Генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева рассказала в интервью ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме, кто стал лидером Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в российских регионах в 2021 году, какими новыми показателями его планируется дополнить в будущем, а также поделилась планами провести осенью второй форум "Сильные идеи для нового времени".
— Светлана Витальевна, традиционно на Петербургском международном экономическом форуме АСИ презентует рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России. Расскажите, кто выбился в лидеры после кризисного года?
— Мы даже обсуждали, стоит ли в этот раз формировать рейтинг, потому что 2020 год был тяжелым для бизнеса, для российской экономики в целом. Но все-таки приняли решение это сделать. В итоге данные для рейтинга собрали. Все опросы проводил ВЦИОМ начиная с февраля 2021 года. Выборка — 400 тыс. предпринимателей со всей России. По результатам Национального рейтинга первые две позиции заняли Москва и Татарстан — лидеры прошлогоднего рейтинга. На третью позицию вернулась Тюменская область, которая годом ранее из-за высокой конкуренции не смогла пробиться в десятку регионов — лидеров Национального рейтинга (2020 год — 12-е место).
— Кто замкнул пятерку лидеров?
— Четвертая позиция у Тульской области и пятая — у Республики Башкортостан. В прошлом году Башкортостан входил в десятку лучших — у него была девятая позиция, — а в этом году замкнул лидерскую пятерку.
— Можете обозначить, как изменился инвестклимат в России, на основе подготовленного вами рейтинга?
— Мы ежегодно фиксируем индекс инвестиционного климата в целом по стране. В последние годы он все время рос, а в этом году упал. Это, естественно, сводится к последствиям пандемии и вытекающим отсюда экономическим показателям для предпринимательского сообщества.
— Какой-то эффект от этих запущенных реформ уже есть?
— Приведу пример. Правительство поставило себе задачу сократить инвестиционный цикл стройки на год. Уже упразднено несколько сотен излишних регламентов, нормативов, которые регулируют строительную отрасль. Расширен доступ к инфраструктуре, сокращено получение всевозможных разрешительных документаций, минимизированы сроки начала стройки, запуска инвестиционного проекта и так далее. То есть все упрощается и в части процедур, и в части сокращения сроков. Это подтверждается в том числе и оценками предпринимателей.
— К слову об оценке предпринимателей. Бизнес жаловался на административное давление: проверки, штрафы. Какую тенденцию видите сейчас?
— В последние несколько лет административное давление на бизнес оставалось одной из ключевых проблем инвестклимата, однако в этом году ситуация изменилась в лучшую сторону. Так, доля предпринимателей, столкнувшихся со случаями коррупции, снизилась на 29% (в прошлом году с давлением сталкивался каждый третий предприниматель, в этом — каждый пятый), а количество дополнительно запрашиваемых (необязательных, по мнению предпринимателей) документов снизилось на 37%. Одной из возможных причин наблюдаемых изменений может служить введение правительством РФ в 2020 году моратория на плановые проверки субъектов МСП. И несмотря на то, что общее количество проверок снизилось, не произошло ничего страшного. Поэтому хотелось бы, чтобы снижение контроля-надзора и применение риск-ориентированного подхода вошло в обычную жизнь российского предпринимателя.
— Еще немного про рейтинг. Стимулирует ли он регионы к соревнованию друг с другом в борьбе за инвесторов?
— Когда этот рейтинг задумывался, задачей было как раз мотивировать региональные команды улучшать инвестиционный климат, создавать благоприятные условия для бизнеса. И когда один регион видел, как в близлежащем субъекте можно запустить инвестиционный проект на два года раньше, то тоже начинал подтягиваться. Этот проект открыл возможность регионам в формате соревнования и обмена эффективными управленческими решениями улучшить организацию работы с инвесторами, и сейчас мы видим общую положительную динамику изменения бизнес-климата за последние несколько лет. Это можно подтвердить следующим примером. Так, регион, в 2021 году занимающий 65-е место по интегральному индексу, в 2015 году оказался бы в десятке лучших.
— Как будете дальше мотивировать?
— Мы сегодня уже обсуждаем с рейтинговым комитетом, с предпринимательским сообществом, с регионами, как дополнить методологию новыми сюжетами, которые сегодня актуальны. Нужно ставить новые ориентиры, новую планку по качественной работе с инвесторами. Но самое главное — сохранять преемственность и обеспечить мониторинг текущих показателей, чтобы не случилось так, что ориентиры изменятся и прежними показателями сразу перестанут заниматься. Здесь очень важен фокус именно на самих предпринимателей.
— Будут ли новые критерии оценки?
— В регионах за несколько лет созданы инструменты работы с инвесторами. Сейчас важно понять, как они работают, какие сервисы доступны бизнесу и какова их эффективность.
Мы обсуждали показатели, связанные с оценкой и эффективностью законодательства по защите прав инвесторов, прямого канала связи в регионе. Также думаем об интеграции в наш рейтинг индекса административного давления на бизнес, который формирует институт уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова. Индекс хорошо себя зарекомендовал и является комплексной оценкой.
— Сейчас появился новый предпринимательский класс — самозанятые. Их обновленный рейтинг будет учитываться?
— Действительно, мы обсуждали вопрос по самозанятым. Здесь можно подумать над индикаторами для регионов в части создания инфраструктуры для самозанятых, поддержки самозанятых.
— Когда планируете представить новую методологию рейтинга?
— Мы будем проводить дискуссии с регионами, бизнесом в течение лета. И в сентябре-октябре, я думаю, уже сформируем новый подход к методологии для следующих циклов.
— Второй глобальный проект АСИ — это Национальная социальная инициатива (НСИ). Предполагалось, что в этом году уже начнется ее внедрение в регионах. Когда это планируется сделать?
— По поручению президента РФ мы уже подготовили методические рекомендации для всех регионов по реализации НСИ, поэтому буквально в июне-июле каждый регион сможет обеспечить необходимую инфраструктуру для запуска этого проекта. Имею в виду не финансовые средства, а организационный механизм. Здесь очень важно, как и во всех наших проектах, полагаться на обратную связь от получателей конкретных услуг. В Национальной социальной инициативе, конечно, главный наш клиент — это человек, гражданин, который пользуется услугами в социальной сфере, который обращается за решением вопроса по конкретной жизненной ситуации к государству, к государственным организациям. В каждом регионе у нас будут созданы экспертные группы, в которые войдут специалисты различных отраслей, обычные граждане и, безусловно, региональная команда — профильные министры, руководители ведомств, которые отвечают за регулирование в социальной сфере. Поэтому в этом году такая работа будет развернута.
— Из чего она состоит?
— На основе рейтинга качества жизни, который будет составляться в рамках проекта НСИ, регион будет понимать свои сильные и слабые стороны, направления развития. И для каждого региона будет формироваться его индивидуальная карта улучшений в социальной сфере — по приоритетным жизненным ситуациям. А под эти направления будет реформироваться и нормативная база, разрабатываться план мероприятий, необходимых действий, которые регион должен реализовать.
Это вот такой единственный интегрированный показатель, который будет говорить об эффективности или неэффективности принимаемых решений.
— Сейчас удовлетворенность невысокая?
— Как показывают опросы социологов, которые ежегодно проводятся, удовлетворенность услугами в социальной сфере не достигает 50%.
— Вы упомянули про рейтинг качества жизни, который формируется впервые. Когда планируете его представить?
— Мы провели все необходимые расчеты и опросы, и все регионы получат свою индивидуальную карту с показателями. Это позволит им понять свое место в системе координат, увидеть проблемные зоны, о которых говорит обратная связь от людей, и, опять же, принять управленческие решения. Мы также сформировали пакет лучших практик — проектов, которые позволяют улучшить ситуацию в конкретных жизненных моментах, и любой регион это может адаптировать под свои особенности. Результаты всего рейтинга мы планируем озвучить на ближайшем наблюдательном совете АСИ.
— В прошлом году вы провели крупнейший форум "Сильные идеи для нового времени", на который поступили тысячи идей граждан по улучшению экономики, социальной, технологической сфер и так далее. Ждать ли в этом году второго форума?
— В прошлом году к форуму поступило около 15 тыс. инициатив, проектов разной степени проработки. Все они прошли экспертизу на разных площадках.
Также по поручению президента мы вместе с правительством и ВЭБ.РФ сформировали предложения по комплексному механизму поддержки идей граждан нашей страны.
— А когда ждать старта нового отбора идей и проектов?
— Форум в этом году пройдет осенью. Сбор идей запустим в июле.
— В офлайн-формате?
— Если все пойдет по плану, то да. Но у нас уже есть опыт проведения форума в гибридном формате, поэтому мы готовы к разным форматам.
— Вы говорили, что часть идей с форума может лечь в основу стратегии АСИ...
— Сейчас мы формируем стратегию на 2022–2024 годы. Если говорить про новое, что мы почерпнули из идей с форума, то это экологическая повестка. Мы сейчас собираем экологическую инициативу, потому что к нам пришло очень много стартапов и решений в сфере экологии.
— Когда стратегия будет готова?
— Осенью представим ее наблюдательному совету АСИ.