17 июня 2022, 12:30
Интервью
ПМЭФ-2022

Никита Мазепин: не нужно радоваться неудачам других

Никита Мазепин. Антон Новодережкин/ ТАСС
Никита Мазепин
Никита Мазепин — о гонках, ситуации с отстранением российских спортсменов и об учебе

Бывший участник чемпионата мира по автогонкам в классе машин "Формула-1" Никита Мазепин в интервью ТАСС рассказал о своем выступлении в ралли "Шелковый путь", работе фонда поддержки отстраненных спортсменов, а также об учебе в магистратуре и о любимом виде отдыха.

— Никита, рад вас видеть на стенде ТАСС на ПМЭФ. В общем, это же международный экономический форум, и у многих вопросы вызывает вот, в частности, что тут может делать спортивный корреспондент. Вот у меня такой же банальный, возможно, вопрос, что тут делает пилот, профессиональный гонщик?

— Я давно хотел посетить это мероприятие. И, к сожалению, у меня никогда этого не получалось — я выступал. И у нас летом обычно сейчас активная фаза сезона. Что я тут делаю? Я сегодня официально запустил жизнь благотворительного фонда, который называется "Мы выступаем как один", или, по-английски, We compete as one. Всю информацию для спортсменов и о четкой его роли деятельности можно найти на сайте. И тут мы, во-первых, его анонсировали, во-вторых, провели две сессии. Одну с "Коммерсантом" и одну в павильоне сейчас обсуждали — как спортсмену добиться становления своего успешного бренда после достижения результатов в том или ином чемпионате. Но вы правильно сказали то, что я спортсмен, а это экономический форум. Важно замечать то, что разница небольшая между спортом и бизнесом и они всегда идут рука об руку, как минимум исходя из психологического настроя. И тут очень много можно единомышленников встретить.

— Я так понял, подготовка к запуску вашего фонда была очень серьезной. То есть настрой у вас соответствующий. Правильно?

— Андрей, абсолютно так. Для меня это первый проект такого рода. Я учусь на ходу, набиваю какие-то шишки и знаю теперь, какие ошибки возможно не делать. Мы подходим ко всему, что делаем, серьезно.

Процесс юридической регистрации фонда был очень непростым. Сам факт прописать устав — это очень такая трудная затея, потому что ты это делаешь один раз и должен понимать, что не сможешь изменить концепцию через пять-десять лет, а фонд, безусловно, будет работать долго. И я надеюсь, что сотни подопечных будут довольны нашей работой. Поэтому это сейчас занимает все мое время. Мы провели стратегическую сессию в Москве с нашими первыми подопечными, потому что очень важно для меня было узнать, что именно нужно им самим. То есть я могу о чем-то догадываться, у меня один тип мышления, и, возможно, моя психология отличается от других ребят. Поэтому очень важно было сесть и послушать, как они видят наше взаимодействие и чем мы можем быть им полезны.

— То есть уже есть какие-то клиенты или подопечные, так вы их называете?

— Подопечные это называется, да. У нас не бизнес, у нас некоммерческая организация, поэтому это подопечные.

— И уже есть обращения. Известно, какие это люди?

— Как я уже сказал, мы сами связались и начали работу с паралимпийцами, которых, я бы сказал, ужасно отстранили от соревнований, когда они туда уже прилетели. Летели три дня, утром проснулись и из новостей прочитали, что они не будут выступать.

Сегодня наш сайт начал работать. У нас есть большая команда, которая занимается и помогает мне реализовывать этот проект. Поэтому как выйду с нашего интервью, узнаю статус по заявкам на сайте.

— Тем не менее сезон "Формулы-1" идет. Вас тоже очень несправедливо отстранили. Следите ли вы за сезоном, что чувствуете?

— Конечно, слежу. Я за "Формулой-1" следил очень давно. Я очень любил по воскресеньям, когда в свои гонки отъезжал, садиться у телевизора. И я любил проводить так свое воскресенье. С семьей, с друзьями, без разницы, все это разделяли. Поэтому в этом плане ничего не изменилось. Гонки смотрю. Радуюсь успехам своих бывших коллег.

— И неудачам?

— Неудачам, я считаю, не нужно радоваться. Это тренд, я думаю, что неправильный, потому что ты сегодня радуешься, что у кого-то что-то не получилось, а завтра у тебя может что-то не получиться. Поэтому я не хочу этого делать, но гонки смотрю. И поддерживаю себя в весе, в форме. Какие-то вещи со стороны анализирую, как вести гонку, где-то можно спокойнее, чтобы избежать аварии. Чему-то всегда учишься, когда наблюдаешь со стороны. И я надеюсь, что я это использую в этом чемпионате когда-нибудь.

— Вы говорили, что не теряете надежд вернуться, но вот санкции все усиливаются, в отношении спортсменов в том числе. Спустя несколько месяцев все еще теплится надежда у вас вернуться в "Формулу-1"?

— Знаете, я не раз говорил, что в первую очередь важно твое психологическое состояние. Важно просыпаться с улыбкой на лице и вот с этой энергией уже либо идти в зал, либо в офис, заниматься какими-то делами. Вот это мой основной фундамент — я оптимист. Меня очень быстро отстранили, это решение было принято одномоментно. Я верю, что все может обратно так же измениться.

— Несколько недель назад слухи прошли, не знаю, насколько это слухи, что вы тем не менее будете пусть не в "Формуле", но в ралли участвовать. Так ли это? Можете немножко просветить?

— Да, я буду выступать на "Шелковом пути". Я официально могу это заявить в первый раз. Я хочу сразу сказать, что это будет чуть-чуть для меня другой формат, потому что я не питаю иллюзий о том, что у меня сразу все получится. Я очень уважаю спортсменов, которые выступают в этой дисциплине. Я с детства любил все, что связано с бездорожьем. Я люблю природу, путешествия.

Гонка, которая будет идти, если считать все мероприятия, порядка 12 дней, и ты на машине проезжаешь из Астрахани до Москвы. Для меня это такой способ отключиться и заняться чем-то любимым. Я, конечно же, отношусь ко всему, что делаю, серьезно. Но тут будет формат исключительно времяпровождения спортивного, потому что для меня только такой образ жизни знаком. Я так 18 лет выступал и по-другому жить не умею. А все-таки остальное время я буду реализовывать проект, работая с людьми, со спортсменами, потому что для меня это важно. И, конечно, не нужно забывать, что я всегда говорю, что учусь, это никуда не делось. Я сейчас перехожу на второй курс магистратуры, летние экзамены позади. Поэтому есть чем заниматься, и времени свободного не так много.

— То есть главное не победа, а участие в данном случае, прям олимпийский девиз будет в "Шелковом пути".

— Не совсем. Я хочу побеждать во всем, что я делаю. Но я очень спокойно к этому отношусь. У меня нет нервов, я об этом не переживаю. Мне нравится, что я делаю, я получаю от этого удовольствие. Будет классный результат — супер. Будут трудности — значит, будем учиться. Но я стал успешным спортсменом в картинге и стал успешным спортсменом в "Формулах". Это очень разные вещи. И для того, чтобы достичь любой цели, даже не связанной со спортом, нужно время и отношение к этому делу. Отношение у меня есть. Не получится с первого раза, получится со второго.

— А какая команда?

— Я буду выступать в команде с Сергеем Карякиным.

— Там же не единственный гонщик, там еще есть пилоты?

— Я не веду коммерческую ориентированность команды, поэтому я думаю, что Сергей сам это скажет. Но я знаю, что мы выступаем с ним вместе. Мы в хороших отношениях. Будем выступать дружественными экипажами для того, чтобы добиться результата.

— Я разговаривал пару часов назад тут с руководителем Камаза, и он сказал, что шансов на "Дакар" тоже не теряют, что Камаз будет выступать. В этом плане у вас есть какие-то мечты, возможно, выступить в "Дакаре"? Потому что все-таки с точки зрения бездорожья это, наверно, самая главная гонка.

— Я это рассматриваю. Я прекрасно знаком с календарем ралли-рейдов. Но я так далеко не заглядываю. Как я сказал, у меня в первую очередь в приоритете мой проект. Если будет оставаться достаточно времени для того, чтобы не только приехать на гонку, но и подготовиться и тренироваться, то почему бы и нет.

— К учебе вы тоже серьезно относитесь, я так понял.

—Конечно.

— Какое задание на лето у вас?

— Знаете, когда я учился в школе, мне моя любимая учительница по русскому языку на лето давала план, грубо говоря, из 15 книжек, и их нужно было прочитать. Меня это очень волновало, потому что иногда я не заканчивал этот план. Было трудно обсуждать какие-то произведения, прочтение которых я имитировал, а на самом деле я где-то с друзьями общался, где-то на квадроциклах катался, занимался чем угодно. Поэтому план на лето, я бы сказал, поэтапный.

В первую очередь подготовиться и выступить на "Шелковом пути". И благотворительный фонд сезонов не знает, мы только начали работу, нам нужно себя зарекомендовать, нам нужно показать то, на что мы способны. Нам можно доверять, с нами можно сотрудничать и нужно. Я хочу подписать соглашение с большими компаниями, которые нам помогут в плане трудоустройства и в финансировании, потому что сейчас проект полностью финансируется мной лично. И также, наверно, отдохнуть хотелось бы, потому что погода налаживается, и это я тоже люблю.

— Как вы проводите свободное время? Или только работа и тренировки?

— Нет. Я очень люблю активный образ жизни. Я люблю путешествия. Возможно, знаете, но я выступал в Ладоге на квадроциклах. Тоже для меня абсолютно новая дисциплина. Моя первая гонка тоже была недавно, полторы недели назад, под Питером. Как-то так я провожу время. То есть физически, может быть, я где-то устаю или недосыпаю, но такой образ жизни мне нравится, потому что он меня заряжает в эмоциональном плане.

— В теннисе организаторы Уимблдона запретили российским теннисистам участвовать, но в то же время организаторы английского турнира подверглись критике со стороны международных организаций  — ATP, WTA и ITF. Вот вы были удивлены именно такой реакции с их стороны, что осудили за то, что русских спортсменов забанили? И есть в этом какой-то хороший импульс именно на будущее?

— В этом плане у меня нет четкого ответа. Удивлен я или нет, тоже не могу сказать. Потому что, как вы знаете, все люди очень разные, и мнения также отличаются. Кто-то считает, нужно сделать так, нужно сделать иначе. Тут очень трудно подстроиться под массу. Я считаю, что нужно в первую очередь жить по каким-то своим принципам и их придерживаться. Мои принципы, с которым я жил и живу 23 года, меня воспитали, у меня отец профессиональный спортсмен. И я всегда считал, что, когда ты садишься в болид, закрываешь шлем или, как в случае с моим отцом, прыгаешь в бассейн, начинаешь плыть, там уже нет паспортов, там нет цвета кожи.

Спорт должен объединять людей. Спорт должен быть двигателем и примером для молодежи, которые понимают, как им жить. Они понимают, что им нужно жить с правильным образом. В этом плане ты должен соревноваться с лучшими, и тогда вы друг друга двигаете и поднимаете уровень соревнований. А когда по каким-то неспортивным причинам вас отстраняют, я за нейтралитет. И если где-то нейтралитет, возможно, восторжествовал, я буду очень рад.