Глава ЕАБР: "Планируем удвоить портфель банка за счет сквозных интеграционных проектов"

Николай Подгузов. Пресс-служба Евразийского Банка Развития
Николай Подгузов
Председатель правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Николай Подгузов рассказал, какие намерен ставить "сверхзадачи", чтобы вывести банк и евразийскую экономическую интеграцию на новый уровень

Николай Подгузов возглавил ЕАБР в июне, в разгар пандемии. Сейчас новый руководитель института развития вместе со своей командой работает над обновлением стратегии группы Евразийского банка и намерен ставить "сверхзадачи", чтобы вывести сам банк и евразийскую экономическую интеграцию на новый уровень. О том, на каких направлениях сфокусируется обновленный ЕАБР, и о готовности встретить любых "черных лебедей" Подгузов рассказал в интервью ТАСС. 

 Николай Радиевич, вы пришли в ЕАБР этим летом, как раз в разгар пандемии. Какие вызовы встали перед вами?

— Очевидно, что в условиях пандемии роль банка развития должна видоизменяться. Евразийский банк развития — это международная финансовая организация, и такого рода институты в значительной степени выходят на авансцену именно в период сложностей. В таких условиях инвестиционные решения, как правило, принимаются неохотно. Банки развития — институты, обладающие ресурсами и готовые кредитовать в трудные времена, когда частный капитал неохотно идет на риск. 

Пандемия создала большие сложности с точки зрения экономического развития, стабильности экономик. Механизмы банка включились на демпфирование негативных эффектов, на моменты, которые позволят экономикам стран, в которых он работает, легче пройти спровоцированные пандемией кризисы. Поэтому мы в данной ситуации лояльно относимся к нашим заемщикам и по возможности не применяем санкции или механизмы, которые мы должны были бы включать в обычных условиях. Мы предоставили ряд грантов и финансовых линий странам, чтобы они легче могли преодолеть этот период. Мы начали инициацию совместно с заемщиками ряда проектов, которые будут направлены на развитие медицины, расширение производств лекарств и медицинского оборудования.

Сейчас экономики региона прошли первый этап — этап адаптации к вызовам пандемии. В 2021 году перед государствами стоит не менее трудная задача: обеспечить устойчивый восстановительный рост. Подъем будет трудным, неравномерным и будет сопряжен с высокой степенью неопределенности. 

Поэтому можно сказать, что мы комплексно работаем в режиме поддержки экономик стран ЕАЭС и Таджикистана в условиях коронавируса и будем содействовать устойчивому восстановлению экономик стран региона.

— Будет ли в новых условиях и с новой командой переосмыслена стратегия банка развития в этих новых непростых для экономики условиях? 

— Любой проект начинается с целей и задач, которые должны этим проектом решаться, независимо от экономической ситуации. Когда глобальные цели сформулированы, ты приходишь к пониманию, какого рода команда справится с максимально эффективной реализацией этих целей и задач. Отсюда возникает стремление формировать ту команду, которая будет обладать необходимыми профессиональными навыками и которая будет на одной волне с тобой реализовывать те большие задачи, которые мы вместе обозначим. Я человек довольно амбициозный и энергичный, поэтому мне очень хочется поставить сверхзадачи и запланировать максимально амбициозные результаты, чтобы, достигнув большую часть этих результатов, вывести финансовый институт и пространство, на котором этот институт работает, на совершенно новый уровень. 

У ЕАБР на следующий стратегический период будут более четко обозначены несколько важнейших приоритетов. 

Во-первых, Евразийский банк развития является лидером среди международных финансовых институтов по проектной деятельности на территории ЕАЭС. Мы инвестируем больше средств в экономики стран ЕАЭС, чем другие международные институты. Эти лидерские позиции мы хотим сохранить и укрепить. Более того, основная задача будет, в том числе, выступить интегратором инвестиционных ресурсов на пространстве ЕАЭС. Это подразумевает такой уровень проектной экспертизы, когда мы сможем под наши знания и собственные инвестиции привлекать инвестиции национальных институтов развития и региональных финансовых организаций, в ведении которых состоят регионы, в которых мы работаем. То есть, будучи интегратором инвестиционных ресурсов, мы хотим добиться значительного мультипликативного эффекта инвестиций от нашего участия в проектах.

Во-вторых, мы хотим укрепить свои позиции в области аналитической и макроэкономичекой экспертизы евразийского региона. Самое глубокое экономическое знание по экономикам стран ЕАЭС, понимание по состоянию институтов госуправления в странах должны и находятся в компетенции ЕАБР. Мы эту экспертизу будем углублять, наращивать. Наш центр интеграционных исследований будет работать в этом направлении и предлагать целесообразные интеграционные инициативы на пространстве ЕАЭС. 

Третье — это фокус на сквозных интеграционных проектах. Мы стремимся содействовать развитию экономики и интеграции стран ЕАЭС. Необходимо создание общей инфраструктуры, которая затрагивает сразу несколько стран, проекты, которые являются трансграничными, так называемые сквозные проекты — это тот экономический каркас, который должен объединять наши экономики, делать их более эффективными. Это общая транспортная, энергетическая инфраструктура, общие подходы к решению проблем водного баланса нашего пространства.

Четвертый приоритет — это работа над выравниванием институтов и экономического развития стран ЕАЭС. Только тогда можно успешно осуществлять интеграционные инициативы, когда мы имеем экономики одинакового уровня, институты в этих экономиках одинакового уровня, одинаковое понимание проблем, стоящих перед регионом. Поэтому фокус нашей деятельности будет, безусловно, обращен и на это. Это, в общем-то, классическая функция международной финансовой организации применительно к региону ЕАЭС.

Пятый приоритет — цифровизация стран-участниц ЕАЭС. Это выход на общую цифровую инфраструктуру и реализацию цифровой стратегии в странах региона. В этом плане мы, конечно, тоже хотим быть лидирующей организацией. Здесь мы не только говорим о проекте "Путешествуй без COVID-19", который мы сейчас реализуем, но и участии в разработке платформы по миграции, решении вопросов функционирования и организации таможенных расчетов, участии в работе над общей расчетной системой ЕАЭС. И это глубокое консультирование стран ЕАЭС в области цифровизации институтов, создании платформ. Любой проект в настоящее время связан с цифрой, с большими данными. В этих условиях мы должны идти в ногу со временем, выступая законодателями тенденций и продвигая их. В нашем банке создан "Фонд цифровых инициатив", он достаточно активно развернул свою деятельность, мы в преддверии Первого Евразийского конгресса подвели итоги первого конкурса цифровых проектов. Победителей мы наградим на конгрессе уже буквально в эту пятницу.

— Что это за проект "Путешествуй без COVID-19"?

— Мы сейчас запускаем его в пилотном формате, но надеюсь, он станет более масштабным. Проект "Путешествуй без COVID-19" — это, фактически, прообраз медицинского паспорта ЕАЭС, когда информация о статусе тестирования (насколько тест "свежий", в какой лаборатории сделан), содержится непосредственно в мобильном приложении, в котором генерируется специальный QR-код. Чтобы передвигаться между странами ЕАЭС код должен быть зеленый. Таким образом, мы хотим реализовать идею свободного передвижения между странами ЕАЭС в условиях пандемии с учетом всех ковидных предосторожностей. Чтобы такой проект работал, нужна совместная работа многих экспертов и ведомств во всех странах проекта. Это непростая задача, но мы ее решаем. 

— Когда планируются финализация стратегии и презентация документа?

— У нас есть действующая стратегия, обновлением которой мы занимаемся в настоящее время, и планируем к середине 2021 года выйти с глубоко проработанным документом. Одно дело обозначить стратегические приоритеты, понять их, осознать и обсудить. Другое дело — разложить эти стратегические приоритеты на задачи для банка, построить на них страновые стратегии. Это тоже очень важно, потому что для каждой страны необходимо разработать отдельные подходы. Где-то фокус будет сделан на проектной деятельности, где-то на развитии институтов. Под эти стратегические цели и задачи нужно завершить формирование команды, которая будет способна их воплотить в жизнь, обсудить эти вопросы с акционерами. Сейчас ведется очень скрупулезная глубокая работа по подготовке этой стратегии.

 Цели и задачи действительно масштабные, возникает ли необходимость расширения команды под их реализацию?

— Команда банка уже хорошая и профессиональная. Мы будем предлагать точечные усиления, согласно целям и задачам, которые мы ставим. В первую очередь, в проектной деятельности, в дальнейшем усилении аналитического блока и в создании цифровой экспертизы. Фонд цифровых инициатив создан буквально недавно, фактически в день моего прихода в банк. Поэтому здесь нам нужно еще поработать над командой. В данном случае поставить этот проект уже на мощное развитие.

— Сейчас уже можно говорить о каких-то KPI, которые вы поставили для себя, придя в банк развития?

— Я могу скорее говорить о том, что я буду считать положительным результатом по итогам того периода, когда завершится мой контракт с акционерами. Я подписал контракт на четыре года и мне бы хотелось за этот период запустить и в значительной степени продвинуться в реализации сквозных интеграционных проектов в сфере транспорта, энергетики и воды, реализовать несколько платформенных решений в области цифры. На этом фоне, если говорить о количественных показателях, наша цель — удвоение портфеля банка за счет реализации сквозных интеграционных проектов. Сейчас у нас текущий инвестиционный портфель составляет около $4,3 млрд. Я считаю, что планка в $10 млрд инвестиций в регионы стран ЕАЭС вполне может быть преодолена в ближайшие три-четыре года.

 Сейчас актуально у крупных компаний учитывать в своих стратегиях возможную встречу с новыми "черными лебедями". Каков план и инструментарий ЕАБР на случай непредвиденных шоков?

— Мы банк развития, и нужно рассматривать ЕАБР как группу целиком, а я считаю, что именно объединение всех инструментов группы Евразийского банка позволяет добиться максимального экономического эффекта для стран-участниц. В стандартных инструментах группы ЕАБР заложена возможность эффективного противодействия разным кризисным явлениям, принесенным черными и не до конца светлыми лебедями. Дело в том, что группа ЕАБР состоит из непосредственно Евразийского банка развития, который из себя представляет классический банк развития. Во-вторых, у нас есть Евразийский фонд стабилизации и развития, которым банк управляет. Это институт, который предлагает инструменты, нацеленные на бюджетную сбалансированность и на реализацию институциональных реформ. И в данном случае он в себе содержит на региональном уровне признаки и функции двух таких институтов, как МВФ и Мировой банк. 

Понятно, что использование этих ресурсов в значительной степени происходит, когда страны испытывают не самые благоприятные периоды в своем развитии. В этом плане в 2020 году для решения мы предоставили антикризисный кредит правительству Республики Беларусь в размере $500 млн и кредит в размере 50 млн USD республике Таджикистан. Поэтому в зависимости от того, с какими лебедями мы будем встречаться, мы будем использовать те или иные инструменты, которые находятся в линейке группы Евразийского банка.

Хочу тут еще раз напомнить про аналитическую экспертизу банка. Макропрогнозисты банка моделируют не только базовые, но и альтернативные сценарии развития событий. Проводят стресс-тестирование сценариев и на основании этого формулируют рекомендации.

 Насколько сейчас актуален вопрос докапитализации ЕАБР?

— "Пчелы не могут быть против меда". Поэтому мы всегда "за". Но мы стараемся быть ответственными и максимально профессиональными в том направлении, которым занимаемся, и не считаем необходимым ставить этот вопрос до того момента, пока у нас не будет четкого обоснования того, как мы планируем данными ресурсами распоряжаться. В настоящий момент уровень достаточности капитала банка находится на весьма комфортном уровне. Он существенно более консервативен, чем стандартные нормативы достаточности капитала для коммерческих банков, будь то российские, казахстанские, белорусские коммерческие банки. Это нашло отражение в высоких кредитных рейтингах банка, которые выше суверенных рейтингов стран-акционеров. В этом плане мы не испытываем сложности в том, чтобы дальше наращивать свой портфель инвестиций. Вместе с тем, те планы и задачи, которые стоят перед банком — они довольно амбиционные. Я бы хотел, конечно, решать сверхзадачи: вопросы, например, сквозных интеграционных проектов, которые затрагивают несколько государств, которые создают межгосударственную инфраструктуру. Они очень капиталоемкие и требуют большого количества инвестиций. В данном случае, безусловно, мы на каком-то этапе столкнемся с необходимостью докапитализации банка. Мы это понимаем и работаем над тем, чтобы предложить нашим акционерам объективную информацию для того, чтобы они приняли решение о докапитализации банка в тот момент, когда это будет необходимо.