20 июня 2022, 10:00
Интервью
ПМЭФ-2022

Гендиректор "ВКонтакте" Марина Краснова: соцсеть сохраняет тренд на рост аудитории

Гендиректор "ВКонтакте" Марина Краснова. Пресс-служба "ВКонтакте"
Гендиректор "ВКонтакте" Марина Краснова
Она рассказала в интервью ТАСС о планах поддержки российских артистов и съемках собственных сериалов

С марта 2022 года социальная сеть "ВКонтакте" достигла рекордных показателей по аудитории. Также сообщалось о развитии соцсети в сторону метавселенной и собственной площадки "VK Видео" по модели западных видеохостингов. О новом росте аудитории, планах поддержки российских артистов и съемках собственных сериалов в интервью ТАСС в рамках Петербургского международного экономического форума рассказала генеральный директор соцсети "ВКонтакте" Марина Краснова. 

— За март аудитория "ВКонтакте" заметно выросла. Какие изменения по аудитории вы наблюдаете в апреле и мае? Этот рост замедлился или продолжает увеличиваться такими же темпами?

— Действительно, мы побили несколько рекордов и гордимся этим: 50 млн ежедневной аудитории в России, 100 млн — ежемесячной аудитории в мире. Мы видим, что тренд на рост сохраняется. Например, в мае месячная аудитория "ВКонтакте" в России выросла почти до 76 млн, что больше на несколько миллионов, чем в феврале. А по данным Mediascope, "ВКонтакте" сейчас пользуются 84% аудитории рунета — мы охватываем всю интернет-аудиторию страны.

Более того, мы идем значительно выше, чем годом ранее, по показателям ежедневной аудитории в сезон отпусков, когда обычно активность пользователей снижается. Сейчас такого мы не наблюдаем. Год от года мы идем со значительно более высокими показателями и аудитории, и вовлеченности.

— На сколько увеличилось среднее время пользователей "ВКонтакте", которое они проводят в соцсети?

 Чем мы особенно гордимся — что у нас не только приток новых пользователей, но и рост таймспента. Это значит, что новая аудитория сразу вовлекается в наши продукты и проводит здесь много времени. Если в апреле в среднем пользователь "ВКонтакте" проводил в соцсети 46,5 мин. в сутки, то в мае — уже 47,2 мин. Вообще завоевать дополнительную минуту пользовательского внимания — большое достижение.

— А за счет чего это удалось?

— За счет развития сервисов, рекомендательных алгоритмов и притока новых авторов. Сейчас у нас миллионы новых авторов, которые стали размещать контент во "ВКонтакте". Например, количество новых сообществ в марте увеличилось на 68% по сравнению с таким же периодом в прошлом году. И это с учетом, что во "ВКонтакте" и до этого развивались десятки миллионов создателей контента, которые сейчас усилили активность на платформе. Благодаря этому растет потребление контента и время, которое пользователь проводит в соцсети. А развитие видеоформатов и рекомендательных систем в видеоформатах привели к увеличению времени потребления видео. Вообще видеоформат — драйвер роста времени.

— Также сейчас стали очень популярными сервисы "VK Видео" и "VK Клипы". Это две таких бомбы, о которых говорят везде, и особенно сейчас. Известно ли, сколько сейчас составляет доход от видеорекламы в рамках этих сервисов? Сколько блогеры в целом уже смогли заработать, размещая видеоконтент во "ВКонтакте"?

— Да, рекордный рост просмотров видео — особый повод для гордости. 1 млрд — это рекордное значение просмотров клипов в сутки. В целом по видео в соцсети — 2,4 млрд просмотров каждый день. Авторы активно интересуются монетизацией видеоконтента, с начала марта количество подключенных к программе сообществ выросло в три раза, это несколько тысяч сообществ, в том числе и самых крупных. В результате растет и количество контента от подключенных к программе монетизации сообществ — примерно на 80% за месяц.

Это очень хорошие цифры, которых удалось достичь в том числе за счет новых мер поддержки. Для "VK Клипов" мы анонсировали программу грантов на 100 млн рублей, которые распределяли между авторами, наиболее успешно привлекающими новую аудиторию. В середине апреля закончился первый этап, по итогам которого авторы получили выплаты на общую сумму более 60 млн рублей. Во втором этапе, который завершился в мае, мы выплатили еще 40 млн. И на днях мы анонсировали решение продлить программу в третий раз. Для нас это большое направление, которое мы дальше будем развивать.

— Генеральный директор VK Владимир Кириенко в рамках РИФ заявил, что до конца года будет запущена платформа "VK Видео" в качестве отдельного приложения и оно будет развиваться по модели YouTube. Какие инструменты из модели YouTube могут появиться в новом приложении? Можно ли будет говорить о том, что VK планирует создать полный аналог YouTube?

— Видеоплатформа развивается с 2013 года — когда мы с командой ещё работали над единой технологией видео в рамках социальной сети "Одноклассники". Нашей задачей было объединить все видеоресурсы в рамках холдинга (Mail.ru Group) на базе единой видеоплатформы. В том числе мы занимались развитием рекомендательной системы, возможностями монетизации, конкуренцией с YouTube и другими ресурсами. Мы смотрели на сильных игроков и брали лучшие практики.

Сейчас мы проводили сравнительный анализ по технологиям и поняли, что мы вообще не уступаем. Если говорить про монетизацию и сравнивать с YouTube, то мы работаем преимущественно по рекламной модели — предоставляем бесплатный доступ к контенту, показывая рекламу. И в этом состоит наша ключевая бизнес-модель.

Но мы уже достаточно давно начали инвестировать в диверсификацию и предлагать платный доступ к контенту через донаты. Например, мы видим крайне стремительный рост на платформе VK Donut, которую запустили в 2020 году. VK Donut активно развивается — за год, с мая 2021 года по май 2022-го, общая сумма донатов, которые заработали авторы, увеличилась в четыре раза. Это востребованный инструмент, который подходит для разных форматов контента. Например, мы недавно подключили возможность открыть доступ не просто к видео, а к эксклюзивным стримам в VK Donut, а также планируем добавить подобные инструменты в VK Клипах.

Мы диверсифицируем возможности монетизации. Платный, премиальный доступ, который также есть у конкурентов, уже несколько лет доступен и во "ВКонтакте" наряду с классическими инструментами монетизации. Сейчас авторы сами решают, какую им модель использовать: рекламную или предоставлять премиальный доступ к контенту.

Если говорить про standalone-сервис, то сейчас мы вырабатываем стратегию его развития. Но при этом он все равно останется видеоресурсом, который работает в рамках единой видеоплатформы "VK Видео". 

— Возможно ли развитие "VK Видео" в киноплатформу — с рецензиями на фильмы от пользователей, новостями о кино, рейтингами? Планирует ли соцсеть сама снимать свои фильмы и сериалы и составить конкуренцию другим российским онлайн-кинотеатрам?

— Ответ: да. Мы возлагаем особые надежды на собственный продакшн и уделяем этому внимание. Первый художественный сериал, который мы запустим под названием "Ферма", — проект веб-формата. Это десять коротких серий про блогеров, которые уехали в деревню и там пытаются как-то выжить.

В этом мы видим точку роста для нас. Контент мы и раньше привлекали. Осенью у нас состоится премьера сериала СТС, сценарий которого создала нейросеть. На нашей платформе уже представлено более 70 тыс. единиц профессионального контента от крупных правообладателей, в том числе фильмы, сериалы, шоу и т.д. С начала года количество профессионального контента выросло почти на 50%. 

Также мы планируем увеличить долю контента собственного производства, и не только в "VK Видео". В "Клипах" мы проводили ряд экспериментов, запускали сериалы собственного производства под Новый год и интерактивные сценарии пробовали. И эту тему мы не оставим, будем продолжать.

— Также недавно, в марте, сервис "VK Видео" был запущен на Smart TV. Насколько это был успешный запуск? 

— Как и в случае с "OK Видео", "VK Видео" мы запустили с целью покрыть все экраны, где можно смотреть видео. Но это первый шаг. Дальше мы будем развивать поисковые возможности и рекомендательные системы с прицелом на экраны Smart TV.

— Еще один интересный сервис — это "VK Звонки". Насколько он вообще сейчас востребован? И могут ли "Звонки" конкурировать с другими подобными сервисами?

— Да. Вообще "VK Звонки", коммуникации в видеоформате — это направление, которое совсем скоро так же, как "Клипы", мощно взлетит. И поэтому мы вкладывались с командой в развитие технологий видеосвязи. Например, мы первыми в мире запустили возможность подключать к звонку безлимитное число участников, внедрили адаптивные форматы, собственный протокол видео-конференц-связи. А недавно анонсировали отдельное приложение. Сценарий был востребован. Было очень много обращений как раз от пользователей: как звонить, чтобы не регистрироваться в соцсети, как создать встречу и подключиться анонимно, как запланировать встречу. И мы все это реализовали.

Мы также собрали в сервисе дополнительные возможности, например планировщик встреч. Мы продолжим развивать отдельное приложение, в том числе для работы, для учебы, для проведения семинаров и вебинаров онлайн. Это то, зачем мы делаем отдельное приложение "VK Звонков". 

— Также большим долгожданным запуском стал "VK Мессенджер". Как вы оцениваете успех его запуска? 

— Мессенджер — один из наиболее востребованных сервисов в соцсети. Ежедневно пользователи "ВКонтакте" обмениваются 15 млрд сообщений. И запуск отдельного приложения для мессенджера действительно был одним из самых ожидаемых у наших пользователей.

При этом мы не исключаем сценарий продолжения использования мессенджера внутри социальной сети. У нас остаются две возможности: продолжить в социальной сети или, когда надо именно написать, открыть приложение. Мы рассчитываем, что отдельное приложение поможет людям еще больше общаться друг с другом. Например, запуск отдельного приложения "VK Клипы" дал нам рост публикаций,  потому что мы сделали акцент на авторах. Мы внедрили умную камеру, возможность снимать ролики в 60 fps, уникальные эффекты. И это сработало: количество публикаций клипов с момента запуска отдельного приложения выросло на 13%, и этот рост продолжается. То же самое мы хотим от мессенджера, то есть более долгие переписки, быстрый доступ к контактам.

— Также технический директор "ВКонтакте" Александр Тоболь рассказывал о том, что соцсеть в целом движется в сторону метавселенной и что есть идеи создания собственного NFT-маркетплейса. Ведутся ли переговоры с блокчейн-платформами? Разрабатываете ли вы идею запустить свою блокчейн-платформу? 

— Да, мы действительно хотим развиваться в этом направлении. Во-первых, мы хотим добиться того, чтобы авторы могли получить защиту и возможность монетизировать свой контент. Причем контентом или объектом NFT у нас может быть и музыка, и аватарка, и картинка, созданная каким-то автором. А для того, чтобы это было востребовано аудиторией, это владение должно тиражироваться и быть доступным. Сейчас мы прорабатываем возможность того, чтобы пользователи могли продавать какие-то свои уникальные стикеры и другой контент в виде NFT. Немного позже будем рады поделиться новостями по этой теме.

— Появилась ли в связи с последними событиями необходимость в новых кадрах? Сколько сейчас работает сотрудников во "ВКонтакте"? Собираетесь ли увеличивать штат? Сколько сотрудников релоцировались?

— За последние два года команда "ВКонтакте" выросла на 25%, в этом году штат продолжает расширяться — сейчас во "ВКонтакте" работает 1,7 тыс. человек. В компании открыто более 200 вакансий по различным направлениям — соцсеть всегда готова предлагать работу квалифицированным кадрам.

Мы укрупняем свои команды, потому что, прежде всего, появились новые направления. Мы видим силу в сообществах, они дают львиную долю таймспента, и мы будем инвестировать в эти направления и сервисы. Также у нас появились отдельные приложения, которых у нас раньше не было. Их тоже нужно поддерживать и развивать дальше, поэтому нагрузка увеличилась. Логично, что у нас открыто много вакансий, и мы привлекаем специалистов из других компаний.

— Также еще один сервис — "VK Музыка". Он становится все более популярным, и в том числе там продвигаются российские артисты. Какие меры поддержки и новые инструменты продвижения появятся в этом сервисе? 

— Да, у нас уникальная музыкальная платформа, где появляются отечественные исполнители, которые растут в рамках "ВКонтакте". Если говорить про меры поддержки — как здорово они сработали в направлении видеосервисов. И скоро мы анонсируем новую масштабную программу поддержки для музыкантов.

— Что делать с зарубежными артистами, которые уходят из "VK Музыки" самостоятельно? Как решается этот вопрос?

— Абсолютное большинство релизов у нас доступно, мы постоянно на связи с нашими партнерами. Поэтому наши пользователи продолжают слушать любимую музыку. 

Но что еще интересно — в России всегда была сильно развита локальная сцена, самые популярные артисты в чартах — отечественные музыканты. Мы продолжаем их поддерживать, и особенно — новых, только набирающих популярность. Также мы постоянно улучшаем сервис — совершенствуем рекомендательные алгоритмы, развиваем инструменты для музыкантов, чтобы хорошая музыка находила своих слушателей. 

Беседовала Виктория Рябикова