Городу Энергодару на левом берегу Днепра в Запорожье сейчас повышенное внимание уделяют и в России, и за рубежом — здесь находится крупнейшая в Европе атомная станция, а линия разграничения с Украиной проходит по реке. Как в таких условиях обеспечивается безопасность столь важного объекта и каким образом в городе налаживается мирная жизнь, в интервью ТАСС рассказал руководитель военно-гражданской администрации Энергодара Александр Волга. Разговор начинается с того, что Александр просит называть его именно так, не раскрывая фамилию.
— Александр Геннадьевич, к городу приковано большое внимание — атомная станция около линии соприкосновения. Расскажите, что об этом думают обычные горожане? Какие задают вопросы?
— Зона соприкосновения — на другой стороне Днепра, за водохранилищем, там уже украинская территория.
Конечно, все это накладывает определенную тональность на взаимоотношения горожан и администрации, но люди все чаще обращаются к нам — я вот ставлю рекорды по поводу приема граждан в кабинете, не отказываю никому. Решаем вопросы с материальной помощью, отправкой людей на лечение как в Крым, так и другие регионы Российской Федерации — мы отправляли уже и в Петербург, и в Москву, сложные случаи были действительно.
Прежде всего мы работаем для людей. У нас мирный город, мы находимся здесь не в режиме специальной операции, а в режиме созидания и мирной жизни. И наша основная задача — чтобы люди чувствовали, что, придя под законодательное поле Российской Федерации по итогам референдума, получат мир и спокойствие. Мы эти ожидания в людях на данный момент культивируем и воспитываем.
Почти весь город так или иначе связан с ЗАЭС: кто-то работает на станции сам (сейчас коллектив около 11 тыс. человек), у кого-то — члены семьи, кто-то пенсионер и строил ее или работал на ней раньше. Могу сказать, что прекрасные люди работают на предприятии, я вижу, что это настоящие профессионалы. Сейчас у нас с ними есть общая задача — обеспечить безопасность работы АЭС.
— Вопрос безопасности наверняка стоит остро?
— Ситуация сейчас стабильная. Да, некоторое время назад был обстрел, но с военной точки зрения он бессмысленный. Не знаю, зачем они это делают. Произвести какой-то шум, запугать жителей? Я считаю, что это бестолковщина.
Но, естественно, если что-то опасное для нас с той стороны начинается, то Министерство обороны [РФ] предпринимает действия, которые направлены на безопасность нашего города, предвосхищает шаги недружественной для нас страны.
Мы первые создали полицию на территории региона, наладили взаимодействие с областным управлением внутренних дел. Уже более сотни сотрудников работают на территории сектора, организовали опорные пункты в селах.
— Какая в целом ситуация складывается вокруг ЗАЭС?
— Довольно непростая: объект особый, просто взять и передать управление невозможно. Ситуацию контролирует МАГАТЭ, пока де-юре станция работает под управлением НАЭК (Национальная атомная энергогенерирующая компания Украины "Энергоатом" — прим. ТАСС), но находится АЭС на нашей территории, наши силы обеспечивают ее физическую безопасность, в нашем городе живут ее работники, и, очевидно, что есть ожидания по ее переходу под эгиду Росатома.
Комиссия Росатома находится постоянно на станции: регулирует вопросы, связанные с безопасностью, планомерной реализацией программы по переходу АЭС из структуры НАЭК. Комиссия МАГАТЭ приезжала, сейчас все в ожидании нового визита, и пока риторика их такова, что в принципе они не против происходящих на станции процессов. А мы как ВГА, в свою очередь, отвечаем за людей, а их работы не касаемся.
— Обычно Росатом в городах, где расположены АЭС, не только обеспечивает работу станции, но и реализует социальные программы. У вас какие-то похожие программы начали реализовываться?
— На прошлой неделе нас посетил советник руководителя Росатома, и мы провели совещание, где тот задекларировал, что все проекты Росатома будут реализовываться на территории города. Это и комфортная среда для жителей, и детские программы, которые направлены именно на обеспечение образования.
Но мы и сами не остаемся в стороне. Обратились к главе Запорожской области по поводу передачи нам когда-то ранее принадлежавших городу баз отдыха и пионерских лагерей на территории поселка Кирилловка на берегу Азовского моря. Между прочим, один из пионерских лагерей уже привели в порядок, и в понедельник больше 100 детей заехали туда на летнюю смену. Сделаем до конца лета два заезда, наши дети будут отдыхать бесплатно.
— Какую помощь от России сейчас получаете?
— Если продолжать тему про детский отдых, то нам выдано 30 путевок в "Артек", и первые дети от нас поедут на смену в августе. Но в первую очередь мы занялись подготовкой школ к учебному сезону, 1 сентября собираемся по максимуму открыть в зависимости от количества учеников: не секрет, что некоторые семьи уехали, хотя их не слишком много. Та же самая ситуация с дошкольными учреждениями. На данный момент мы полностью завершили дефектовку всех систем коммуникаций и острых проблем в данных заведениях.
Уже имея все эти данные, взаимодействуем с различными организациями, министерствами, ведомствами. Допустим, на прошлой неделе к нам приехала делегация Новгородской области — это регион-куратор Васильевского района (согласно украинской схеме территориального деления области, Энергодар формально входит в структуру Васильевского района — прим. ТАСС). Мы с ними сейчас в ручном режиме отрабатываем ситуацию по созданию базы данных [с указанием объектов], по которым нужна помощь от них — в первую очередь, финансовая. Я думаю, что мы договоримся. Обсуждали вопрос и по поводу детских и спортивных площадок, замены инженерных сетей как внешних, так и внутренних.
— Наверняка сети старые, требуют ремонта?
— Тут про сети отдельная история. Расскажу на примере школ. Самая молодая из них построена в 2007 году, а там сети — швах, сгнили уже наполовину. Сейчас подаем через Минпросвещения [РФ] проект на капитальный ремонт и восстановление бассейна, который начал рушиться через три года после открытия. Под школой №3 сгнили коммуникации — там бассейн, наоборот, появился незапланированно, подземный, под зданием. И так — по всему городу. Предыдущее руководство то ли специально на это внимания не обращало, либо уровень разграбления местного бюджета стоял на таком уровне, что денег не оставалось.
Чтобы вы понимали: город Энергодар, несмотря на свой скромный размер, обладал вторым бюджетом на Украине после Киева. А при таких деньгах можно было здесь полностью вымостить все тротуары, поменять коммуникации и всегда поддерживать город в нормальном работоспособном состоянии. Этого сделано не было, и это большой упрек тем людям, которые должны были выполнять свои обязанности. Самое парадоксальное, что они, эти люди, сейчас призывают наших жителей не принимать российскую власть — ту, которая обратила внимание на их проблемы и сейчас готовит программы, чтобы привести инфраструктуру города в надлежащее состояние.
Еще важный вопрос — несмотря на то, что до зимы далеко, надо решать вопрос с ТЭЦ. По штатному расписанию на ней работала 1 тыс. человек — сейчас 150 выходят на смену для поддержания работоспособности. Сегодня в Запорожской области создана компания "Таврия Энерго", которая начала решать проблемы с запуском ТЭЦ.
Уголь для ТЭЦ завозили по железной дороге — понятно, что схема поставок сейчас должна поменяться, это прорабатываем. Для нее нужно 200 вагонов антрацитового угля определенной марки. Мы со своей стороны профинансировали из местного бюджета, чтобы ТЭЦ привела в порядок подвижной состав, заменила шпалы и частично рельсы (более 100 м не хватало), чтобы полностью вся техническая часть была подготовлена к запуску объекта. Вообще это основная железнодорожная ветка, ведущая в Энергодар.
Сейчас ТЭЦ находится в законсервированном состоянии, а между тем от нее зависят 1-й и 2-й микрорайоны города — это значительная часть жителей. Эти районы и ТЭЦ были построены раньше, чем ЗАЭС, и запитаны не от нее. Мы наперед прорабатываем запасной вариант на осенне-зимний период в случае незапуска до зимнего периода, чего очень не хотелось бы. И уже с инженерами ТЭЦ и АЭС разработали схему подачи теплоносителей при таком запасном варианте. Для этих же микрорайонов остро встал вопрос с газоснабжением — остальные запитаны электроэнергией от АЭС, так как построены позднее.
— Как удается выстраивать такую грамотную бюджетную политику во время переходного периода?
— Сейчас работает налоговая программа, предприниматели же обязаны платить определенные суммы в бюджет. Мы подготовили всю базу данных для успешной работы налоговой, когда филиал или отдел налоговой службы здесь откроется. У нас бывшие сотрудники украинской налоговой ведут эту тематику, потом плавно перейдут в будущий отдел.
Как ведем учет налогоплательщиков? На территории города запущена программа поддержки предпринимателей. Мы все объекты недвижимости, которые находятся на территории города и направлены непосредственно на развитие предпринимательской активности, передаем предпринимателям в нашем секторе по договорам доверительного управления. И они начинают развивать бизнес. На данный момент практически все помещения в городе розданы предпринимателям.
Например, у нас открыта сеть социальных аптек, в которых уровень цен на данный момент постепенно начинает снижаться. Не секрет, что с началом спецоперации в украинских тогда еще регионах цены взлетели, а сейчас они почти как в России. Открыта сеть АЗС, порядка девяти заправочных пунктов, открываются новые. На неделе открывается за пределами Энергодара в Малой Белозерке и Большой Белозерке. И идет развитие также аптечных сетей по селам, открытие предпринимателями тех магазинов, которые пустовали.
На данный момент у нас на территории города и сектора от Великой Знаменки — это крайняя наша точка на западе — и до Днепрорудного действуют порядка пяти рыболовецких артелей, которые тоже встали на учет как предприниматели. По согласованию с администрацией они осуществляют рыбный улов. Вся реализация продукции идет через город, ярмарки, рынок и рыбные магазины. У нас есть затоки и заводи, которые безопасны. И мы осуществляем контроль за безопасностью.
— Поступает ли от России какая-то поддержка в плане экономики?
— Обсудили с областной администрацией в Мелитополе, что по направлению развития сельского хозяйства и промышленности нам будут доведены субсидии. Компания Росагролизинг активно обсуждает вопрос реализации программ под 0% выдачи техники здесь — ждем в ближайшее время предложений. Для нас это наиболее актуальная ситуация по причине того, что вокруг нас очень крупный сельскохозяйственный регион. Люди живут землей, на это нельзя не обращать внимания. Недавно приезжала команда из Ростова-на-Дону, которая тут открывает логистический центр, сервис для ремонта и поставки запасных частей для сельхозтехники. Им особенно интересно открыть его у нас, поскольку сюда могут приехать не только из Запорожской области, но и из Херсонской, на границе с которой мы находимся — там аграрии тоже активно ищут такие услуги. Со следующей недели будет работать центр по поставкам запчастей, а позднее откроется и сервис.
Вообще проблем с техникой серьезных пока нет — связи все у людей на земле наработаны. Те, кто работал здесь, на земле, никуда не уехали. Есть только единичные случаи — знаю про двух человек, которые уехали, бросили свои поля и каким-то образом пытаются там выжить. Именно выжить, потому что до нас постоянно доходят рассказы о том, что там никак не сладко. Люди уезжают туда, оценивают ситуацию и возвращаются назад. Около Васильевки остался единственный пункт перехода через линию. Проехав по нашим городам и населенным пунктам, мы увидим нормальные и счастливые лица людей, которые никуда не собираются уезжать.
— Людям некогда думать про политику — им работать надо.
— Именно. Это плюс нашего региона, люди с такой деловой активностью в направлении сельского хозяйства не могут не радовать. А наша задача — их в этом поддержать.
В этом году встала проблема: как реализовать продукцию, когда нарушены связи с Украиной. Но были найдены логистические компании, которые приехали сюда со своими фурами, начали активно скупать продукцию и увозить ее в Российскую Федерацию. У нас здесь овощной центр Запорожской области. Наш регион, который вокруг Энергодара, в свое время кормил Москву — в конце 1980-х. Когда окончательно придем к мирной жизни, будем возвращаться к этой модели. И уже есть интересанты, которые находятся в Москве, предприниматели, готовые к нам поехать. Но пока логистический путь через Крым для них неудобен. А если у нас будет прямой маршрут непосредственно через Донецк, Луганск, то, думаю, что реализация этого проекта — идеальный вариант.
Открыт вопрос по отгрузкам через железную дорогу. Пока он не рассматривается — до момента организации центрального узла в Мелитополе. Да и нужен особый тип вагонов — рефрижераторы. В Запорожской области, насколько я знаю, такого нет. Разве что кто-то из инвесторов зайдет с такой техникой.
— Руководство области объявило, что референдум о присоединении региона к России планируется в сентябре. Насколько местные к нему готову?
— [Избирательная] комиссия полностью сформирована. Есть состав, заместители, на данный момент формируем территориальные избирательные комиссии по местам. Уже даже подали документ, сколько должна быть заработная плата у сотрудников. Единственный момент — пока еще непонятна ситуация по поводу бюджетирования, потому что это должно быть централизовано. А мы в этом вопросе на территории нашего сектора зашли, наверное, вперед.
Мы начинаем реализовывать программы, сюда приезжают представители высокого уровня, в частности, министр просвещения был недавно — мы готовим школы к работе по российским стандартам с 1 сентября. Паспортные столы работают в Каменке-Днепровской и в Энергодаре, в день документы [на оформление российских паспортов] принимаем примерно от 80-100 человек.
Беседовала Карина Сапунова