22 ДЕК, 14:00

Глава МИД Швеции: интерес к нашей модели борьбы с пандемией был значительным

В 2020 году Швеция оказалась в центре мирового внимания в связи со своей стратегией борьбы с пандемией — отсутствием карантина и других жестких ограничений, которые вводили в других странах. Министр иностранных дел королевства Анн Линде в интервью ТАСС по итогам года рассказала о том, изменилось ли в мире представление о Швеции, о приоритетах председательства своей страны в ОБСЕ в 2021 году, а также о сотрудничестве с Россией.

— Какие события этого года вы считаете наиболее важными и почему?

— 2020 год, несомненно, стал годом испытаний. Вспышка COVID-19 и его глобальная пандемия отразились на всех аспектах человеческих отношений и ударили по людям во всем мире.

Кроме того, мы наблюдали ухудшение ситуации с безопасностью непосредственно в нашем и других регионах, неудачи, связанные с демократией, правами человека и равноправия слишком во многих местах.

Но 2020-й был также и годом надежды. Необходимость международного сотрудничества и объединенных научных достижений для создания вакцины от COVID-19 обнадеживает. Также в течение года мы видели растущую международную мобилизацию для решения самого большого глобального вызова нашего поколения — климатических изменений. Все страны мира могли объединиться вокруг перспективного видения 75-летия ООН. С чувством уверенности мы ждем наступления 2021-го.

— Как изменились международные отношения в 2020-м?

— Пандемия коронавируса наложила четкий отпечаток на 2020-й. Все виды деятельности должны были приспосабливаться к условиям пандемии. Временами это становилось серьезным вызовом. Но пандемия также создала возможности для новых встреч и бесед, пусть и в цифровом формате. Точно так же мы видим необходимость в международном и многостороннем сотрудничестве для эффективной борьбы с климатическими изменениями и другими трансграничными проблемами, что, как мы надеемся, после стихания пандемии станет постоянным явлением.

— Каким был 2020 год для шведско-российских отношений?

— Как соседи, Швеция и Россия обсуждали в 2020-м сотрудничество в ряде политических областей, не в последнюю очередь в области экологии, климата, образования и здравоохранения. В 2020-м я встречалась в Москве с моим коллегой Сергеем Лавровым, а также имела с ним контакты по телефону. Так что пандемия никак не прервала наши отношения. Во время визита в Москву я высоко оценила возможность контактов с представителями российского гражданского общества, работающих, в частности, с вопросами прав женщин и ЛГБТ. У меня были вдохновляющие беседы с российскими студентами, интересующимися Швецией.

Особенно продуктивным было сотрудничество региональных организаций вокруг проблем Балтийского и Баренцева морей и Арктики. Мы надеемся на дальнейшее развитие в следующем году этих направлений сотрудничества, где у нас есть взаимные интересы. Наша цель состоит в том числе и в расширении межчеловеческого обмена с Россией.

При этом мы не изменили нашей позиции в отношении нарушений Россией международного права, не в последнюю очередь на Украине. Мы также выражали озабоченность в отношении ухудшения ситуации с демократией и правами человека в России и вместе с остальными членами ЕС резко отреагировали на покушение на оппозиционного политика Алексея Навального и несправедливый приговор историку Юрию Дмитриеву. Права человека и вопросы демократии будут по-прежнему оставаться важными приоритетами во внешней политике Швеции и наших отношениях с другими странами.

— В 2020-м Швеция оказалась в центре мирового внимания в связи со своей стратегией борьбы с пандемией, отсутствием карантина и других жестких ограничений, что были введены в других странах. МИДу пришлось серьезно потрудиться, чтобы довести до всеобщего сведения мотивы и аргументы в пользу этой стратегии. Можно сказать, что эту задачу удалось выполнить? Изменилось ли в мире представление о Швеции?

 — Действительно, в прошедшем году присутствие Швеции в международных СМИ временами было большим. Интерес к тому, как Швеция боролась с пандемией, был значительным. Образ страны меняется медленно, и на имидж Швеции за ее пределами влияют не только сообщения СМИ или шведское правительство, но и, например, гражданское общество, экономика, культурный сектор, наши граждане.

Поэтому нас радует, что в ежегодном Индексе национальных брендов 50 стран Швеция уже третий год подряд занимает девятое место. Проведенное в июле-августе исследование выявляет то, как люди воспринимают другие страны. Доклад показывает, что бренд Швеции за рубежом по-прежнему сильный.

— В 2021-м Швеция станет председателем в ОБСЕ. Есть ли что-то, чего в качестве председателя ОБСЕ хотелось бы добиться на Украине и в Беларуси? Как будет выглядеть политика на этих двух направлениях?

— Главным приоритетом шведского председательства в ОБСЕ станет защита системы европейской безопасности, то есть тех принципов и обязательств, о которых мы внутри ОБСЕ сообща договорились. Мы будем работать над мирными и устойчивыми решениями затяжных конфликтов в регионе ОБСЕ, например в Грузии и Молдавии, в соответствии с этими принципами и обязательствами. Кроме того, во всех наших действиях будет присутствовать аспект гендерного равенства, а во всем, что мы будем делать, — повестка "Женщины, мир и безопасность". 

В качестве председателя ОБСЕ мы будем еще и как сопредседатель Минской группы продолжать поддерживать усилия по достижению устойчивого мира в конфликте в Нагорном Карабахе после серьезных боевых действий этой осенью.

Единодушная точка зрения ЕС на конфликт на Украине, включая ответственность России, хорошо известна и остается неизменной. Как председатель ОБСЕ Швеция будет способствовать происходящим усилиям по решению конфликта, которое должно осуществляться с уважением к суверенитету Украины, ее территориальной целостности и ее независимости в международно признанных границах. В рамках всего этого мы будем поддерживать и работать с существующими переговорными форматами, то есть "нормандским форматом", трехсторонней контактной группой, в которые входят и Украина, и Россия.

Меня беспокоит происходящий кризис в Белоруссии, и я пристально слежу за ним. Швеция и ЕС последовательно поддерживали требование белорусского народа свободных и честных выборов и права на политические свободы и права человека. Как председатель ОБСЕ я буду делать все для восстановления уважения к нашим общим обязательствам и принципам, включая права человека и демократию. В ОБСЕ мы все, включая Белоруссию, договорились, что вопросы, касающиеся прав человека, фундаментальных свобод, демократии и принципов правового государства в отдельно взятой стране — члене ОБСЕ, представляют законный интерес для других стран. 

Беседовала Ирина Дергачева

Читать на tass.ru
Теги