20 сентября 2022, 06:00
Интервью

Петр Макаренко: ничто не сравнится с футбольным чемпионатом мира по телеаудитории

Петр Макаренко. Донат Сорокин/ ТАСС
Петр Макаренко

Гендиректор компании Telesport — об аудитории спортивных телетрансляций, рейтинге чемпионатов мира по футболу и Олимпийских игр и важности показов крупных соревнований

Генеральный директор компании Telesport Петр Макаренко в интервью ТАСС рассказал о ситуации с правами на телетрансляции чемпионата мира 2022 года в России, о работе рынка спортивных трансляций в условиях санкций и о том, что важно продолжать показывать мировой спорт в стране.

— Читал в различных СМИ, которые ссылаются на источники, что российские каналы уже договорились и о трансляциях чемпионата мира в Катаре.

— Как говорил классик: "Не читайте до обеда большевистских газет". Договорились с ФИФА полтора года назад. В силу разных причин избрали следующую схему покупки: есть такая компания, которая называется "2 спорт 2" и которая в жизни своей, на моей памяти, функционировала всего один раз — когда была покупка трансляции чемпионата мира по футболу в 2018 году. Домашние соревнования всегда стоят дороже — поэтому там практически невозможна никакая бизнес-схема и всегда государство в этом участвует. По факту в чемпионате мира в Катаре мы тоже принимаем участие — я имею в виду Россию. Принимаем участие в организации. Через людей, через специалистов, в том числе Алексея Сорокина, который был руководителем оргкомитета чемпионата мира в России.

Telesport выступил агентом по этой сделке. "2 спорт 2" заключила договор с ФИФА — это было год назад. Сейчас выплачено почти все. И по условиям контракта показывать чемпионат мира в равных долях должны Первый канал, "Россия" и "Матч ТВ".

И это очень правильно, потому что Первый и "Россия" дают большую аудиторию, национальную. А "Матч" — как тематический канал, специфический, нишевый — может делать расширенную, более детальную подачу. Не просто трансляции матчей, а еще и дополнительные вещи, сюжеты, комментарии.

— Аналитику, студии.

— Конечно, они все же специализированный канал. Какой-никакой, а спортивный. Поэтому история такая. "2 спорт 2" от имени трех каналов подписала сделку и потом со всеми тремя каналами заключила договор.

— А роль Telesport какая?

— Мы были просто агентами по сделке. Помогали все делать, контракт заключали. Выполняли агентские функции.

— Суммы, которые звучали в "большевистских газетах", они соответствуют действительности? $39 млн, которые разделены между тремя каналами.

— Смотрите, называть сумму мы не можем, но она чуть меньше, чем названая вами. Незначительно, но меньше. Но называть точную сумму мы не можем. Таковы условия контракта.   

— И комиссионные Telesport тоже не можете назвать?

— Получили порядка 2–3%.

— У каждого канала наверняка свои "хотелки". Кто-то хочет открытие показать, кто-то — финал. Вы регулируете как-то общение между ними?

— Нет, мы никак не регулируем их общение. Регулировать общение трех каналов — задача непростая. Когда мы начинали распределять трансляции Олимпийских игр, к нам приезжали представители каналов, и здесь, в офисе, мы делили пакеты трансляций последних Игр три или четыре месяца. Был даже случай, когда мы сами сделали три пакета, которые были примерно одинаковые, и они их делили на "камень-ножницы-бумага".

Так что мы не участвуем в общении каналов. Матчи они должны поделить сами. Поделили они их или нет — я не знаю. На протяжении многих лет практика была такова, что Первый и "Россия" берут основные матчи, а "Матч ТВ" берет по остаточному принципу. Такие соревнования, как Олимпиада и чемпионат мира по футболу, — это события, которые не просто спортивные, но во многом и общественно-политические. Аудитория должна быть большой. У "Матча" она гораздо меньше. У нас есть статистика чемпионатов Европы, чемпионатов мира. Рейтинги на Первом и "России" всегда выше.

— Значительно?

— Существенно. В разы. Это разница не про 5%.

— То есть какой бы "Матч ТВ" ни показал матч, даже если Россия — Бразилия?

— Знаете, мы для себя даже сделали такой тест. В 2021-м у нас было два отборочных матча чемпионата Европы подряд. Россия играла со Словакией и Словенией. С футбольной точки зрения их сравнивать корректно. Это не встречи с Бразилией и Лихтенштейном, например. В итоге разница в рейтинге была в два раза. Среди всех аудиторий доля у Первого канала составляла 10,41, а у "Матч ТВ" — 5,14.

При этом "Матч" все-таки специализированный канал, там работает достаточное количество специалистов. Они могут нравиться или нет, но они заточены под спорт. Там идут обсуждения в студии, туда приходят эксперты.

— А что с трансляциями в интернете, они будут?

— Смотрите, все права отдаются целиком. По всем возможным видам вещания. То есть каждый канал, получая матчи, вещает их во всех средах — как на канале, так и на своих платформах.

— Были разговоры про "Окко", кажется…

— Нет. Только три участника, и других больше не рассматривали. Это контракт с ФИФА. Согласование условий контракта. В ФИФА достаточно квалифицированные специалисты, которые соображают и знают все местные рынки. Люди там работают годами и уже все друг друга знают. И люди, которые отвечают за Восточную Европу, хорошо ориентируются на рынках этих стран.

— То есть Россия увидит чемпионат мира потому, что контракт был подписан еще полтора года назад.

— Но ведь важно это все сохранять. Чтобы это не потерялось. У многих других бродкастеров какое-то количество прав сейчас ведь изъяли. Но с ФИФА и УЕФА мы поддерживаем эту историю.

— То есть никаких разговоров о том, что у России могут отобрать возможность увидеть чемпионат мира, сейчас нет?

— Пока нет. Эту ситуацию надо держать под контролем. Рука должна быть всегда на пульсе.

— На ПМЭФ Игорь Евгеньевич Левитин мне говорил, что предстоящий чемпионат мира надо показывать с 1/2 финала.

— При всем уважении к Игорю Евгеньевичу позволю себе с ним не согласиться. Я считаю как раз, что это очень важно. Во-первых, это надо показывать потому, что это даст аудиторию. Такой аудитории, как чемпионат мира, не дает ничего. Не с точки зрения спорта, а вообще.

— Олимпиада не стоит близко?

— Близко не стоит! Это самая большая аудитория. Кумулятивный просмотр обычно бывает на уровне 200 млн человек. В людях если считать, то это от 40 до 50 млн человек. Если взять цифры с чемпионата мира по футболу — 2018, то средняя аудитория одного матча на Первом канале и "России-1" составляет 10–12 млн человек, а на "Матч ТВ" — 1,5 млн. Ни одна программа ни на одном канале не даст и половины такой аудитории. И это надо использовать. Донося информацию, тезисы. Именно поэтому у нас два канала — Первый и "Россия", — они общественно-политические. Они несут информацию в народ. А "Матч" дает сугубо спортивную специфику. Получается очень хорошее, правильное сочетание.

Мы надеемся, что ничего не случится. И чемпионат проходит в Катаре, а не в США или Канаде. Катар — страна, с которой у нас хорошие отношения. Наших в оргкомитете достаточное количество, они отвечают за различные направления деятельности. Сорокин — советник. Мы делимся с Катаром нашим опытом потому, что, давайте будем объективны, — я видел много чемпионатов мира, но чемпионат мира 2018 года безоговорочно лучший с большим отрывом. По качеству организации, по атмосфере, по всему. Вся зарубежная пресса, которая перед проведением нашего чемпионата тявкала, признала, что это был настоящий праздник.

Многие болельщики, которые приехали к нам из той же Англии, были готовы судиться с правительством, потому что они посчитали себя обманутыми многочисленными слухами якобы о плохой подготовке к предстоящему мероприятию.

В результате, огромное количество людей решило не приезжать в Россию. А болельщики, которые посетили несколько мундиалей за многие годы, в итоге признались, что наш чемпионат был самым топовым. С учетом опыта 2018 года катарцы договорились, что наши будут играть большую роль.

— Что входит в этот пакет чемпионата мира?

— 64 матча чемпионата мира, которые будут поделены между каналами в разных долях. "Матч" добавит к этому антураж, аналитику, спортивную специфику. Это уже их профессиональная история.

— Что со следующим крупным спортивным событием?

— Это чемпионат Европы 2024 года по футболу, который будет в Германии. Права на него уже куплены. Мы уже все купили. И Евро-2028. Во избежание каких-то историй у нас уже все контракты подписаны. И то же самое с Олимпиадами 24-го и 26-го годов.

— А с Олимпиадой 2028 года в Лос-Анджелесе как?

— И чемпионат мира следующий, и Игры в Лос-Анджелесе — это большой вопрос на подумать. Потому что есть огромная разница во времени, которая гарантирует сильное снижение смотрения. Именно поэтому мы крайне внимательно и трепетно относимся к чемпионату мира этого года, потому что в Катаре московское время, и мы понимаем, что такую аудиторию мы соберем не скоро. Чемпионат мира 2026 года пройдет в США, Канаде и Мексике, а 2030 года — планируют в Брисбене или Латинской Америке. Ни то ни другое с точки зрения времени не хорошо.

— В Рио не так давно был чемпионат мира и Олимпиада. Так себе рейтинги были?

— Заметно ниже, чем чемпионатов мира в ЮАР в 2010 году и Германии в 2006-м. Про 2018-й я даже не говорю, потому что некорректно сравнивать. Там цифры были запредельными.

Но Катар правда привлекателен для нас как соревнование, которое будет проходить в московское время. Его посмотрит большое количество людей. Катарцы, из-за погоды в том числе, будут начинать достаточное количество матчей в раннее время. Для России, с учетом территории, очень важно начинать матчи рано.

Возвращаясь к Катару-22. Мы все заинтересованы в том, чтобы этот чемпионат был показан. В первую очередь фанаты, ну и, конечно, телеканалы и рекламодатели. С учетом того, что наша сборная на ближайшие чемпионаты мира чисто с футбольной точки зрения вряд ли попадет.

— С какой чисто футбольной точки зрения?

— От Европы на чемпионат мира выходит 13 команд. Мы не просто не входим в них, но я даже не вижу перспектив.

— А жеребьевки будут показываться?

— 9 октября — да. Право показывать у нас есть.

— Какой канал?

— Если наши будут участвовать — это будет точно федеральный канал.

Но возвращаясь к Катару. Он крайне важен, потому что нельзя уходить от мировых событий. Чемпионат мира — это топ. Его увидит огромная аудитория. Это очень правильное решение его показывать. Без этого все бы ушли его смотреть на пиратские ресурсы.

— Даже президент сказал, что закрываться от мира не следует.

— Конечно. Более того, он ведь и поставил серьезную задачу, чтобы 70% населения страны занималось спортом. Давайте называть вещи своими именами: спортом уже стало заниматься гораздо больше людей. Это количество людей растет. Политика государства в области спорта свои плоды дает. Ставится задача, чтобы 70% занимались спортом, а для этого должно быть медийное воздействие. Мы должны показывать большой спорт.