В начале июня "Автоваз" сообщил о возобновлении производства автомобилей впервые с конца апреля. Первой моделью, которую "Автоваз" будет собирать самостоятельно, без участия Renault, стала упрощенная версия Lada Granta, стоимостью от 660 тыс. рублей. О ее комплектации, а также о том, когда концерн возобновит производство Niva, разработает свою автомобильную платформу, и сколько средств планирует вложить в создание российских коробок передач и систем ABS в интервью ТАСС в рамках Петербургского экономического форума рассказал президент "Автоваза" Максим Соколов.
— Максим Юрьевич, поздравляем вас с назначением. Буквально незадолго до ПМЭФ, мне кажется, все на свете взорвала новость о возобновлении производства Lada Granta. Расскажите, пожалуйста, возможно, в этом году мы ещё планируем возобновить производство каких-то автомобилей?
— Добрый день. Тоже очень рад встрече. Возобновление работы конвейера на "Автовазе" было важнейшей тактической на сегодняшний день задачей, но задачей уже вчерашнего дня. Поэтому я благодарен коллективу "Автоваза" за то, что нам удалось запустить одну из линий конвейера, так называемую пятую линию, и на ней возобновить производство упрощенной модели Lada Granta. Здесь тоже очень важно отметить, что правительство РФ и наше отраслевое министерство очень оперативно среагировали на сложившуюся ситуацию и внесли соответствующие изменения в регламенты выпуска легковых автомобилей, дав возможность автопроизводителям возобновить производство моделей без агрегатов, критически не влияющих на безопасность движения транспортных средств, которые невозможно локализовать в ближайшее время и которые попали В санкционные списки. Поэтому возобновление производства Lada Granta — это очень важная веха для "Автоваза".
Мы уверены, что в дальнейшем мы будем наращивать производство различных моделей. Хочу отметить, анонсировать, что с июля мы возобновим производство классической модели Niva Legend, которая уже хорошо известна не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. И уже в августе будет возобновлено производство модели Niva Travel. Это тоже будет очень важный момент, потому что три модели начнут выпускаться уже до конца лета текущего года. Дальше, по возможности, мы будем расширять наш модельный ряд, но много будет зависеть от санкционного режима и возможности быстрой локализации тех или иных компонентов, необходимых для выпуска. Мы работаем над этим круглые сутки семь дней в неделю. И уверен, что наши инженеры, наш научно-технический центр, наши специалисты в среднесрочной перспективе справятся с этим.
— Было очень много вопросов, очень много слухов неприятных как раз по поводу нового упрощенного техрегламента, который "Автоваз" и многие производители поддержали. Были какие-то невероятные слухи, что автомобили будут без электрических стеклоподъемников и системы ABS. Вы можете рассказать немного о спецификациях Granta и Niva?
— Конечно. Действительно в Lada Granta сейчас нет системы ABS, подушки безопасности и системы ЭРА-Глонасс. Нет, в первую очередь, потому что в этих системах автомобиля используются электронные компоненты.
— То есть основная причина отсутствия этих компонентов — мировой кризис полупроводников?
— Да. И многие автомобильные заводы у нас в стране и за рубежом уходили в отпуска, останавливали конвейер — не хватало электронных компонентов. Ну, а сейчас они ещё и попали в санкционные списки. Тем более эти санкционные списки обновляются, пополняются: четвертый, пятый, шестой, уже седьмой готовятся. И неизвестно, что будет дальше.
— Каждый день практически, да.
— И быстро производство этих элементов, конечно, не запустить. Потому что радиоэлектронная промышленность нашей страны должна обеспечить полный цикл производства чипов и микросхем, более того совместить эти элементы с теми системами, которые производятся у нас и в других странах. На это уйдет точно несколько лет. Но мы, как я уже сказал, в круглосуточном режиме работаем над решением этой задачи. Но если вспомнить не такое уж и далекое прошлое, времена, когда я сам впервые сел за руль автомобиля, то, в общем-то, без этих систем мы обходились на дорогах нашей страны. Тем более дороги тогда были другого качества. Поэтому я уверен, что критически это не отразится на безопасности эксплуатации автомобиля, тем более что техрегламент позволяет такую ротацию. А по мере решения этих вопросов мы будем, конечно, интегрировать, добавлять в наши автомобили те или иные системы, которые удастся локализовать.
— Как раз по поводу локализации и импортозамещения компонентов. Вы сейчас перешли частично под контроль НАМИ, он прежде всего известен как разработчик Aurus. Есть ли вероятность, что НАМИ сейчас поделится компетенциями и сможет разработать хотя бы часть недостающих комплектующих для "Автоваза"?
— "Автоваз" перешел в полном объеме под контроль государства в лице госкорпорации "Ростех" и НАМИ, подведомственному Минпромторгу РФ. Мы очень плотно взаимодействуем со специалистами НАМИ по решению сразу трех задач, которые одновременно должны быть решены нашей обновленной командой. В краткосрочном плане — это запуск конвейера и того модельного ряда, который может производиться сейчас в упрощенном "антисанкционном" варианте. В среднесрочной перспективе — это запуск тех моделей, которые сегодня не могут сходить с конвейера из-за большей доли импортных запчастей и компонентов, и, соответственно, они в ближайшее время не смогут быть замещены российскими производителями или производителями из дружественных стран. Наша задача на среднесрочную перспективу — максимально локализовать модельный ряд, выпускаемый нашим заводом, в первую очередь, это модель Lada Vesta, Lada Largus и возможно ещё какие-то модели. В долгосрочном плане наша задача создать новую современную российскую автомобильную платформу, обеспечив глубокую локализацию радиоэлектронного оборудования, автоматической коробки передач и других элементов, не говоря уже про ABS и подушку безопасности.
— То есть "Автоваз" планирует разработать свою собственную платформу? Вы сами намерены вкладывать какие-то средства в НИОКР, чтобы для вас разработали ту же ABS и другие компоненты?
— Да, это наша стратегическая задача. Мы воспринимаем это как вызов не только для нас, но и для всей автомобильной отрасли в стране. Мы уже сейчас определяем ту базу, на которой будет формироваться эта новая платформа, и источники ресурсов для её развития. Что касается вложений в НИОКР, могу сказать, что даже в рамках текущего года, когда мы сконцентрировали все усилия на перезапуске производственных процессов, МЫ направим на эти цели не менее миллиарда рублей.
— На НИОКР весь или на платформу?
— На НИОКР весь. В том числе, какие-то средства пойдут и на разработку новых концепций платформы, но ближе к концу года.
— А есть известны еще какие-нибудь параметры этой платформы? К какому году её планируется создать?
— Хотелось бы это сделать завтра или послезавтра, но на это уйдет много времени, поскольку разработка платформы – небыстрая работа. Мы предполагаем, что даже имея определенные наработки, базирующиеся на платформе Lada Vesta, нам потребуется не менее трех-четрых лет, чтобы в полном объеме запустить производство на этой платформе высоко локализованных автомобилей и, самое главное, создать автокластер производителей автокомпонентов для производства отдельных деталей и узлов.
— По ABS и коробке передач есть уже примерные сроки, когда поставщики могут освоить производство?
— По ABS мы планируем в среднесрочной перспективе найти решение вместе с российскими и зарубежными партнерами. Гораздо сложнее с автоматическими коробками передач, поскольку на запуск такого завода даже в максимально быстром режиме уходит не менее четырех лет.
— Рассматривается ли возможность того, что на "Автовазе" продолжится выпуск моделей Renault, которые ранее там производились?
— По соглашению, которое было подписано Минпромторгом с Renault, "Автоваз" В дальнейшем может выпускать по лицензии Renault Duster, а также Renault Logan и Renault Sandero на обновленной платформе. В то же время мы видим высокие риски выпуска этих автомобилей, поскольку в них велика доля иностранных компонентов, производимых в основном в недружественных нам странах. Из-за санкций существует запрет на поставку определенных узлов уже сейчас, мы не можем предсказать, будет ли расширяться этот список или нет. Уже сегодня около 200 различных компонентов входят в санкционные списки, ещё около ста компонентов и 1,5 - 2 тыс. деталей и узлов, из которых состоит автомобиль, хоть напрямую и не входят в перечень запрещенных, но не поставляются в Россию из-за опасений производителей. В связи с этим мы сейчас оцениваем эти риски, оцениваем наши возможности и ресурсы, которые требуются для запуска этих моделей, и самое главное – нацеленность Renault и других поставщиков продолжать отношения с "Автовазом" . Если мы в этом не будем уверены, то смысла запускать производства этих автомобилей, наверное, нет.
— Ведутся ли обсуждения с дилерами Renault и что вообще будет с дилерской сетью?
— По соглашению, которое я уже упоминал, гарантийное обслуживание и поставка запчастей для Renault перешла под ответственность "Автоваза". Сегодня они продолжают работать со своими клиентами, осуществляют гарантийное обслуживание. Конечно, в период разрыва логистических цепочек, поставки не подсанкционных деталей, сталкиваются с определенными трудностями. Но в любом случае, дилеры Renault по крайней мере в среднесрочной перспективе будут выполнять свои обязательства перед своими клиентами и обеспечивать работу с владельцами автомобилей.
— Будут ли они переориентированы под "Автоваз" а дальнейшем?
— Могу только сказать, что мы получаем очень много заявок от дилеров не только Renault, но и многих других марок. Но надо понимать, что тот рынок автомобилей, который был у нас в стране, а это около 2 млн машин на рубеже десятых годов и 1,5 млн, начиная с середины десятых годов, и сегодняшний сильно отличаются. Такой широкой линейки "Автоваз" выпускать не сможет. В дальнейшем мы видим потенциал увеличения объема выпуска как минимум в два раза от более чем 400 тыс. автомобилей, которые выпустил "Автоваз" в прошлом году, но всё равно это не покроет тех потребностей рынка, который был на конец прошлого года. Поэтому здесь надо очень внимательно смотреть на спрос платежеспособного населения, каким он будет, на какие марки автомобилей он будет ориентирован и сколько будут стоить эти модели. Сегодня мы выпускаем самый доступный автомобиль в нашей стране. Lada Granta стоит от 660 тыс. рублей. В дальнейшем, в зависимости от модификации этого автомобиля, будем возможно каким-то образом изменять эту стоимость.
— Под "Автоваз" они не будут переориентированы в будущем, да?
— На самом деле, мы получаем очень много заявок от дилеров не только Renault, но и многих других марок.
Если будут программы поддержки этого спроса, как они были в прошлые годы, когда различные компенсации, субсидии покупателям автомобилей выдавали за счет федерального бюджета, то тогда спрос, конечно, будет. Тогда под него можно настроить более масштабный выпуск автомобилей. Если же этой программы не будет, то спрос будет сужаться, и смысла производить автомобили тоже уже не будет.
Беседовали Мария Амирджанян, Анна Носова.