ТАСС-ДОСЬЕ. 29 октября 2018 года пассажирский самолет Boeing 737 MAX 8 индонезийской авиакомпании Lion Air, выполнявший внутренний рейс JT610 из Джакарты в Панкалпинанг, упал в море через 13 минут после вылета. На борту находились 188 человек, в том числе семь членов экипажа.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила хронологию авиационных катастроф 2018 года, в которых погибли 10 и более человек. Всего с начала года зафиксировано 14 таких происшествий, из них крушение индонезийского Boeing - уже четвертая катастрофа с участием реактивных пассажирских авиалайнеров. Для сравнения: в 2017 году не произошло ни одной катастрофы реактивного пассажирского авиалайнера регулярных авиалиний, а в 2016 году такого рода ЧП было три.
11 февраля пассажирский самолет Ан-148-100В (регистрационный номер RA-61704) российской авиакомпании "Саратовские авиалинии", выполнявший рейс 6W 703 Домодедово - Орск, потерпел крушение через четыре минуты после вылета вблизи деревни Степановское в Раменском районе Подмосковья. Погибли все находившиеся борту - 65 пассажиров и шесть членов экипажа. Специалисты Межгосударственного авиационного комитета после расшифровки бортовых самописцев упавшего самолета пришли к выводу, что к крушению могли привести неверные данные о скорости полета, которые получал экипаж. Искажение данных могло произойти из-за обледенения датчиков.
16 февраля близ города Пинотепа-Насьональ (штат Оахака, Мексика) потерпел крушение многоцелевой вертолет Sikorsky UH-60M Black Hawk (бортовой номер 1071) мексиканских ВВС. Воздушное судно, в котором находились глава МВД страны Альфонсо Наваррете Прида и губернатор штата Оахаки Алехандро Мурат, выполняло инспекционный полет в район, где ранее в тот же день произошло землетрясение магнитудой 7,2. При посадке вертолет столкнулся с несколькими автомобилями, в результате чего на земле погибли 14 человек и еще 15 человек пострадали. На борту вертолета погибших не было, два летчика и оба пассажира получили легкие травмы.
18 февраля пассажирский самолет ATR 72-600 (регистрационный номер EP-ATS) иранской авиакомпании Iran Aseman Airlines, следовавший внутренним рейсом из Тегерана в Ясудж, разбился в горной местности в провинции Исфахан в центральной части страны. Погибли все находившиеся на борту 66 человек - 60 пассажиров и шесть членов экипажа.
6 марта при заходе на посадку на аэродроме Хмеймим в Сирии потерпел крушение транспортный самолет Ан-26 ВКС России. По информации СМИ, машина с бортовым номером 52 входила в состав 33-го отдельного транспортного смешанного авиаполка (аэродром Левашово) 6-й Ленинградской Краснознаменной армии ВВС и ПВО Западного военного округа. Ан-26 выполнял рейс по маршруту авиабаза Квайрес (город Алеппо) - Хмеймим. По данным Минобороны РФ, воздушное судно столкнулось с землей, не долетев около 500 м до взлетно-посадочной полосы. В результате погибли 39 военнослужащих - шесть членов экипажа и 33 пассажира, в числе которых были генерал-майор, 26 офицеров, прапорщики и контрактники. Гражданских лиц на борту не было. По предварительной информации, причиной крушения могла стать техническая неисправность. В Минобороны уточнили, что "по докладу с места, огневого воздействия по самолету не было", а погодные условия для захода на посадку "были простыми".
11 марта бизнес-джет Bombardier Challenger 600 (регистрационный номер TC-TRB), принадлежавший турецкому инвестиционному холдингу Basaran, следовавший из Шарджи (ОАЭ) в Стамбул, потерпел крушение на юго-западе Ирана, в горном районе близ города Шахре-Корда. На борту находились 11 человек - три члена экипажа и восемь пассажиров, включая 28-летнюю дочь председателя совета директоров Basaran Мину Башаран. Все они погибли.
12 марта пассажирский самолет Bombardier Dash 8 Q-400 (регистрационный номер S2-AGU) бангладешской авиакомпании US-Bangla Airlines, выполнявший рейс из Дакки в Катманду, потерпел крушение близ пункта назначения - непальского международного аэропорта Трибхуван. На борту находился 71 человек - 67 пассажиров и четыре члена экипажа. Жертвами катастрофы стали, по разным данным, 51 или 52 человека.
11 апреля в Алжире потерпел крушение военно-транспортный самолет Ил-76. Воздушное судно выполняло полет с аэродрома военной базы в Буфарике (50 км к югу от столицы страны - Алжира) в населенном пункте Бешар на юго-западе страны. Через несколько минут после взлета Ил-76 рухнул на поле и сгорел. Жертвами катастрофы стали 257 человек - 247 пассажиров и десять членов экипажа. В числе погибших были около 30 членов поддерживаемого Алжиром Фронта ПОЛИСАРИО, добивающегося независимости Западной Сахары, которую Марокко считает своей неотъемлемой частью.
18 мая пассажирский самолет Boeing 737-201 мексиканской авиакомпании Global Air (регистрационный номер XA-UHZ), арендованный кубинским авиаперевозчиком Cubana de Aviacion для выполнения рейса по маршруту Гавана - Ольгин (Куба), потерпел крушение при взлете из международного аэропорта Гаваны имени Хосе Марти. На борту находились 113 человек - 107 пассажиров и шесть членов экипажа. На месте погибли 110 человек, три человека были госпитализированы, из них двое скончались от полученных ранений 21 и 25 мая 2018 года. Общее число жертв составило 112 человек. В катастрофе выжила одна пассажирка - 19-летняя Майлен Диас Алмагер.
5 июня одномоторный пассажирский самолет Cessna 208B Grand Caravan (регистрационный номер 5Y-CAC) кенийской авиакомпании Fly-SAX, выполнявший внутренний рейс по маршруту Китале - Найроби, пропал с радаров на подлете к аэропорту назначения. 7 июня обломки самолета обнаружили на вершине хребта Абердэр к северу от Найроби. На борту находились двое членов экипажа и восемь пассажиров, все они погибли.
4 августа в 180 км севернее Игарки (Туруханский районе Красноярского края) потерпел крушение вертолет Ми-8АМТ (регистрационный номер RA-25640) авиакомпании "Ютэйр - Вертолетные услуги", совершавший рейс Ванкор - Пурпе. При взлете машина с вахтовиками-нефтяниками зацепила лопастями несущего винта груз, который на внешней подвеске перевозил другой вертолет, взлетевший ранее. В результате воздушное судно с пассажирами столкнулось с землей, погибли находившиеся на борту 18 человек: 15 пассажиров и трое членов экипажа. Во втором вертолете никто не пострадал, он благополучно приземлился на площадке Ванкор.
4 августа в Швейцарии потерпел крушение пассажирский самолет Junkers 52/3m (регистрационный номер HB-HOT). Принадлежавшая Ассоциации друзей швейцарской воздушной армии (JU-Air) машина 1939 года выпуска использовалась для полетов над Альпами. Следуя по маршруту Локарно - Дюбердорф, самолет врезался в склон горы Пиц Зегнанс на высоте 2 540 м и разрушился. В результате погибли находившихся на борту 20 человек - три члена экипажа и 17 пассажиров. Экипаж сигнала бедствия не подавал.
30 августа в Эфиопии вертолет минобороны этой страны, следовавший из города Дыре-Дауа в город Бишофту, потерпел крушение в штате Оромия. На борту находились 18 человек - трое гражданских и 15 военных, все они погибли.
9 сентября пассажирский самолет Let L-410UVP (регистрационный номер UR-TWO) украинской авиакомпании Slaver, выполнявший в Южном Судане рейс из Джубы и Йироль, упал в озеро Йироль близ аэропорта назначения. На борту находились 22 человека - двое летчиков и 20 пассажиров. Три человека спаслись, остальные погибли.