Ковидный кризис бросил вызов не только федеральному, но и региональным бюджетам. Несмотря на это, год субъекты заканчивают в плюсе: профицит консолидированных бюджетов субъектов уже составил порядка триллиона рублей. О том, насколько безопасен уровень долговых обязательств регионов, о реализации инфраструктурных проектов, а также о том, как государство поддержит субъекты, в интервью ТАСС рассказал первый заместитель главы Минфина России Леонид Горнин.
— Этот пандемийный год ударил не только по федеральному, но и по региональным бюджетам. Расскажите, пожалуйста, как обстоят дела с доходами регионов в 2021 году?
— Пандемия и, как следствие, кризис поставили перед региональной властью определенные вызовы и задачи. Важно отметить, что прошлый год регионы прошли очень достойно относительно формирования бюджетов.
На федеральном уровне субъектам была оказана поддержка и предоставлены дополнительные межбюджетные трансферты в объеме почти 800 млрд рублей. Это, безусловно, и поддержка малого бизнеса и системы здравоохранения, а также поддержка для компенсации выпадающих доходов субъектов в сумме до 300 млрд рублей. Все средства были направлены в регионы. В 2020 году поступления налоговых и неналоговых доходов сократились всего на 2%.
На сегодня регионы имеют достаточно высокий уровень сбалансированности бюджета. Мы видим, что темп роста их доходов составил 20% по состоянию на 1 сентября 2021 года. По нашим оценкам, прирост уровня доходов наблюдается у большинства регионов и в целом составляет 24% относительно доковидного периода. Сейчас особое внимание нужно уделить укреплению налоговой базы регионов, которая в большей степени и привела к перевыполнению доходной части бюджета. Ожидается, что перевыполнение составит порядка 1,2 трлн рублей.
Поэтому важно, чтобы регионы аккумулировали средства и направляли их для инвестиционного развития своих территорий.
Сегодня у регионов уровень профицита — порядка 970 млрд рублей. Такой профицит образовался у 75 субъектов за счет перевыполнения доходной части бюджета. Это также и остатки на счетах у регионов, которые превысили 1 трлн рублей (без учета депозитов).
Наверное, 2021 год станет для регионов периодом выхода на траекторию устойчивого роста. Главы субъектов должны формировать политику увеличения бюджетных поступлений. Важно направлять такие средства в первую очередь на те направления, которые повысят и раскроют экономический потенциал каждого региона.
— Если дальше все пойдет хорошо, можно ли дать регионам большую самостоятельность и передать им часть федеральных полномочий?
— Да, мы прорабатываем возможность расширения полномочий губернаторов по установлению дифференцированных нормативов внутри региона. Это позволит более эффективно перераспределять финансовые ресурсы внутри региона, концентрируя внимание как раз на тех территориях, которые подпадают под понятие "агломерация". Такое право может быть дано всем регионам без исключения.
Инструмент, на мой взгляд, эффективен. Большинство наших коллег обладают высоким уровнем профессионализма для того, чтобы принимать ответственные решения. Это ответственность перед каждым гражданином, поэтому, я думаю, главы регионов очень взвешенно будут использовать такое право.
— Как обстоят дела с долговой нагрузкой регионов?
— По данным на сентябрь текущего года, государственный долг находится на безопасном уровне и составляет 2,5 трлн рублей в целом по всей стране, это около 25% от собственных доходов субъектов. Есть только один регион, чей государственный долг превышает 100%. Сейчас там проводится ответственная долговая политика, направленная на сокращение объема госдолга. В целом по стране уровень долга не растет, напротив, он даже несколько сократился по состоянию на 1 января 2021 года.
Важно, чтобы те дополнительные доходы, которые сформировались у регионов в этом году, стали источником для сокращения госдолга.
Государственный долг, возможно, вырастет в отдельных субъектах. Однако необходимо помнить о тех инструментах и мерах поддержки, которые мы запустили в рамках программы взаимоотношений с регионами. За последние 20 лет Российская Федерация впервые приняла решение предоставить регионам до 337 млрд рублей, чтобы они могли снизить долговую нагрузку и довести уровень рыночного долга до 25%.
В эту программу вошли 29 субъектов, которые готовы взять на себя ответственность за проведение взвешенной долговой политики. Рыночный долг регионов и муниципалитетов не может превышать 25% объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета. Это означает, что уровень рыночного долга субъекта может расти только пропорционально росту собственных доходов. Я думаю, что все будут придерживаться этой позиции. Каких-либо предпосылок роста государственного долга до конца года мы не прогнозируем.
— Какие регионы, помимо Москвы, лидируют по объему доходов, а какие, наоборот, отстают?
— Сейчас значительный прирост налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов отмечается у регионов с высокой долей металлургического комплекса в экономике, а именно: у Липецкой, Белгородской, Вологодской и Челябинской областей.
При этом снижение доходов мы наблюдаем у отдельных субъектов, связанных с крупной долей топливно-энергетического комплекса в экономике.
— Несмотря на высокий рост доходов регионов в этом году, будет ли государство все равно их как-то поддерживать? Какими инструментами?
— Мы, как и в предыдущие годы, четко отслеживаем состояние государственных финансов в каждом субъекте Российской Федерации, и у нас имеются все необходимые инструменты поддержки. На данный момент есть нераспределенная дотация на сбалансированность — около 50 млрд рублей. Это тот ресурс, который, безусловно, поможет регионам решить проблемы с расходами первоочередного характера, у которых невысокий уровень социально-экономического развития.
На форуме уже упоминалось, что субъекты в этом году начали получать различные виды поддержки, направленные на стимулирование их инвестиционной активности — инфраструктурное меню, на которое государство готово выделить порядка 1,5 трлн рублей.
Одним из базовых направлений поддержки регионов является реструктуризация бюджетных кредитов. Смысл заключается в том, что высвобождающиеся ресурсы, которые должны были пойти на возвратной основе в федеральный бюджет, регион может либо вернуть, либо направить на расходы инвестиционного характера. Это хороший мотивирующий фактор. При этом объем средств, который регионы должны направить в инвестиции, составляет порядка 630 млрд рублей. Эти инвестиционные проекты должны иметь социально-экономический эффект для каждой территории.
За счет механизма реализации инвестиционных проектов будет предусмотрена возможность списания задолженности по бюджетным кредитам за счет дополнительного поступления доходов в федеральный бюджет в эквивалентной сумме один к одному, рубль к рублю от реализации соответствующих проектов.
Второй немаловажный механизм поддержки — это 500 млрд инфраструктурных кредитов на 15 лет под ставку 3%. Перед регионами стоит задача представить до 1 октября инфраструктурные проекты.
Также мы поставили задачу развития государственно-частного партнерства, в котором на каждый бюджетный рубль в инвестиционном проекте должен быть привлечен и внебюджетный источник.
Кроме того, к инструментам поддержки регионов подключаются инфраструктурные облигации от ДОМ.РФ и инфраструктурное финансирование Фонда ЖКХ. На строительство объектов инфраструктуры выделяется 150 млрд рублей из ФНБ. Работа уже началась, есть регионы с пилотными проектами, реализация которых должна быть запущена уже в этом году.
— А как вы относитесь к тезису, что бизнес — это личная ответственность бизнеса, нельзя ее перекладывать на плечи государства?
— Да, я согласен. На форуме уже звучали тезисы о том, какие модели эффективны в этом отношении. Это определенный вызов — на 500 млрд рублей представить действительно успешные проекты.
— А кто-нибудь представил уже? 1 октября не за горами.
— Все регионы на данный момент активно участвуют в формировании проектов. Сегодня на панельных дискуссиях по инфраструктурному развитию было озвучено, что правительством Российской Федерации утверждены проекты на сумму порядка 85 млрд рублей. Это не так много, но до 1 октября еще есть время. Все заявки с соответствующими проектами регионов рассматриваются Минфином, Минэком и Минстроем России, а также теми профильными министерствами и ведомствами, в сферах которых будут реализовываться проекты.
— Недавно закончился Восточный экономический форум, где прошло совещание по социально-экономическому развитию Дальнего Востока с президентом РФ Владимиром Путиным. Министр финансов отметил, что Дальнему Востоку не нужны субсидии, но нужны условия для привлечения инвестиций. Что имелось в виду?
— Абсолютно точно. На Дальнем Востоке созданы специальные налоговые режимы, имеются преференции. Кроме того, президент уже принял решение относительно Курильских островов. Здесь очевидно, что механизм будет эффективным. Если говорить о субсидиях, министр финансов отметил, что приоритетные территории не только на Дальнем Востоке, а есть также Арктическая зона и Калининградская область, Северный Кавказ. Решение заключалось в том, что федеральные органы власти должны направить на Дальний Восток не менее 7,2% бюджетных средств, которые имеют инвестиционный характер. 7,2% — это доля Дальнего Востока, которая рассчитана как доля проживающего населения, умноженная на коэффициент 1,3.
Я могу сказать, что этот показатель перевыполнен. Сейчас он составляет не 7,2%, а 17% всех расходов федерального бюджета инвестиционного характера, которые уходят в регионы как целевые субсидии и другие бюджетные трансферты. Эта задача выполнена. Дальний Восток, безусловно, надо развивать, но через инвестиции вместе с частным капиталом.
Беседовала Елена Кудрявцева