19 августа 2021, 12:00
Интервью

Антон Калинкин: у аудитории растет запрос на короткий метр

Антон Калинкин. Пресс-служба Российского фестиваля короткометражного кино "Короче"
Антон Калинкин

Девятый по счету Российский фестиваль короткометражного кино "Короче" стартует 20 августа в Калининграде. Отсмотреть конкурсные работы и выбрать лучший фильм, сценарий, режиссера, оператора и анимационный фильм предстоит жюри под председательством продюсера Игоря Толстунова. Уже известно, что фестиваль откроет новая картина режиссера "Бумера" Петра Буслова - "БУМЕРанг".

С 2021 года владельцем фестиваля стал российский продюсер Антон Калинкин. В интервью ТАСС он рассказал, как будет меняться кинофестиваль вместе с трансформацией самой индустрии, станет ли анимация частью постоянной программы смотра и давит ли авторитетом на жюри участие именитых режиссеров.

 В прошлом году фестиваль из-за пандемии прошел в онлайн-формате. Насколько важно было вернуть его физическое присутствие в Калининград? Будут ли на этот раз онлайн-показы?

— Вернуть, безусловно, важно. Моя позиция, что фестиваль – это в первую очередь сервис, сервисное мероприятие для тех, кто производит, для тех, кто ищет, для тех, кто показывает. Но это бы не называлось фестивалем, если не было бы этого внутреннего духа, эмоций и атмосферы, в которую люди попадают, приезжая на фестиваль. Ее, конечно, в онлайне воспроизвести невозможно. Поэтому очень важно вернуться в офлайн для того, чтобы эти встречи — и профессиональные, и творческие — носили такую атмосферу, отличную от обычного нашего времяпрепровождения, к которому мы привыкли. А онлайн-показы будут у партнеров.

Программа "Короче" в этом году объединила как молодых авторов, так и мэтров (Гарри Бардин в конкурсе, например), при этом бытует мнение, что работать в коротком жанре сложнее. Как вам кажется, ставит ли короткий метр всех режиссеров в одинаковые условия?

— Да, безусловно, я уверен, что короткометражное кино ставит всех режиссеров в одинаковые условия, потому что краткое высказывание — оно всегда сложнее, оно всегда требует особого подхода. И если это удается, то получается очень интересный, захватывающий, эмоциональный продукт. Поэтому, безусловно, это в общем равные условия и поэтому не боимся, когда известные именитые режиссеры стоят рядом с молодыми, потому что они в общем находятся в одинаковых условиях. И мы знаем много случаев, когда большие режиссеры не всегда справлялись с короткометражным форматом и молодые в общем давали им фору, потому что это тоже отдельный вид искусства.

Не будет ли присутствие в конкурсе таких известных кинематографистов, как Гарри Бардин, "давить авторитетом", если можно так выразиться, на членов жюри?

— Во-первых, у нас довольно авторитетное жюри, поэтому на них давить сложно. Я надеюсь, что их подход к нашему конкурсу будет внутренним, чувственным и с определенной эмпатией к зрителю, а не к именам.

Отразился ли текущий период на творчестве режиссеров? Поступило ли больше фильмов, которые так или иначе осмысляют пандемию, например?

— Пандемия на рынке, если смотреть индустрию в целом, конечно, сказалась. Но мы все-таки считаем, что в конкурсе должны участвовать проекты, которые претендуют на долгую жизнь, на долгий интерес зрителя, которые несут какие-то большие смысловые нагрузки и такие же большие художественные. Поэтому у нас практически нет работ, сделанных в пандемию в каких-то форматах на скорую руку. Мы старались отбирать те проекты, которые действительно являются представителями вот такого короткометражного жанра искусства, а не фиксирующие отдельные события, происходящие с нами. Но, безусловно, у нас все проекты актуальны, в них во всех есть дух современности. Поэтому, конечно, на режиссерах отразилась пандемия, но в нашей программе таких проектов немного.

Насколько изменится фестиваль с вашим приходом? Есть ли уже какие-то планы по новшествам?

— Фестиваль, безусловно, изменится, но не из-за моего прихода, а просто в силу течения времени и того, что меняется и запрос потребителя, и способы потребления контента. Это диктует, естественно, креаторам, режиссерам и творческим людям определенные новые подходы к производству, к содержанию продукта, к его формам. Поэтому, наверное, изменится что-то с той позиции, что мы декларируем, что короткометражное кино как раз сейчас вот только начинает завоевывать свои позиции, потому что большой запрос на короткие форматы у аудитории. Выросла и подросла аудитория, которой интересен художественный продукт, но он интересен в привычной для них форме потребления: коротко, динамично, жанрово. Поэтому со всеми этими изменениями в нашей жизни будет меняться и фестиваль "Короче".

Впервые на фестивале "Короче" в конкурсной программе появилась анимация, которая по итогу получит отдельный приз. Это эксперимент или конкурс анимации теперь станет постоянной частью смотра?

— Надеемся, что анимация станет постоянной частью смотра, потому что анимация все больше и больше завоевывает аудиторию, не только молодую. Мы знаем, что анимация активно развивается в сегменте 14+, и уже в сегменте 18+. Поэтому мы решили в этом году в общем конкурсе ее объявить, но надеемся, что она останется навсегда с нами.

Как планируете превращать короткий метр в самостоятельный формат?

— Запрос на него активно растет, мы на себе ощущаем. И все онлайн-платформы, онлайн-кинотеатры проявляют очень большой интерес к короткому формату. Понятно, что существование в интернете и короткая форма для интернета — это привычная для потребителя форма. Поэтому все медиа пытаются нащупать, где, в каком объеме можно такой продукт получить. Мне кажется, что формирование неких альманахов, имеющих право к кинопрокату, тоже на сегодняшний день абсолютно работающая история. Мы видим, что мировые платформы, мировые лидеры стриминговые уже начали формировать альманахи короткометражного кино. И это в общем довольно успешно в мире. Поэтому, мне кажется, что у короткометражного кино есть все шансы сейчас занять достойную самостоятельную и самоуважающую к себе позицию в индустрии кино.

Можно ли привлечь именитых и уже состоявшихся режиссеров к такому формату, как короткий метр?

— На самом деле, они все периодически экспериментируют, периодически делают это. Поэтому я думаю, что это вопрос какого-то времени и понимания того, что на это есть запрос зрителя. А когда на это есть запрос зрителя, не важно именитый вы режиссер или не именитый, вы все равно вынуждены будете этим заниматься.

Как привлечь зрителей ко всей этой истории и зачем в целом зрителям смотреть короткий метр?

— Зрителя всегда можно привлечь только одним — это должен быть интересный, смысловой, событийный, эмоциональный продукт. Потому что мы все сейчас занимаемся производством и, скажем так, в хорошем смысле продажей эмоций. Поэтому если зритель за короткий период — поскольку понятно, что сейчас информационный поток огромный сваливается на каждого зрителя и потребителя — сможет получать эту эмоцию, это эмоциональное удовлетворение за короткий промежуток времени, то в общем это и есть интерес зрителя к такому формату.

Беседовала Оксана Арефьева 

Теги:
Россия