21 мая 2022, 11:10
Интервью

Евгений Стычкин о "Нулевом пациенте": наша история составлена из человеческих трагедий

Евгений Стычкин во время съемок сериала "Нулевой пациент". Пресс-служба продюсерской компании "Среда"
Евгений Стычкин во время съемок сериала "Нулевой пациент"
Режиссеры нового сериала о первой вспышке ВИЧ в СССР Евгений Стычкин и Сергей Трофимов рассказали о работе над проектом и о том, почему некоторые темы до сих пор табуированы в обществе

Драматический сериал "Нулевой пациент", который уже можно посмотреть на "Кинопоиске", посвящен истории первой в СССР вспышки ВИЧ в 1988 году. В центре сюжета оказывается молодой врач детской больницы в Элисте Кирсан Аюшев (Аскар Ильясов). Он подозревает наличие вируса у нескольких пациентов и тайком отправляет пробы их крови в Москву. Когда анализы подтверждают его правоту, к процессу подключается ученый Дмитрий Гончаров (Никита Ефремов) — специалист по малоизвестной в СССР болезни. Накануне премьеры режиссеры проекта Сергей Трофимов и Евгений Стычкин рассказали ТАСС о том, почему считают калмыцких врачей, столкнувшихся с этой вспышкой болезни, настоящими героями, а также поделились своим отношением к проблеме ВИЧ в стране.

— События, которые описываются в сериале, произошли на самом деле не так давно — в 1988 году, — думаю, найдутся зрители, которые лично помнят новостные сводки или сюжеты по телевидению. Помнили ли вы об этой истории до работы над проектом?

Сергей Трофимов: Хоть я и современник событий, но об этой конкретной истории не помнил. Тогда было странное время: на людей выплеснулась гласность, появилось невероятное количество информации. Разговоры, конечно, шли, но наряду с этим обсуждались колдуны, шаманы, социальные проблемы — все, что угодно. Я думаю, эта конкретная история потонула в общем хоре. Про СПИД ходили какие-то слухи, но серьезно никто не относился. Драма этих людей незаслуженно забыта, и наш фильм — некий долг по отношению к ним.

— Несмотря на то что мы живем уже в 2022 году и болезнь стала за эти годы гораздо более изученной и, если можно так выразиться, более понятной, все равно тема во многом остается как будто малообсуждаемой среди людей, даже стыдной. С какими эмоциями вы подходили к созданию сериала? Было ли сложно к этой теме подступиться?

Сергей Трофимов: Я бы не сказал, что мы стремились донести до зрителя именно тему. Мы подходили к этому, прежде всего, как к драме, которая развернулась в жизни людей, отнеслись очень серьезно. Мы ездили в Элисту, разговаривали с родителями тех детей, старались погрузиться в материал. Мы старались честно рассказать историю.

Евгений Стычкин: Это конфликт практически шекспировского масштаба, история составлена из человеческих трагедий, и про это интересно было поговорить.

Я понимаю, что до сих пор проблема ВИЧ в стране очень распространена, но мы до сих пор мало об этом знаем. Это все еще стигма, табу, нечто не вполне приличное, что совершеннейшая глупость
Евгений Стычкин
режиссер сериала "Нулевой пациент"

Важно, чтобы то, о чем ты рассказываешь, сегодня было столь же актуально или даже более актуально, чем в то время, о котором ты рассказываешь. Самое главное в этом случае — параллели и то, насколько они работают сегодня. Сейчас у нас более миллиона ВИЧ-положительных людей. Именно поэтому важно говорить об этом вслух, называть вещи своими именами. Проблема есть, но мы знаем, как с ней бороться.

— Как выстраивался баланс между реальными фактами и их художественным изложением? Мы видим на экране реальных героев или же это собирательные образы?

Сергей Трофимов: Мы не стремились к документальности, но это тот редкий случай, когда практически все рассказанное — правда. История абсолютно реальна, изменены имена, и то не все. Можно даже сказать, что мы излагаем малую долю того, что с ними происходило. Калмыцкие врачи незаслуженно стали козлами отпущения в этих событиях. Такого Кирсана, как наш главный герой, не было, но была женщина-врач, которая также по симптомам предположила, что у пациента ВИЧ, и отправила анализы в Москву. По сути, врачи совершили подвиг, привлекли внимание к проблеме по всей стране. Они не были виноваты, виновата была система.

— Как между вами распределялись роли на площадке? Возникали ли какие-то спорные моменты, или же царило полное единение?

Евгений Стычкин: Изначально, когда мы с Сережей начинали картину, мы думали о том, как будем делить пальму первенства. 

Сергей Трофимов: Так и не поделили. (Смеется.)

Евгений Стычкин: Да, так и не поделили. Мы думали о том, что я больше буду заниматься артистами, Сережа — картинкой. В итоге мы каким-то образом просуществовали этот кусок творческой жизни достаточно полюбовно.

Сергей Трофимов: Без споров, конечно, не обходилось, потому что мы оба довольно маниакальные, оба перфекционисты — каждый в своей области. Но в целом мы работали очень дружно, это было интересно, потому что разные личности и разные методы. Идея разделения функций была очень хорошей, я надеюсь, она принесла результат.

— Я заметила, что в первой серии вы использовали документальные кадры Москвы, а какой вы вообще хотели показать эпоху?

Сергей Трофимов: Да, там действительно есть хроника, но ее немного. Мы просто решили не воссоздавать, а аккуратно вплести то, что действительно было, стилизовать нашу картинку, в том числе при помощи цветокоррекции. Мы ориентировались не столько на то время, а на кино тех лет.

— Когда мы анонсировали проект, сценарист Олег Маловичко отметил, что главным для авторов было "посмотреть, как мы с этим справились". На ваш взгляд, научилось ли общество принимать сам факт наличия такой болезни и людей, которые с ней живут?

Сергей Трофимов: К сожалению, нет. В некоторых странах лекарства входят в программу государственной поддержки, а у нас все осталось почти на том же уровне. Конечно, никакой истерии уже нет, но, кажется, по-прежнему мало кто понимает, как, например, передается болезнь. Часть нашей задачи состоит как раз в просвещении, но выполнена она будет только в том случае, если история попадет в зрителя эмоционально. Задача была рассказать драму, но через нее выполнить и просветительскую функцию. Это задача любого художника.

Беседовала Валерия Высокосова