18 ИЮН, 08:30

Гусев: суды России признаны наиболее технологически развитыми в Совете Европы

О том, как судебная система России пережила период самых строгих ограничений из-за пандемии, как цифровизация меняет работу судов, в чем судебная система переходит на дистанционные технологии и какими будут возможности суперсервиса "Правосудие онлайн", в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде РФ Александр Гусев.

 Александр Владимирович, Судебный департамент занимается обеспечением работы судов. На фоне продолжающего роста нагрузки судей, прежде всего за счет гражданских дел, насколько судебная система России оказалась готова к работе в условиях ограничений из-за пандемии?

— В 2020 году в условиях режима повышенной готовности, введенных в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также связанными с этим ограничениями судебная система Российской Федерации повысила эффективность своей работы.

В судах в соответствии с федеральным законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и указами президента были приняты меры в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции. Кроме того, в субъектах РФ в зависимости от сложившейся ситуации принимались региональные правовые акты по введению отдельных ограничительных мер, положения которых также учитывались в работе федеральных судов соответствующего региона. Совместным постановлением Президиума Верховного суда РФ и Президиума Совета судей федеральным судам общей юрисдикции было рекомендовано рассматривать судебные дела безотлагательного характера, а при наличии технической возможности и с учетом мнений участников судопроизводства — проводить заседания с использованием систем видео-конференц-связи или веб-конференции. Участники судебного разбирательства своевременно информировались об изменении даты и времени рассмотрения судебных дел посредством телефонных звонков, SMS-уведомлений, писем по электронной почте.

Вместе с тем, как показали итоги прошедшего года, правосудие осуществлялось с высоким качеством, 99% дел было рассмотрено с соблюдением процессуальных сроков.

Более 400 тыс. судебных заседаний прошли с использованием видео-конференц-связи, что говорит о востребованности данного способа участия в судебных заседаниях.

Итоги прошедшего года свидетельствуют о том, что судебная система не только сохранила высокий уровень своей работы, но и в новых непростых условиях пандемии смогла определить и реализовать оптимальный алгоритм своей деятельности.

На совещании судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов президентом России отмечено, что качество правосудия при возросшей нагрузке оставалось высоким и, более того, продолжало совершенствоваться. На том же совещании председатель Верховного суда России отмечал, что в условиях пандемии в судебной практике возникали новые вопросы о применении законодательства, в том числе о мерах социально-экономической поддержки граждан и бизнеса. В этой связи Президиум Верховного суда РФ утвердил три обзора по отдельным вопросам судебной практики, которые были учтены судами при рассмотрении более 150 тыс. дел и материалов, чем была обеспечена правовая определенность и предотвращение возможных судебных ошибок.

Благодаря своевременной реализации мер, позволяющих осуществлять правосудие с учетом особенностей санитарно-эпидемиологической обстановки в каждом из регионов, судопроизводство не прекращалось. Более того, количество рассмотренных судами в 2020 году дел и материалов превысило объем их работы за 2019 год на 3 млн 920 тыс.

Согласно отчету Европейской комиссии по эффективности правосудия, опубликованному в ноябре прошлого года, российские суды продемонстрировали один из лучших показателей среди стран Совета Европы. В частности, эксперты Еврокомиссии единодушно сочли российскую судебную систему наиболее оперативной, технологически развитой и наименее финансово затратной для граждан.

— Вводимые в регионах ограничения не отразились на возможности обратиться за защитой в суд?

— Необходимо отметить, что федеральными судами общей юрисдикции принимались все меры к обеспечению права граждан на обращение в суд за защитой своих прав и интересов.

Граждане могли обратиться в суд с заявлением как привычным способом на бумажном носителе, так и путем подачи документов в электронном виде на официальных сайтах судов, расположенных на интернет-портале ГАС "Правосудие", в разделе "Подача процессуальных документов в электронном виде" через личный кабинет. Порядок подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде утвержден приказом Судебного департамента при Верховном суде РФ еще 27 декабря 2016 года.

В федеральные суды общей юрисдикции было подано 2,4 млн обращений в электронном виде, это более чем в 2 раза превышает показатель 2019 года (1,047 млн). В федеральные арбитражные суды было подано 686 496 обращений в электронном виде (в 2019-м — 498 792).

В целом за 2020 год количество обращений к порталу ГАС "Правосудие" и к сайтам домена sudrf.ru по сравнению с предыдущим годом увеличилось до 3 млрд 112 млн, или на 14,98%, по сравнению с 2019 годом (тогда было 2 млрд 706 млн обращений). Количество личных кабинетов пользователей сервиса "Электронное правосудие" за год выросло до 18 млн 695 тыс. (в 2019 году — 16 млн 185 тыс.).

За полгода до пандемии в России начали работу новые окружные суды, и уже первый год их работы показал их значимость в судебной системе, особенно возросшую роль кассационных инстанций. Удалось ли полностью обеспечить условия работы новых 16 инстанций, не застала их врасплох ситуация с COVID-19?

— Суды кассационной и апелляционной инстанций общей юрисдикции начали работу с 1 октября 2019 года. Была проведена значительная работа по их созданию и организационному обеспечению.

Все кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции размещены в зданиях и помещениях, приспособленных для отправления правосудия и отвечающих всем предъявляемым требованиям, и оснащены всем необходимым оборудованием, в том числе программно-аппаратными комплексами видео-конференц-связи и аудиозаписи судебных заседаний. Организована работа по обеспечению судей и работников аппаратов судов ключами электронной подписи. Созданы официальные сайты и почтовые ящики кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

При этом следует отметить, что информационные технологии, которые используются в деятельности федеральных судов общей юрисдикции, внедряются централизованно и соответствуют типовым требованиям независимо от судебной инстанции.

Система ГАС "Правосудие", которая стала одним из самых востребованных электронных сервисов в России, позволяет находить дела в суде, даты назначения заседаний и вынесенные решения, а также подавать в суд документы в электронном виде. Предполагается ли дальнейшее развитие цифровых возможностей этого сервиса?

— В рамках федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" разрабатывается суперсервис "Правосудие онлайн". Срок завершения федерального проекта — декабрь 2024 года.

Целевое состояние жизненной ситуации "Правосудие онлайн" формируется с точки зрения безусловного соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, создания условий эффективной судебной деятельности посредством ее цифровизации.

Суперсервис "Правосудие онлайн" охватывает все стадии судопроизводства, может быть использован всеми участниками судебного процесса независимо друг от друга во всех судебных инстанциях (как при рассмотрении дела в суде первой инстанции, так и в вышестоящих судах) в соответствии с процессуальным законодательством. Данным суперсервисом предусмотрены возможность дистанционного обращения в суд, возможность дистанционного участия в судебном заседании посредством веб-конференции, дистанционного доступа к материалам электронного дела и т.д.

Как будет развиваться цифровое взаимодействие судов с другими органами власти?

— Суперсервисом "Правосудие онлайн" предусмотрено, что исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, либо через информационную систему, определенную Верховным судом РФ, Судебным департаментом, либо через систему электронного документооборота участника процесса посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Дистанционное обращение в суд гражданина, организации или органа государственной власти через личный кабинет портала госуслуг включает в себя формирование электронного обращения в суд, в том числе на основе стандартизированных форм, с возможностью использования справочника исковых требований, калькулятора госпошлины, автоматизированное определение родовой и территориальной подсудности (с возможностью корректировки выбранного суда в ручном режиме) с использованием технологий анализа распознавания свободного текста, введенного заявителем, и текстов приложенных к обращению документов.

В нем предусмотрено автоматическое заполнение данных физического лица — истца, третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, и иного участника судебного процесса — "инициатора судебного процесса" из профиля портала госуслуг (Ф.И.О. и адрес постоянной регистрации, идентификаторы, подтвержденные персональные данные: телефон, паспорт, e-mail и т.д.), при формировании обращения владельцем личного кабинета с дальнейшей проверкой заявителем собственных предзаполненных данных, их актуализацией (при необходимости). Автоматически осуществляется и  проверка правоспособности заявителя/представителя. Суперсервис предусматривает также электронную оплату госпошлины с использованием Государственной информационной системы "Государственные и муниципальные платежи" и автоматизированную проверку полноты введенных данных при подаче заявления.

В настоящее время уже осуществляется взаимодействие судов с органами государственной власти (запрос и получение сведений в электронном виде) посредством СМЭВ.

Судебные приставы готовятся перейти от исполнительных листов к реестровой модели, когда требования к должнику будут размещаться в электронном реестре. Будут ли готовы суды перейти к этой новелле?

— В ходе рассмотрения пакета документов по созданию суперсервиса "Цифровое исполнительное производство" Судебным департаментом концептуально поддержано предложение о создании реестра исполнительных документов в деятельности приставов-исполнителей, ведение которого будет осуществляться в электронной форме.

Вместе с тем положениями законопроектов на суд возлагается обязанность по регистрации исполнительных документов и, соответственно, ответственность по актуализации сведений об исполнительном документе, выдаче справок о ходе исполнительного производства, взаимодействию с участниками исполнительного производства.

Полагаем, что вряд ли оправданно возложение на суд обязанности в той или иной форме выполнять функцию, связанную непосредственно с обеспечением условий исполнения судебного решения, что противоречит как действующему законодательству, так и деятельности судов по осуществлению правосудия.

Кроме того, такой принцип создания реестра исполнительных документов в предложенной редакции, безусловно, повлечет увеличение нагрузки судей, необходимость увеличения численности работников всех судов и, соответственно, выделение существенных объемов дополнительных средств из федерального бюджета.

По нашему мнению, целесообразно возложить на суды только одну обязанность — направлять исполнительные документы в электронной форме посредством системы межведомственного электронного взаимодействия в ФССП России — оператору реестра исполнительных документов, который будет регистрировать их, вести исполнительное производство, взаимодействовать с участниками производства.

Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части создания реестра, содержащего сведения об исполнительных документах)" находится в настоящее время на стадии согласования.

Как известно, суды давно подключены через видео-конференц-связь к учреждениям ФСИН, особенно к СИЗО, и это позволяет дистанционно участвовать находящимся под стражей или в местах лишения свободы в судебных заседаниях. Но если суд вынесет решение об изменении меры пресечения или досрочном освобождении, дистанционно участвовавший в заседании суда заключенный будет ждать, пока решение дойдет по почте. Возможен ли переход на электронные документы со ФСИН?

— Основания и порядок организации видео-конференц-связи судебного заседания установлены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, согласно которому осужденному, содержащемуся под стражей и заявившему о своем желании присутствовать при рассмотрении апелляционных жалоб, представления по решению суда, обеспечивается право участвовать в судебном заседании непосредственно либо путем использования систем видео-конференц-связи.

В настоящее время Судебным департаментом совместно с ФСИН России заключено соглашение об информационном взаимодействии в электронном виде, в рамках которого прорабатывается вопрос организации технической реализации положений указанного соглашения посредством обмена информацией, содержащейся в информационных системах ГАС "Правосудие" и ФСИН России, с применением единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

В силу действующего правового регулирования основанием для освобождения осужденного из-под стражи или от отбывания наказания является направляемая судом надлежаще заверенная копия судебного акта на бумажном носителе, позволяющая достоверно установить подлинность судебного решения и подтвердить его юридическую значимость.

Вопрос о допустимости направления судебного акта в электронном виде для исполнения в учреждения ФСИН может быть решен путем законодательного закрепления возможности направления судами копий судебных решений в форме электронного документа, подписанного судьей (судьями) усиленной квалифицированной электронной подписью, в учреждения ФСИН. 

Кроме того, для практической реализации данной возможности необходимо создание соответствующих технических условий в самих учреждениях ФСИН и соответствующих каналов связи с судами.

С 2013 года появилась возможность извещения сторон судебного процесса о времени и месте судебного заседания посредством SMS. Насколько я знаю, сейчас активно развивается практика направления из судов SMS с адреса sudrf. Речь идет о пилотном проекте или это уже обычная практика?

— Процессуальным законодательством Российской Федерации извещение и вызовы лиц, участвующих в деле, предусмотрены путем направления заказного письма с уведомлением о вручении, судебной повестки с уведомлением о вручении, телефонограммы или телеграммы, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Вместе с тем согласно постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2012 №3 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации" извещение участников судопроизводства допускается, в том числе посредством SMS-сообщения, в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки SMS-извещения адресату. Факт согласия на получение SMS-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется.

Судебным департаментом разработан и утвержден приказом от 25.12.2013 Регламент организации извещения участников судопроизводства посредством SMS-сообщений, предусматривающий порядок использования в качестве дополнительных средств связи SMS-сообщений для извещения участников гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Направление SMS-сообщений является способом уведомления участников судопроизводства о дате, времени и месте проведения судебного заседания или совершении отдельных процессуальных действий.

В соответствии с данным регламентом отправка SMS-сообщений осуществляется с использованием подсистемы "Судебное делопроизводство и статистика" ГАС "Правосудие". Извещение посредством SMS-сообщения осуществляется только с согласия участника судопроизводства и обеспечивается фиксацией фактов отправки и доставки адресату SMS-извещения.

Данный вид извещения активно применяется с 2013 года.

В 2020 году количество оповещений граждан посредством SMS-уведомлений значительно увеличилось — до 20 820 742 (в 2019 году — 17 021 648).

 Сейчас активно обсуждается возможность онлайн-участия в судебных заседаниях с домашнего или офисного компьютера посредством видеосвязи в интернете. Какова перспектива дальнейшего внедрения судебных заседаний в режиме онлайн?

— На территории Российской Федерации для проведения судебных заседаний посредством информационных технологий применяется оборудование видео-конференц-связи, входящей в состав ГАС "Правосудие", при этом техническая возможность существующих систем не предусматривает проведения сеансов видео-конференц-связи с иными средствами автоматизации, не входящими в ГАС "Правосудие". В первую очередь это обусловлено политикой безопасности существующей сети ГАС "Правосудие".

Таким образом, оборудование, не подключенное к ведомственной сети ГАС "Правосудие", исключает возможность использования персональных компьютеров участников судебных заседаний, в том числе посредством использования компьютерной программы Skype, а также личных средств видео-конференц-связи (мобильных гаджетов, мессенджеров WhatsApp и т.п.), поскольку, например, программное обеспечение Skype распространено на серверах всего мира и для связи использует открытые нешифрованные каналы сети Интернет.

Кроме того, организация и проведение судебных заседаний в режиме видео-конференц-связи осуществляются в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, которое в настоящее время не предусматривает возможность участия в судебном заседании посредством личных средств видео-конференц-связи (WhatsApp, Skype и т.п.).

Судебный департамент принимал непосредственное участие в рассмотрении проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части  регулирования дистанционного участия  в судебном процессе", которым в том числе предусматривается участие в судебном заседании путем использования системы веб-конференции при условии заявления участниками судопроизводства ходатайства об этом и при наличии в судах технической возможности осуществления веб-конференции.

Важной составляющей частью судопроизводства является идентификация участников судебного процесса в ходе судебного заседания. Ненадлежащее удостоверение личности участников процесса может привести к нарушению прав и законных интересов граждан и юридических лиц и злоупотреблениям со стороны недобросовестных участников процесса. 

Согласно законопроекту установление личности лица, участвующего в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, осуществляется с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих дистанционную идентификацию и аутентификацию лица (единой системы идентификации и аутентификации, единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации).

— Пандемия ограничила и возможности переподготовки судей, проведения мероприятий судейского сообщества. Помогают ли тут цифровые возможности?

— С 1 сентября 2020 года Российским государственным университетом правосудия профессиональная переподготовка и повышение квалификации судей федеральных судов Российской Федерации, работников аппарата судов проводится в дистанционном режиме посредством систем видео-конференц-связи.

С учетом повышения востребованности данных технологий Федеральным государственным бюджетным учреждением "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" осуществляются поставки современных программно-технических средств в суды и их своевременное техническое обслуживание.

Одним из востребованных сервисов ГАС "Правосудие" стало проведение оперативных совещаний, обучающих семинаров  и других организационных мероприятий в режиме видео-конференц-связи. В 2020 году проведено 9664 сеанса многоточечной видео-конференц-связи. Этот показатель более чем вдвое выше, чем в 2019 году (4200 сеансов).

Так, например, 9 февраля 2021 года состоялось оперативное совещание судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов Российской Федерации, которое было традиционно посвящено подведению итогов работы судов судебной системы за 2020 год и определению приоритетных задач, стоящих перед судебной системой в текущем году. К данному мероприятию было подключено 30 тыс. судей, то есть практически все судьи.

Кроме того, в режиме видео-конференц-связи были проведены заседания Организационного комитета  по подготовке и проведению X Всероссийского съезда судей и Президиума Совета судей РФ, Высшей квалификационной коллегии судей РФ, а также Президиума Совета судей РФ и пленарного заседания Совета судей РФ.

— Новые технологии нужны и для того, чтобы облегчить работу судей и работников аппаратов судов.

— Федеральными законами №265-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и №228-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" с 1 сентября 2019 года внесены изменения в процессуальное законодательство, предусматривающие ведение протоколирования с использованием средств аудиозаписи (аудиопротоколирование) хода каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении внесудебного заседания отдельного процессуального действия. Данные законодательные новеллы направлены на реализацию принципа независимости правосудия и справедливости судебных решений путем обеспечения объективной фиксации хода судебного разбирательства.

Судебным департаментом проведены необходимые мероприятия, направленные на создание в федеральных судах общей юрисдикции условий для ведения обязательной аудиофиксации хода судебного заседания. Федеральные суды в значительной степени оснащены необходимыми техническими средствами, в том числе видео-конференц-связи, аудио- и видеопротоколирования судебных заседаний в рамках федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы".

При этом в ходе IX Всероссийского съезда судей судейское сообщество отметило, что, несмотря на эффективность программно-технических средств аудио- и видеопротоколирования судебных заседаний в вопросах подтверждения достоверности протокола судебного заседания, публичная интернет-трансляция судебных заседаний, равно как и публикация аудиовидеопротоколов в открытых источниках в настоящее время не имеют должного нормативно-правового регулирования, в том числе в части защиты персональных данных.

Наиболее перспективным направлением применения аудио- и видеопротоколирования с точки зрения снижения нагрузки на работников аппаратов судов был признан последовательный переход к использованию программных средств распознавания речи и автоматизированное формирование протокола судебного заседания с приложением аудиовидеозаписи (протокола) с возможностью служебного использования в случае обжалования судебного решения по причине якобы недостоверных данных протокола судебного заседания. Соответствующие программно-технические решения уже разработаны и проходят экспериментальную апробацию в федеральных судах общей юрисдикции.

Так, с июля 2018 года в Свердловском и Шебекинском районных судах Белгородской области секретарям судебного заседания предоставлена возможность автоматизированного формирования протокола судебного заседания с использованием отечественных инновационных программных решений распознавания речи. В рамках комплексного решения обеспечивается синхронизация цифровой записи судебного заседания по нескольким независимым каналам, автоматическая регулировка уровня усиления и шумоподавления, текстовая расшифровка фонограмм, в том числе в режиме реального времени, многоуровневое резервирование и разграничение прав доступа к данным.

Как отмечают сами сотрудники судов, непосредственно работающие с программно-аппаратным комплексом, данное решение является во многом инновационным и требующим дальнейшего совершенствования с учетом специфики проведения судебного процесса.

В настоящее время наиболее успешный и богатый опыт по внедрению информационных технологий имеется у федеральных арбитражных судов, применяющих в своей деятельности с 2010 года информационную систему электронной подачи документов "Мой арбитр".

Так, поступающие в арбитражный суд документы на бумажных носителях как процессуального, так и непроцессуального характера подлежат сканированию (получению электронного образа документа) и размещению в информационной системе. При этом дело считается зарегистрированным в суде только после размещения электронного образа в информационной системе.

— Будут ли создаваться в судах электронные архивы?

— Для разрешения вопроса архивного хранения судебных дел и материалов как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах целесообразно предоставить судам возможность оцифровки, архивирования и хранения в электронном виде материалов и документов, поступающих в суды.

Реализация такой задачи, по мнению Судебного департамента, возможна путем законодательного урегулирования, для чего предлагается разработка проекта федерального закона "О судебных архивах в Российской Федерации", которым будет предусмотрено создание единых электронных судебных архивов.

Вместе с тем мы уже работаем в данном направлении. При наличии технической возможности материалы судебных дел переводятся в электронный вид с целью последующего формирования электронного архива на соответствующих электронных носителях.

— В минувшем году истек срок действия федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы". Предлагается ли продлить срок ее действия?

— Судебным департаментом в 2012–2020 годах в рамках федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы" осуществлены мероприятия по строительству и реконструкции зданий судов и управлений Судебного департамента в субъектах РФ, информатизации судебной системы, внедрению современных информационных технологий в деятельность судов, оснащению зданий судов техническими средствами и системами обеспечения безопасности, обеспечению судей и служащих аппаратов судов и системы Судебного департамента жилыми помещениями.

Мероприятия программы формировались исходя из задач, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также построения судебной системы Российской Федерации.

В ходе реализации ФЦП сформировались объективные условия, требующие продолжения реализации мероприятий программы.

В целях создания необходимых условий для осуществления правосудия Судебным департаментом в 2020 году подготовлены предложения о корректировке срока реализации мероприятий программы до 2024 года и включении в нее мероприятий по строительству, реконструкции и приобретению зданий для размещения федеральных судов. Инициатива Судебного департамента поддержана.

Постановлением правительства РФ от 29.12.2020 утверждена новая редакция программы, в которую включены мероприятия только инвестиционного характера. Осуществление с 2021 года мероприятий по внедрению современных информационных технологий в деятельность судов, оснащению зданий судов техническими средствами и системами обеспечения безопасности, обеспечению судей и государственных гражданских служащих жилыми помещениями Судебным департаментом будет продолжено в рамках финансирования, определенного для непрограммных видов деятельности.

Беседовал Александр Шашков

Читать на tass.ru