Более десяти лет назад в России появился самостоятельный Следственный комитет. Оправдала ли себя реформа, повысилось ли качество расследования уголовных дел, нужно ли возвращать прокуратуре часть прежних полномочий по контролю за следствием и к чему стремится Следственный комитет, в интервью ТАСС рассказал председатель СК РФ Александр Бастрыкин.
— Александр Иванович, прошло более десяти лет с момента реформы, в ходе которой Следственный комитет отделился от прокуратуры. Но периодически в публичном пространстве звучит мнение о необходимости возврата прокурорам части прежних полномочий по контролю за расследованием и даже самого расследования уголовных дел. Как вы относитесь к таким предложениям?
— Результаты работы Следственного комитета уже более десяти лет подтверждают, что разделение функций производства предварительного следствия и надзора за законностью производства следственных действий было правильным. Эксперты и практические работники также поддерживают сложившийся и эффективно действующий механизм, понимая, что он хорошо сбалансирован и позволяет обеспечивать объективность контроля работы следствия. Важно, что нынешняя модель органов следствия позволяет защищать права и законные интересы граждан от противоправных посягательств, эффективно вести предупреждение и профилактику преступлений. Говорить о новых реформах явно бессмысленно.
— Чего добилось ваше ведомство за эти годы?
— За прошедшее десятилетие следователями СК России в суды направлено свыше миллиона уголовных дел. Из них 99 805 — о преступлениях коррупционной направленности; 98 799 — о деяниях, совершенных в отношении несовершеннолетних; 7 495 — связанных с невыплатой заработной платы; 3 541 дело — о преступлениях экстремистской направленности и 1 335 дел о терроризме. Потерпевшим возмещен ущерб на общую сумму около 500 млрд рублей, восстановлены права десятков тысяч потерпевших, в том числе социально незащищенных категорий граждан.
С момента создания Следственного комитета в 2011 году к подследственности ведомства отнесено также и расследование налоговых преступлений. За более чем десять лет в суд следователями направлено 9 791 уголовное дело о налоговых преступлениях. На стадии предварительного следствия возмещен ущерб на сумму свыше 258 млрд рублей, на имущество обвиняемых в совершении налоговых преступлений в размере более чем 95 млрд рублей наложен арест.
Благодаря инициативам Следственного комитета в уголовном судопроизводстве значительно увеличен объем прав потерпевших, в первую очередь детей. Криминализированы неправомерные действия, составляющие так называемые серые схемы рейдерства, расширена сфера применения конфискации имущества. При активном участии Следственного комитета разработан и принят Федеральный закон, устанавливающий дополнительные гарантии реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом активной работы СК России по защите прав детей законодатель отнес к нашей подследственности и преступления небольшой и средней тяжести, выявленные в ходе расследования тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, — преступлений против личности и половой неприкосновенности. Речь идет об оставлении в опасности, вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка, а также материалов доследственных проверок и уголовных дел, переданных в следственные органы СК России из органов МВД.
— Вместе с тем мы слышим о том, что для контроля за следствием у прокуроров стало меньше возможностей. Не приведет ли это к его бесконтрольности и необъективности, а в конечном итоге к снижению качества следствия?
— Подобные суждения весьма субъективны. Давайте посмотрим на ситуацию в целом. На начальной стадии предварительного расследования прокурор может отменить постановление о возбуждении уголовного дела, если посчитает, что оно возбуждено незаконно. То есть он имеет эффективный рычаг предупреждения незаконного уголовного преследования. Если же он согласен с позицией следствия, расследование начинается. В процессе расследования прокурор может внести представление об устранении допущенных следователем нарушениях. На заключительном этапе прокурор решает вопрос об утверждении обвинительного заключения для его передачи в суд, что также является серьезным инструментом контроля качества проведенного расследования. Он может также не утвердить обвинительное заключение, вернуть уголовное дело на дополнительное расследование. При рассмотрении дела в суде представитель прокуратуры в качестве государственного обвинителя также может отказаться от поддержания обвинения. Все это говорит о весьма значительных возможностях прокурора для того, чтобы обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка проведения расследования, а также законности процессуальных решений, принимаемых следственными органами.
— СК России занимает очень активную позицию по обсуждаемым в обществе происшествиям и часто забирает себе резонансные дела, которые относятся к подследственности МВД. С чем это связано?
— Здесь сразу надо пояснить, что решение о передаче таких дел как раз относится к компетенции органов прокуратуры.
— Есть состав преступлений, подследственность которых размыта — то есть расследует тот, кто выявил. На ваш взгляд, УПК нуждается в совершенствовании в этом плане? Нужно ли расширить, на ваш взгляд, составы преступлений, которые могли бы относиться к подследственности СК?
— Я считаю, что в данный момент УПК очень четко и обоснованно регламентирует вопросы так называемой альтернативной подследственности, поэтому нет необходимости вносить изменения в статьи, регулирующие эти вопросы. К тому же в УПК четко и недвусмысленно указано, что все спорные вопросы о подследственности решает прокурор.
— В результате разделения функций следствия и надзора повысилось ли качество расследования?
— Да, безусловно. Судите сами: число уголовных дел, которые возвращены на доработку судами, в сравнении с 2006 годом, то есть до проведения реформы, уменьшилось более чем в четыре раза (с 5 047 дел до 1 143). Количество оправданных судами за отсутствием события или состава преступления сократилось в три раза (с 1 885 до 513). Эти данные как раз свидетельствуют о повышении качества следствия.
— В СК же перешли уголовные дела, которые расследовала прокуратура, в том числе и нераскрытые, так называемые висяки. А насколько эффективно раскрываются преступления прошлых лет, доставшиеся вам по наследству?
— Судите сами. При образовании Следственного комитета, в 2007 году, из органов прокуратуры нам было передано более 208 тыс. уголовных дел о нераскрытых преступлениях прошлых лет. Но если в 2006 году следователями прокуратуры было раскрыто 1 454 преступления прошлых лет, то сейчас каждый год следователями Следственного комитета РФ раскрывается свыше 5 тыс. таких преступлений прошлых лет.
Это общая заслуга наших следователей, криминалистов, экспертов, сотрудников оперативных служб МВД и ФСБ России.
— Как бы вы оценили взаимодействие следственных органов СК России с органами прокуратуры?
— У нас сложились хорошие рабочие отношения с Генеральной прокуратурой. Например, в борьбе с коррупцией собранные следователями СК России доказательства используются при обосновании исков прокуроров об обращении в доход государства незаконно нажитого коррупционерами имущества. Только в 2020 году по уголовным делам в отношении бывшего министра Российской Федерации Абызова, глав Серпуховского и Клинского районов Московской области на основании материалов следствия конфисковано почти 60 млрд рублей.
— СК за эти десять лет состоялся как независимый следственный орган? Есть еще куда стремиться?
— Если вы имеете в виду новые реформы, то еще раз повторюсь и скажу, что, на мой взгляд, в них нет надобности. В то же время необходимо чутко реагировать на новые криминальные вызовы. В случае появления новых видов или способов совершения преступления надо незамедлительно разрабатывать новые методики для их раскрытия и расследования, так как способы противодействия преступности нуждаются в постоянном совершенствовании, что обусловлено изменением форм преступных проявлений. Следственный комитет активно участвует и в совершенствовании действующего законодательства. В целом в рамках имеющихся полномочий Следственному комитету всегда есть куда стремиться — повышать качество следствия, сокращать сроки расследования уголовных дел, оперативно реагировать на нарушения закона.