Глава "Русала": разделение активов может повысить эффективность и увеличить долю на рынке
Генеральный директор "Русала" Евгений Никитин в интервью ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме рассказал о том, как компания планирует разделять свои активы, чего ждать российским покупателям алюминия, и в чем заключается масштабная экологическая модернизация заводов "Русала".
— "Русал" решил разделить свои активы на две отдельные компании. Почему приняли такое решение?
— Мы объявили большую программу экологической перестройки заводов в России. И, соответственно, необходимо структурировать активы таким образом, чтобы по каждой группе была разработана своя стратегия, и чтобы заводы более эффективно эти стратегии внедряли. Потому что программы масштабные, они занимают до 10 лет. И получается, что одной группе активов надо сконцентрироваться на одних аспектах, а второй группе — на других. Чтобы не потерять тот стратегический вектор, который нам необходим, мы приняли решение о разделении и структурировании активов таким образом, что одна компания будет заниматься разработкой новых видов сплавов и становиться еще более технологичной. И мы хотим с помощью этой компании занять большую долю рынка. Вторая компания сконцентрируется именно на перестройке и модернизации своих мощностей. Наша задача — заменить старые технологии. Соответственно, со временем эта компания должна преобразиться в абсолютно новый технологический актив.
— Какое название получит новая компания?
— Одна компания, которая будет сформирована на базе "Русала", получит название Al+. По второй компании мы в процессе обсуждения названия. Нам важно, чтобы оно отражало специфику компании и ее стратегию.
— Какие сроки у разделения, а также у листинга новой компании?
— По первому вопросу, планируем завершить разделение в первом полугодии 2022 года, потому что очень много консультаций на сегодняшний день происходит, со всеми надо договориться, снять все вопросы, которые существуют у банков, акционеров.
Что касается листинга, Al+ остается на Гонконгской бирже. А по второй компании будем смотреть после разделения, когда будет удобно выйти на биржу.
— Планируется ли продажа каких-либо активов?
— Нет, никаких продаж мы не рассматриваем. Просто разделяем активы. Причем акционеры в обеих компаниях на данный момент остаются те же, то есть разделение идет пропорционально долям владения в "Русале". Это самый прозрачный путь.
— Почему "зеленый" алюминий от Al+ пойдет на экспорт, а продукция с более высоким углеродным следом от новой компании на внутренний рынок?
— Такое определение — ошибка, так как на самом деле, мы не подразумевали подобное разделение. Наши клиенты получат именно тот металл, который они будут у нас заказывать. Никто не говорит, что Al+ не будет поставлять продукцию на российский рынок. То, что новая компания сконцентрируется на внутреннем рынке, это сложилось у нас исторически. У предприятий новой компании на сегодняшний день более 60% договоров — это и так внутренний рынок, эти контракты у этих предприятий останутся. Поэтому нельзя сказать, что на российском внутреннем рынке металл будет с высоким углеродным следом, нет. Каждый клиент получит именно тот металл, который ему необходим. Повторюсь, разница именно в разных стратегиях развития.
— Сохранит ли новая компания самостоятельность после завершения экологической модернизации? Возможно ли вновь объединение с Al+?
— Пока мы не предусматриваем каких-то объединений. Но, опять же, это будет зависеть от развития рынка, какие будут запросы у общества. Любое разделение, любое объединение должно быть эффективно с точки зрения экономики, с точки зрения пользы для акционеров, с точки зрения пользы для общества. Мы будем смотреть, достигли ли целей, которые установили для обеих компаний. Но говорить сейчас, что потом они модернизируются и вновь соединятся, я бы не стал.
— Все ли акционеры "Русала" согласны с данной схемой разделения?
— Это долгий процесс. Сейчас идут консультации со всеми заинтересованными сторонами. У любого акционера, естественно, могут возникнуть вопросы. Консультаций идет очень много на сегодняшний день, обсуждаем, как это будет выглядеть, в чем плюсы сделки, где мы видим минусы. Все это мы рассказываем открыто, честно. Но решение принимает каждый акционер самостоятельно. Мы предполагаем, что мы все-таки договоримся в интересах всех акционеров по тому, каким образом произойдет разделение компании.
— Есть ли у En+ Group, основного акционера "Русала", планы по полной консолидации Al+ после разделения?
— На сегодняшний день такая опция не рассматривается.
— То есть структура акционеров останется такой же, как сейчас?
— На первом этапе — да. А дальше может произойти все, что угодно. Может, кто-то захочет выйти из акционерного капитала, а кто-то, наоборот, зайти.
— Как будет распределяться текущая долговая нагрузка "Русала" между компаниями?
— Все будет зависеть от отношения чистого долга к показателю EBITDA каждой из компаний. То есть у нас есть общий долг, какая EBITDA формируется у первой компании, какая у второй. Не будет так, что у одной компании оставим весь долг оставим, такого конечно не произойдет.
— Сохранит ли Al+ дивидендную политику "Русала" или планируются изменения?
— Мы предполагаем, что акционеры будут те же. Но если изменения произойдут в составе акционеров, возможно, и дивидендная политика будет меняться. То есть сейчас рано говорить про то, какая будет дивидендная политика.
— То есть менеджментом дополнительно не обсуждались варианты по изменению дивидендной политики?
— Нет.
— Почему совет директоров "Русала" рекомендовал не выплачивать дивиденды за 2020 год? Когда возможен возврат к выплате дивидендов?
— Мы как менеджмент не принимаем решений по выплате дивидендов. Это прерогатива совета директоров.
— Какие планы у вас относительно доли в "Норникеле" в связи с разделением?
— Доля в "Норникеле" останется у Al+. И исходя из этого чистый долг у Al+ будет гораздо выше, чем у второй компании. Мы всегда говорили, что доля в "Норникеле" — это стратегическое вложение для нас.
— Какой объем инвестиций планируете в масштабную экологическую модернизацию заводов "Русала"? Сколько из них составят собственные средства, а сколько кредиты?
— Ориентироваться стоит на цифру в 380 млрд рублей. Но мы приступили сейчас к проектированию, по итогам которого будет уточнена вся сумма. Предполагается финансирование за счет коммерческих кредитов, поддержанных гарантией государства. И, соответственно, часть собственных средств. Какую долю составят собственные средства – это будет зависеть от финансового положения компании. Если будет отличное — будет чуть больше, в противоположном случае — поменьше. Рассчитываем, что в 2023 году начнется основной этап строительства.
— А в чем состоят госгарантии?
— Важно понимать что госгарантия — это не деньги. Госгарантия не дает возможность получать средства из госбюджета. Госгарантия — это больше для банков, подкрепление госгарантией, что государство гарантирует им возврат денежных средств. Соответственно, это более низкий процент по коммерческому кредиту. Не более того. Потому что период реализации длинный, деньги большие, соответственно, банку нужно, чтобы были гарантии от кого-то кроме единственного участника. В данном случае гарантию дает государство. Но за кредит, включая проценты по нему, полностью расплачиваемся мы сами.
— Что конкретно планируется сделать в рамках модернизации?
— У нас есть несколько технологий собственной разработки. Если мы берем Красноярский и Братский алюминиевые заводы, то мы будем равнять с землей корпуса со старой технологией, на их месте строить новые корпуса с технологией РА-550, которая представляет собой электролизеры с более высокой силой тока. Эффективность съема металла с одного квадратного метра будет в несколько раз выше. В Красноярске мы снесем 13 корпусов, а на их месте будет стоять всего два. В Братске то же самое: снесем два цеха полностью (12 корпусов) и на их месте построим два корпуса.
Подходы по каждому заводу будут абсолютно разные. Разработана по каждому отдельная дорожная карта. Будет сформировано финансирование, график строительства. При этом мы объем производства металла не увеличиваем.
— Вы его сохраните?
— Сохраним. Металла на модернизируемых заводах будет производиться ровно столько же, сколько сейчас. Получатся абсолютно новые заводы, но перестройка будет иметь чисто экологическую направленность. Мы должны как можно меньше воздействовать на окружающую среду, чтобы люди, которые находятся рядом с нами, почувствовали это на себе. Общественных запросов очень много на это сейчас, не только от наших регионов присутствия, но и от соседних. Мы должны создавать комфортную среду, чтобы люди начали приезжать, а не уезжать из этих мест.
При увеличении объемов, хотим мы этого или нет, выбросы увеличиваются. Потому что выбросы идут с тонны производства. Поэтому если мы будем увеличивать производительность на этих местах, то экологической эффективности мы не получим.
— Еще один новый актив "Русала" — Тайшетский алюминиевый завод, первую очередь которого вы планировали в этом году запускать. Приняла ли компания решение по возведению второй очереди завода?
— Да, первую очередь мы запустим в этом году. В 2022 году выведем ее на полную мощность. Это постепенный процесс. Где-то в 2022 году мы уже будем принимать решение о застройке второй очереди. Но сейчас это находится в стадии рассмотрения. Мы всегда рассматриваем все возможные варианты, какими бы они ни были.
Беседовал Максим Корчагин