевозке, органы внутренних дел на воздушном транспорте привлекли к административной ответственности 1 тыс. 164 человека, к уголовной - 116 человек, еще 459 пассажиров были сняты с воздушных судов.

Ответственность авиадебоширов в РФ

За грубое нарушение общественного порядка на транспорте общего пользования, включая воздушный, установлена уголовная ответственность согласно статьям 213 ("Хулиганство") и 267.1 ("Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств") Уголовного кодекса РФ. Нарушитель, в зависимости от тяжести деяния, наказывается штрафом в размере до 500 тыс. руб., обязательными, исправительными, принудительными работами или лишением свободы на срок до 5 лет. Вопросы мелкого хулиганства, к которым относится большинство авиадебошей, регулирует часть 6 статьи 11.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП), внесенная федеральным законом от 21 декабря 2009 года. Согласно этой статье, за невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна пассажиру грозит административный штраф в размере от 2 до 5 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток.

С учетом инфляции значение установленного КоАП штрафа для авиадебоширов сократилось в несколько раз и перестало сдерживать многих потенциальных нарушителей порядка. 26 сентября 2017 года Минюстом РФ был подготовлен законопроект о внесении изменений в КоАП, предусматривающий повышение штрафов для авиахулиганов в десять раз. В марте 2018 года документ был одобрен правительством РФ и внесен в Госдуму.

Вступающий в силу закон о реестрах авиапассажиров

Законопроект о праве авиакомпаний на отказ в перевозке пассажиров, попавших в реестры авиахулиганов, был внесен на рассмотрение Госдумы 2 сентября 2013 года депутатами-единороссами Игорем Бариновым и Игорем Игошиным, принят нижней палатой парламента 17 ноября 2017 года, одобрен Советом Федерации 29 ноября 2017 года и подписан президентом РФ Владимиром Путиным 5 декабря 2017 года.

Согласно документу, включение пассажира в "стоп-лист" будет осуществляться на основании вступившего в законную силу постановления о назначении ему административного наказания за хулиганство и другие угрожающие безопасности действия на борту воздушного судна. Авиаперевозчик обязан будет исключить пассажира из черного списка через один год.

Если внесенный в реестр человек возвращается в РФ, и другого способа добраться до пункта назначения у него нет, авиакомпания должна будет продать ему билет. Также его пустят на борт при депортации, поездке на похороны близкого человека и при полете на лечение и обратно. Во всех этих случаях пассажир должен будет документально подтвердить необходимость перелета.