Как искали аргентинскую подводную лодку San Juan

Подводная лодка San Juan. EPA-EFE/ ARGENTINA NAVY
Подводная лодка San Juan
17 ноября 2018 года власти Аргентины сообщили, что компания Ocean Infinity обнаружила исчезнувшее год назад судно

ТАСС-ДОСЬЕ. 17 ноября 2018 года власти Аргентины сообщили, что американская компания Ocean Infinity обнаружила исчезнувшую в ноябре прошлого года подводную лодку Военно-морских сил (ВМС) Аргентины San Juan. В настоящее время все находившиеся на борту San Juan признаны погибшими.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об исчезновении субмарины и ее поисках.

Характеристики лодки, история службы

S42 San Juan - дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) ВМС Аргентины. Построена по немецкому проекту TR-1700 на верфи Tyssen Nordseewerke в Эмдене (Германия).

Субмарины этого проекта были заказаны у Германии в рамках разработанного в 1970-х годах проекта обновления аргентинского флота. Всего было заказано шесть подлодок, из которых четыре планировалось построить на аргентинских верфях. Из-за финансовых проблем ВМС получили только две лодки немецкой постройки (первая - S41 Santa Cruz - сдана в 1984 году).

ДЭПЛ San Juan была заложена 18 марта 1982 года, спущена на воду 20 июня 1983 года, вступила в состав ВМС Аргентины 19 ноября 1985 года, прибыла в Аргентину 18 января 1986 года.

Построена по однокорпусной схеме с легким корпусом в носу и корме и водопроницаемой надстройкой в центральной части. Надводное водоизмещение - 2 116 т, подводное - 2 264 т. Длина - 65 м, ширина - 7 м. Главная энергетическая установка - четыре дизель-электрических двигателя мощностью 6 720 лошадиных сил каждый производства немецкой компании MTU и дизель-генератор производства Siemens. Подводная скорость - 25 узлов (46 км/ч), надводная - до 15 узлов (28 км/ч). Автономность плавания - 30 суток. Вооружение состоит из шести торпедных аппаратов диаметром 533 мм, 22 торпед типа SST-4 немецкого производства или 34 мин. Численность экипажа - 29 человек.

В 2007-2014 годах субмарина прошла капитальный ремонт.

Пропажа

31 октября 2017 года San Juan вышла в поход из города Мар-дель-Плата (провинция Буэнос-Айрес, центральная часть страны). На борту корабля были 44 человека. Последний сеанс радиосвязи с подлодкой состоялся 15 ноября 2017 года в 07:30 по местному времени (13:30 мск). Тогда она находилась в 432 км от берега в районе полуострова Вальдес (провинция Чубут).

Поисковая операция

Поиски подлодки начались 16 ноября 2017 года. На следующий день представитель ВМС Аргентины Энрике Бальби официально объявил о пропаже корабля и сообщил журналистам, что зона, в которой может находиться San Juan, очень большая и значительно удалена от берега.

18 ноября операция получила статус поисково-спасательной. Аргентина привлекла к ней два эсминца, четыре корвета, судно комплексного снабжения B-1 Patagonia, несколько гидрографических судов, сторожевых кораблей, транспортов и самолетов. Вскоре к спасательной операции присоединились самолеты и корабли Чили, США, Бразилии. Великобритания направила в район исчезновения субмарины самолет C-130 Hercules, патрульный корабль P257 Clyde, исследовательское судно A173 Protector и группу специалистов-глубоководников. Британский военный самолет впервые со времени, предшествовавшего Фолклендской войне 1982 года, получил официальное разрешение на вход в аргентинское воздушное пространство.

23 ноября министр обороны РФ Сергей Шойгу по поручению президента РФ Владимира Путина приказал направить на поиски субмарины океанографическое исследовательское судно "Янтарь" (проект 22010 "Крюйс", приписано к Северному флоту) и специалистов 328-го экспедиционного поисково-спасательного отряда ВМФ России. В современной истории РФ это был первый случай, когда российские военные спасатели привлекались к операции за пределами страны. "Янтарь" прибыл к берегам Аргентины 6 декабря 2017 года и вернулся в Россию в июне 2018 года.

Всего в спасательной операции участвовали 14 стран, включая Россию, в ней было задействовано более 4 тыс. человек.

22 ноября авиацией были исследованы 100% зоны поиска пропавшей подлодки. Энрике Бальби объявил, что операция перешла в "критическую стадию" из-за возможной угрозы нехватки кислорода на борту корабля.

30 ноября Энрике Бальби сообщил, что ВМС Аргентины прекратили операцию по спасению членов экипажа San Juan, но продолжают ее поиск.

5 декабря министр обороны Оскар Агуад первым из представителей властей Аргентины публично признал, что все 44 члена экипажа подводной лодки San Juan погибли.

17 декабря 2017 года командующий ВМС Аргентины Марсело Срура был отправлен в отставку. От исполнения обязанностей были отстранены два старших офицера ВМС Аргентины - контр-адмирал Луис Лопес Массео, отвечавший за призыв и подготовку военнослужащих, и капитан первого ранга Клаудио Вильямид, командовавший флотом подводных лодок.

Предположительные причины аварии

Первоначально Энрике Бальби сообщал журналистам, что в ВМС в качестве основной причины отсутствия контакта с подлодкой рассматривали "серьезные проблемы со средствами связи", которые могли быть вызваны неполадками в системе электроснабжения. Однако уже 20 ноября на пресс-конференции в Мар-дель-Плата командир группы океанографических судов ВМС Аргентины Габриель Галеасси рассказал, что во время последнего сеанса радиосвязи экипаж подлодки сообщил о возникновении поломки - "коротком замыкании в аккумуляторе".

23 ноября США сообщили, в день последнего выхода подлодки на связь в этом месте была зафиксирована "гидроакустическая аномалия". Эта информация совпала с данными ООН: гидроакустическая система Подготовительной комиссии Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний зафиксировала "взрыв" в указанном районе 15 ноября в 10:31 по местному времени (16:31 мск).

27 ноября аргентинские ВМС сообщили, что причиной взрыва на борту корабля, вероятно, стала высокая концентрация водорода. 28 ноября аргентинская газета Clarín опубликовала текст сообщения, переданного 15 ноября с борта субмарины. В сообщении говорилось, что "поступление морской воды через систему вентиляции в аккумуляторную яму №3 спровоцировало короткое замыкание и возникновение пожара". В результате пожара аккумуляторные батареи, расположенные в носовой части корабля, были выведены из строя.