Санкт-Петербург после годового перерыва в проведении массовых мероприятий готовится сразу к нескольким крупным событиям в культуре, спорте, деловой жизни: в городе пройдут матчи чемпионата Европы по футболу, уже объявлено об очном формате Санкт-Петербургского международного экономического форума и подготовке к Санкт-Петербургскому международному культурному форуму. О том, как Петербург готовится принять эти мероприятия, и что будет делать, чтобы вернуть привычный темп культурной, спортивной жизни и восстановить интенсивность туристического потока, рассказал ТАСС недавно назначенный вице-губернатором Санкт-Петербурга Борис Пиотровский, потомственный эксперт в области петербургской культуры.
— Много раз уже чиновники заверяли, что Петербург полностью готов принять матчи чемпионата Европы по футболу, отложенного на год из-за пандемии. Но время идет. Не теряют ли актуальность уже предпринятые меры? Не требуется ли что-то делать заново: обновлять инфраструктуру, ставить дополнительное оборудование, в том числе для обеспечения санитарной безопасности на объектах Евро-2020?
— Ведется активная работа по актуализации всей информации и подготовке инфраструктуры к чемпионату Европы по футболу — 2020: он сохранил свое название, его не переименовали в 2021. Был целый ряд инспекционных визитов, последний состоялся в феврале, где наши коллеги из УЕФА подтвердили готовность Санкт-Петербурга, инфраструктуры города к проведению чемпионата Европы.
Мы встречаемся с Роспотребнадзором и УЕФА, обсуждаем все возможные варианты. Где-то в первой половине апреля, возможно, даже в первую неделю, выйдем с принятым решением.
Посмотрим, сможем ли мы сразу принять большое количество людей на стадионе или, возможно, запланируем чуть меньше и потом оставим себе возможность увеличить, потому что возможности уменьшить не будет.
— То есть исключен вариант, при котором в случае ухудшения эпидемиологической обстановки в Петербурге окажется слишком большое количество болельщиков и просто туристов, которым некуда будет деться?
— Такого точно не произойдет, что мы проснемся в один прекрасный день и увидим здесь толпу туристов, которым негде жить.
Если будет решение, мы людей примем. Мы аккуратно к этому относимся, проводим дополнительные встречи с Роспотребнадзором, обсуждаем, как может развиваться ситуация, — есть позитивный и негативный сценарий. Мы готовы к любому сценарию, но рассчитываем на позитивный.
То, как будут допускать гостей в город во время чемпионата, тоже будет обсуждаться, в том числе на федеральном уровне, в самое ближайшее время. Так уж совсем дикарями приехать вряд ли будет возможно.
Один из вопросов, который мы поднимаем, это вакцинация.
Мы открыли пункт вакцинации на стадионе "Газпром Арена". Мы первые, кто сделал это, и это востребовано. Посмотрим, как будет идти вакцинация, и будем увеличивать количество пунктов на стадионах, подключать к этой работе Ледовый дворец.
— Что касается неспортивной инфраструктуры — ресторанов, гостиниц — они готовы к приему большого количества гостей, учитывая санитарные требования?
— Гостиницы готовы давно принять болельщиков, рестораны тоже, в целом город готов действовать на основе коронавирусных ограничений, которые напрямую связаны с эпидемиологической ситуацией. На сегодняшний день она ограничена оптимистично — и рестораны работают, и гостиницы, но при этом существуют стандарты безопасности, которые все должны выполнять.
— Будут ли внесены какие-то изменения в проекты создания фан-зон? Как будет регулироваться количество посетителей этих зон?
— На последней нашей встрече с представителями УЕФА мы рассмотрели возможность для введения дополнительной фан-зоны. Мы сейчас ее прорабатываем отдельно для того, чтобы разгрузить уже утвержденные фан-зоны. У нас будет "деревня болельщиков" на Конюшенной площади и зона публичного просмотра на Дворцовой площади. Для того чтобы убрать с Дворцовой несоответствующие, ненужные развлечения — сцены, мероприятия, мы вводим дополнительную зону болельщиков около дворца спорта "Юбилейный". Я говорил об этом с губернатором, и он эту идею поддержал.
В вопросах ограничения численности посетителей этих зон мы будем опираться на заключение Роспотребнадзора. Учитывая, что это открытая территория, открытый воздух, они могут быть минимальными, но какие-то ограничения в любом случае будут — маски, дистанция, обработка рук.
— Будет ли город готовить какие-то, что называется, "фишки", чисто петербургские, в культурной программе или сувенирной продукции, чтобы гостям запомнился не только чемпионат по футболу, но и сам город?
— Главная "фишка", которая нас выгодно отличает от всей Европы, это то, что у нас все открыто — рестораны, музеи, театры — и существует практически уникальная возможность их посещать. Мы, конечно же, готовим обширную культурную программу совместно с некоторыми театрами, подключаем УЕФА, работаем с нашими учреждениями культуры, они разрабатывают различные программы. Например, мы договорились о встрече УЕФА и театра "Суббота": у них есть идея о совместном проведении мероприятий в рамках чемпионата. Не буду раскрывать их планы, но это театральные проекты, которые можно сделать в качестве культурной программы в дополнение к чемпионату Европы.
Основная идея в том, что у нас город — это музей под открытым небом, который есть возможность посетить, и все готовятся к этому, все это знают. У нас большой опыт такой работы по чемпионату мира по футболу, который себя очень хорошо зарекомендовал, и будем действовать примерно так же.
— Во время чемпионата мира по футболу в 2018 году большую популярность приобрел эрмитажный кот Ахилл, который предсказывал результаты петербургских матчей. Будут ли обращаться к его "услугам" во время предстоящего чемпионата Европы?
— Ахилл зарекомендовал себя как настоящий оракул и очень полюбился болельщикам. Я думаю, все будут ждать его новых прогнозов, и конечно, было бы неправильно обманывать эти ожидания. Мы поддержим эти планы, если, конечно, Ахилл согласится.
— Вы активно участвуете в благотворительных проектах, связанных с устройством бездомных котов в Петербурге. Недавно вы приняли участие в церемонии передачи котов "на работу" в учреждения культуры Санкт-Петербурга — в Театр эстрады имени Аркадия Райкина, Молодежный театр на Фонтанке и Центральный парк культуры и отдыха. Будете ли вы отслеживать судьбу этих животных?
— Судьба этих котов не вызывает беспокойства, учитывая то, в какие учреждения они попали.
Уверен, что всем котам, получившим работу в учреждениях культуры, будет там хорошо. Особенно повезло тому, который поступил в ЦПКиО, там для него раздолье — важно только, чтобы он нашел общий язык с белками, проживающими в парке.
— Есть ли уже понимание, насколько повлиял период пандемии на работу учреждений культуры Петербурга? Все ли выдержали испытания, связанные с ограничениями, или кого-то придется спасать? Планируется ли пересматривать нормы посещаемости, принципы организации мероприятий, поддержки и финансирования учреждений культуры?
— Учреждения культуры Санкт-Петербурга мужественно пережили пандемию. Мы внимательно за ними следим, оказываем поддержку, работаем в режиме реального времени со всеми учреждениями. Нормативы посещаемости уже пересмотрены, мы достаточно мобильны в этом смысле. Мы пересматриваем их, как только вводятся какие-то ограничения. Если говорить о театрах, мы изменили систему государственного задания, мы снизили требования к минимальному числу зрителей, уменьшили обязательное количество проводимых спектаклей, тем не менее сохранили полностью финансирование.
Конечно, нельзя говорить о том, что финансовое обеспечение учреждений культуры сохранилось на прежнем уровне, потому что учреждения потеряли свои доходы от предпринимательской деятельности, то есть деньги, которые они сами зарабатывали.
— Вы сказали, что одним из ваших приоритетов на посту вице-губернатора будет активная поддержка небольших театров и музеев и усиление их роли в культурной повестке. Идет ли речь о материальной поддержке или, возможно, о помощи в продвижении проектов?
— Конечно, взаимодействие города с небольшими театрами, небольшими учреждениями культуры — это вопрос комплексного взаимодействия, далеко не только финансового, — мы оказываем информационную поддержку, узнаем, какие у них есть запросы, и стараемся мобильно реагировать на это. Система распределения субсидий претерпит некоторое обновление в этом году. Мы открываем состав комиссии по распределению субсидий, имена ее членов будут известны, ее деятельность будет более прозрачной.
По бюджету у нас небольшой, но все-таки рост существует. В 2021 году бюджет комитета по культуре на 5–7% больше, чем он был в прошлом году. Мы увеличиваем субсидии на некоммерческие организации, увеличиваем объем субсидий негосударственным учреждениям культуры.
— Обратимся к кино. В августе у "Ленфильма" сменилось руководство, и они уже озвучили определенные планы по возрождению киностудии. Войдете ли вы в состав совета директоров киностудии, как ваш предшественник? Как город будет участвовать в судьбе киностудии? Будет ли помогать в привлечении новых кинопроектов или иными способами?
— Я хочу начать с того, что "Ленфильм" — это важнейшая точка на культурной карте Санкт-Петербурга. Городу, мягко говоря, небезразлична судьба киностудии, и мы, безусловно, будем взаимодействовать и поддерживать "Ленфильм" в каких-то их правильных начинаниях.
Мы взаимодействуем с производителями кино по субсидиям: выделяем субсидии на некоммерческое кино, со следующего года будем иметь возможность выделять субсидии на коммерческое кино.
Мы начали диалог с "Ленфильмом" и отправили все запросы на обновление совета директоров, и я готов в него войти, если коллеги посчитают это возможным и необходимым. Мы запланировали встречу с руководством киностудии, чтобы проговорить подробно, как мы будем взаимодействовать, как они собираются выходить из достаточно критического положения, в котором они находятся уже несколько лет.
Мы возлагаем большие надежды на новое руководство. Я слежу внимательно по прессе и по их отчетам, что они собираются делать и как они реструктурируют долги. Это внушает определенный оптимизм. Мы надеемся, что, в том числе при нашей поддержке, киностудия станет новым центром притяжения для кинопроизводителей и кинокультурной общественности страны и мира. Лично я вижу в этом месте огромный потенциал, возможностей там очень много.
— Насколько можно увеличить объемы съемок в Петербурге? Выгодно ли это вообще городу? Или это больше проблем — с перекрытием движения и так далее?
— Здесь, действительно, очень важно соблюсти баланс. Мы должны, с одной стороны, создать привлекательные возможности для съемок. А есть другой вопрос. Как, например, наши иностранные коллеги делают, когда они берут какой-то город, где не очень активная экономика, и за счет введения рибейтов привлекают туда киносъемки. Вот это не совсем наша история, потому что у нас, во-первых, киносъемок достаточно, которые проходят на ландшафте Петербурга, а во-вторых, нам будет тяжело перекрывать город. Мы как раз хотим увеличивать количество производства кинопродукции на студии, в павильонах. Постпродакшен тоже, конечно же, должен происходить: у нас есть огромные мощности для этого.
— В этом году отмечается 800-летие со дня рождения Александра Невского, в организации мероприятий город активно сотрудничает с РПЦ. Как в целом сейчас складываются отношения с Санкт-Петербургской епархией Русской православной церкви, остались ли имущественные вопросы, по которым возникают сложности?
— В этом году мы празднуем 800-летие Александра Невского — готовим большую программу на сентябрь по этому поводу, взаимодействуем по выставочной деятельности, в декабре прошла выставка фотографий в комплексе "Россия — моя история", сейчас идет выставка икон.
У нас нормальные рабочие отношения. В результате реорганизации Музея городской скульптуры мы передали второй этаж Благовещенской церкви в распоряжение Санкт-Петербургской епархии. Продолжаем развивать Музей городской скульптуры, мы подписали документы: у музея появился новый адрес — Невский проспект, 19.
Там, безусловно, потребуется провести какие-то работы, но это не "глобальные" переделки, а косметический ремонт. Никаких проблем со зданием нет, ничего укреплять не надо. Когда решим, что именно там будет, сколько нам потребуется времени и денег, сможем прогнозировать сроки открытия. На Невском, 19 проходимость больше. Это настолько прекрасная локация, что там можно очень многое предпринять. Надеюсь, что они придумают что-то действительно интересное.
И "Уткина дача" у нас готовится, это тоже Музей городской скульптуры. Мы должны ее сдать в 2024 году, и надеюсь, что это станет новой музейной точкой притяжения.
— С Исаакиевским собором, на который претендовала РПЦ, закрыт вопрос?
— У меня такого вопроса на повестке дня нет. На сегодняшний день у нас вопрос закрыт. Комитетом имущественных отношений и комитетом по культуре никаких больше вопросов о передаче не рассматривается.
— Как в дальнейшем будет развиваться Музей обороны и блокады Ленинграда? Когда можно ожидать расширения его площадей в Соляном городке?
— Экспозиции Музея блокады будут расширяться обязательно. У нас сформирован обновленный состав рабочей группы, было вводное заседание с участием представителей Министерства обороны, и мы стараемся актуализировать нашу дорожную карту по расширению. Часть помещений сейчас передается, а по части есть определенные сложности, потому что мы должны предоставить Минобороны альтернативные площади. С этим пока есть сложности, но тем не менее они решаются.
У нас есть поручение президента об организации института изучения блокады, мы готовим предложения по организации этого института на базе Государственного музея обороны и блокады Ленинграда. Мы сейчас определяем, как это будет происходить, проводим организационные мероприятия, получаем на это бюджет, определяем, где он будет находиться — он будет, безусловно, на территории музея. Сейчас его площадь небольшая, мы ее только будем расширять, и чтобы это было не увязано, возможно, какой-то промежуточный вариант, но, тем не менее, институт будет существовать со следующего года, с 1 января совершенно точно. Он будет впоследствии в тех помещениях, которые передаст Министерство обороны, но если мы не успеем что-то передать, значит, мы его разместим в другом месте.
— Как будет развиваться идея создания филиалов этого музея, какой статус они получат?
— Мы рассматриваем несколько вариантов возможной организации филиалов, но в целом предполагаем временные выставки. Например, в Ленинградской области, где формируется музей Дороги жизни, и таким же образом мы будем взаимодействовать с другими регионами. Есть определенные сложности создания филиала в другом регионе, в том числе в части финансирования. Мы пытаемся найти более простые способы, как это делают большие музеи, международные. Есть вариант, когда регион берет на себя обязательство по организации места и правовой формы, а музей делает там выставки. Так, например, существует музей Эрмитаж в Амстердаме.
— Вы вошли в оргкомитет Санкт-Петербургского международного культурного форума. Минкультуры уже делает осторожные прогнозы о том, что форум можно будет провести в очном формате. Будут ли учреждения культуры Петербурга готовить специальные программы к форуму, планируются ли мероприятия общественного потока или в этом году придется воздержаться от массового участия зрителей?
— Мы полны оптимизма, но умеренного. Мы планируем делать и чемпионат Европы по футболу, и культурный форум, и коллеги планируют экономический форум в полном объеме. Но как будет на самом деле, покажет эпидемическая ситуация в городе. Сейчас пока темп хороший.
Если эпидемическая ситуация нам позволит провести, а я очень на это надеюсь, культурный форум в полном объеме, мы его так и проведем. По крайней мере, готовимся мы к его проведению в полном формате.