Ольга Васильева: школа должна дать детям хорошую замену бездумной трате часов в интернете
Пандемия и развитие дистанционного формата обучения стали драйверами трансформации сферы образования в последние полтора года. О том, как цифровые технологии могут улучшить школы и облегчить работу учителей, о негативном влиянии интернета на детей, а также о повышении квалификации учителей и престижа педагогической науки рассказала в интервью ТАСС президент Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева.
— Ольга Юрьевна, какие сегодня приоритеты у Российской академии образования? Планируется ли менять структуру академии? Кадровые перестановки ожидаются?
— Цифровая трансформация пронизывает все сферы нашей жизни, и РАО должна очень быстро на это реагировать, направить педагогическую науку на службу детству и всей системе образования. Помочь в первую очередь педагогам и родителям ответить на главный вопрос: как развиваются современные дети и подростки. Это первая задача, которая перед нами стоит.
Вторая, не менее важная, — интеграция науки, образования в Стратегию научно-технологического развития страны, поддержка фундаментальных исследований в этой области. Вы знаете, что в РАО принято решение о создании шести новых центров по приоритетным направлениям: воспитание и развитие личности, образовательное законодательство и проблемы правоприменения, развитие высшего и среднего профессионального образования, педагогического образования, родных языков и культур, инклюзивного образования. У каждого центра и лаборатории, входящей в его состав, будет свой научный руководитель из числа академиков и членов-корреспондентов. Например, научным руководителем Центра инклюзивного образования стал академик РАО, заслуженный учитель России Евгений Александрович Ямбург.
— Как РАО планирует расширить возможности подготовки научных кадров?
— Мы прекрасно пониманием, что нужно поднимать престиж педагогический науки и восстановить на базе РАО диссертационные советы, заниматься подготовкой ученых непосредственно в академии. Прежде всего, мы хотим готовить ученых в таких областях, как педагогика и психология детства, возрастная физиология, филология и многих других.
Но так случилось, что большинство институтов, которые до 2013 года входили в структуру РАО, сегодня находятся в ведении Минпросвещения России. Поэтому принято решение, что академия учредит автономную некоммерческую организацию, которая будет называться "Научно-образовательный центр РАО". Ее создание откроет перед нами больше возможностей для усиления фундаментальных исследований. У новой структуры появится возможность готовить научные кадры высшей квалификации. Сразу замечу, что подготовка кандидатов и докторов наук — это изначально, начиная с 1943 года, было одно из важнейших направлений деятельности академии.
— Одним из нововведений пандемической реальности стал дистанционный формат обучения в школе. Оправданно ли его введение для детей?
— Безусловно, всем нам было непросто. Вы знаете, что и сейчас ряд школ тоже перешли на удаленное обучение. Все зависит от эпидемиологической ситуации в регионе.
Надо сказать, что дети, которые привыкли жить в мире гаджетов, адаптировались быстрее, хотя и педагоги тоже сумели перестроить свою работу. Но мы четко понимаем, что эти условия вынужденные и живое общение с учителем никогда не заменит никакая технология.
По данным опросов ВЦИОМ, которые проводились в период пандемии, и вы о них прекрасно знаете, родители считают, что именно очный формат дает детям общение и социализацию (30%), лучшее качество образования (20%), больше знаний (17%) и прямой контакт с учителем (16%). В дистанционном образовании больше минусов — полагают 68% родителей школьников. То есть мы прекрасно понимаем, что для большинства школьников дистанционное обучение как основная форма получения образования, конечно, невозможна. Это та мера, которая позволила не прерывать образовательный процесс и справиться с новыми вызовами в критической ситуации.
— К слову о вынужденной мере и недостатках дистанционного формата. Коронавирус повлиял на выполнение тех заданий ЕГЭ, которые ориентированы на практику, то есть при подготовке к ним требовалось выполнение лабораторных работ по физике или химии. Какие меры тут следует принять, по вашему мнению?
— С одной стороны, применение технологий может стать подспорьем в каждом из предметов. Если раньше на уроке физики, рассказывая о ядерном реакторе, мы показывали плакаты, то сегодня виртуальные тренажеры дают возможность все это увидеть в 3D. С другой стороны, никакие "цифровые" лаборатории не заменят реальной работы в классе. Это очевидно.
По данным ЮНЕСКО, в период пандемии в 191 государстве временно прекращалось очное обучение в школах в масштабах всей страны, что затронуло более 1,5 млрд учащихся во всем мире, которые были практически одномоментно переведены на различные варианты удаленного обучения. То есть не только Россия столкнулась с такого рода трудностями, весь мир оказался вынужден справляться с этой проблемой.
И сегодня нам — ученым, методистам, педагогам — важно учесть опыт прошлого года и сделать все, чтобы компенсировать возможное негативное влияние вынужденного дистанционного обучения на качество образования.
Об этом говорят практически все страны, которые столкнулись с этой большой проблемой.
— Как цифровизация влияет на школу? Понятно, что технологии не заменят учителя, как вы уже сказали, но какую работу учителя все-таки можно переложить на искусственный интеллект? Как "цифра" может помочь школе? Например, Минпросвещения России хочет доверить проверку домашних заданий искусственному интеллекту. По-вашему, это целесообразно?
— Мы понимаем, что современные инструменты помогают сделать уроки интереснее. Но в каком объеме применять технологии в школе? Как правильно их использовать? Где они действительно уместны? Это те вопросы, на которые ученым еще только предстоит найти ответы.
Если правильно пользоваться автоматизированными системами, то будет снижена бюрократическая нагрузка на учителя, больше останется времени на работу с детьми. Я думаю, что искусственный интеллект по заданной программе сможет проверить задания по математике, алгебре, геометрии.
Но я глубоко убеждена — это мое мнение, и я думаю, что его поддержат многие, — что никакое творческое домашнее задание проверить искусственному интеллекту не удастся никогда. Здесь важен человек с его переживаниями и эмоциями.
— Каких сегодня навыков не хватает школьным учителям с большим опытом? Бывает, что утрачивается свежесть восприятия… Может, они не успевают за цифровизацией?
— Конечно, современный мир меняется очень быстро. Учителю сложнее, чем 20 лет назад. Сейчас это не просто передача устоявшегося набора знаний, но постоянное изменение и адаптация. И не всегда педагог успевает быстро перестроиться. В апреле 2020 года 60% учителей рассказали о том, что в их школах дистанционным обучением раньше никто не занимался, опыта нет. 43% считали, что ставить оценки в условиях дистанционного обучения невозможно, так как ученики все равно найдут способ списать. Более 90% испытывали потребность в методической поддержке при организации онлайн-уроков. Я даю данные, которые привели исследователи из РАНХиГС.
Но педагог — это призвание. И хороший учитель всегда будет учиться сам! По данным исследования НИУ ВШЭ, в период перехода школ на дистанционное обучение 74% педагогов, которые прежде не пользовались вообще никакими образовательными онлайн-ресурсами, стали их применять. Из них 47% отметили, что, скорее всего, продолжат пользоваться ими и в будущем в своей работе, когда все вернется на круги своя. Это говорит о том, что в новых условиях — а этими условиями пронизаны все сферы нашей жизни — особенно актуально встает задача выработать новые подходы к системе повышения квалификации педагогов. Причем делать это не формально, а очень точечно, взвешенно. Сделать эту систему действительно полезной, практически направленной. И здесь педагогам нужна помощь РАО, в первую очередь научно-методическая. Именно для этого в РАО создаются новые центры. Это четкая адресная помощь, которая нужна учителю.
— Интернет стал неотъемлемой частью жизни не только учителей, но и школьников, причем уже давно. По вашему мнению, социальные сети, такие как TikTok, положительно или отрицательно влияют на детей?
— Сеть — это лишь инструмент, быстрый доступ к информации. Все зависит от содержания. Педагоги и родители должны учить детей грамотно работать в интернете, чтобы не запутаться в его сетях, особенно в социальных. Но нужно понимать, что уже не первое поколение наших граждан общается со сверстниками преимущественно онлайн.
В цифровой среде можно встретить много негативного контента, который оказывает влияние на подростков. Вопрос в том, кто и как может и должен обезопасить детей. Вы знаете, что основы личной информационной безопасности уже внедряются в курс ОБЖ, на уроках информатики. Умение обеспечить личную безопасность в интернете — то, без чего в современном мире уже нельзя.
Кроме того, в решении этого вопроса очень важна роль семьи, родители должны больше интересоваться, что делает их ребенок в интернете.
Школа тоже должна что-то предложить, причем очень яркое и сильное. Мы должны дать детям хорошую замену бездумным часам в интернете. Я всегда ратовала за то, что нужно возвращаться к системе бесплатных кружков: спортивных, творческих, инженерно-технических. Очень важно, чтобы ребенок в школе нашел себя, имел возможность заниматься интересной, развивающей его деятельностью. Для этого должны быть условия. Сейчас все чаще идет разговор о школе полного дня. Это не новая история: школа полного дня в советской и российской педагогике себя оправдала. Дополнительное образование должно быть абсолютно бесплатное и охватывать все направления.
— Продолжая тему рисков в интернете... Введение советников по воспитанию в школе поможет как-то снизить существующие угрозы?
— Это не завучи по воспитательной работе, это помощники учителей, аналог вожатых. Я считаю, что советник директора по воспитанию — это молодой человек, наставник, который проводит с детьми много времени и создает ту самую интересную развивающую среду.
Я вспоминаю себя: у нас были вожатые и в классе, и старшие вожатые в школе. Это хорошее дело, и думаю, что оно достаточно быстро принесет свои результаты. Потому что надо четко понимать: наставник, он же вожатый, — это человек моложе, чем большая часть учителей. В силу своего возраста он ближе к детям. По крайней мере, так было всегда, я очень надеюсь, что так будет и сейчас.
— Минпросвещения хочет распространить практику поднятия флага в школах. Как вы относитесь к этой идее?
— Эта идея обсуждалась очень давно, и очень отрадно, что она получила поддержку на самом высоком уровне. Флаг — один из ключевых государственных символов. Я считаю, что это хорошая традиция, большинство стран начинают учебный день именно с нее.
И там, где природные условия позволяют, где тепло, линейку можно организовать на улице. А там, где холодно, можно проводить в школьных рекреациях.
— Не могу не спросить: какие ключевые шаги необходимо предпринять для поддержки педагогов и повышения престижа профессии учителя в стране?
— Труд, служение учителя — это одна из миссий, к которой на протяжении всей своей истории человеческая цивилизация очень трепетно относилась. Мы прекрасно понимаем, что должны быть реальные дела, повышение материального благополучия, социального статуса педагога. Нужно, чтобы эта профессия вновь стала привлекательной.
Прежде всего необходимо совершенствовать систему оплаты труда. Вы знаете, что в некоторых регионах сейчас этот пилотный проект запускается. Самая существенная проблема — это размер ставок за труд одинаковой сложности, которые могут различаться не только в разных субъектах, но и даже внутри одного субъекта. Для получения достойной зарплаты учитель добирает много часов дополнительной работы. Чем меньше оклад в структуре оплаты, тем сложнее понять, из каких надбавок складывается итоговая зарплата.
Начисление надбавок — зачастую очень сложная, запутанная схема, не прозрачная, это тоже определенная точка напряжения. В некоторых регионах стимулирующие выплаты как за отдельные мероприятия идут за работу с хором, работу на пришкольном участке и так далее. Поэтому перечень обязательных стимулирующих выплат должен быть абсолютно понятный, конкретный и ясный всему профессиональному сообществу.
Также недавно прозвучало очень хорошее предложение: сделать день рождения Михаила Ломоносова, 19 ноября, Днем преподавателя высшей школы, ведь с его именем неразрывно связаны понятия высшего образования и науки в России. У педагогов дошкольного, общего и среднего профессионального образования есть свои профессиональные праздники, а у преподавателей высшей школы — нет. И мне кажется, очень хорошая идея — сделать праздник "День преподавателя высшей школы". Она как-то мобилизует профессорское сообщество.