Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию
26 декабря 2022, 19:00
Интервью
Технологические стартапы в вузах РФ

Гендиректор ФИОП: человек, прошедший через стартап, на рынке труда стоит дороже

Руслан Титов. Пресс-служба ФИОП
Руслан Титов
© Пресс-служба ФИОП
Руслан Титов рассказал о том, что такое стартап-студии и как помогать молодежи создавать технологические бизнесы в современных условиях

В 2022 году в России Министерство науки и высшего образования запустило федеральный проект "Платформа университетского технологического предпринимательства". Он направлен на создание благодатной среды роста стартапов в стенах университетов. О том, зачем нужна в стране еще одна система поддержки предпринимательства, что такое стартап-студии и как помогать молодежи создавать технологические бизнесы в современных условиях, в интервью ТАСС рассказал руководитель одного из операторов "Платформы", генеральный директор Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) Руслан Титов.

— Сейчас так много разных инструментов и сущностей по развитию предпринимательства — бизнес-инкубаторы, акселераторы, конкурсы стартапов, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования, бизнес-ангелы, фонды посевных инвестиций, венчурные фонды. Зачем нужен еще один?

— У нас в стране все еще очень мало того, что вы перечислили. Если посмотреть на структуру нашей "Платформы", то вы увидите акселераторы и "Точки кипения" от "Платформы НТИ", гранты студентам от Фонда содействия инновациям, работу с бизнес-ангелами, которую проводит фонд "Сколково". Но я бы отметил, что мало прежде всего стартапов, которые получают средства инвесторов. Большинство получают грант, и на этом все заканчивается — эта ситуация является типичной и нормальной для всех страновых инновационных экосистем. Важно, сколько из них перейдут на следующий, "инвестиционный" этап развития. И тут важно понимать механизм стартап-студии. Ее команда делает все то, что в традиционных стартапах делают технологические предприниматели. Именно за счет такой фокусировки стартап-студии дают гораздо большую выживаемость стартапов: по международной статистике, более половины своих стартапов студии доводят до раунда "А"; после раунда "А" выживает порядка 30% стартапов, что существенно больше процента выживаемости "естественных" стартапов.

Участники стартап-студии совместно начинают параллельно строить несколько бизнесов, проверяя несколько гипотез. Это потоковая история: когда начинаешь думать о каком-то производстве, о бизнесе, то идеи начинают появляться одна за другой, возникают другие стартапы, связанные с этой историей.

Фактически мы работаем на увеличение в России базы технологического предпринимательства. Чтобы как можно больше молодых людей было в него вовлечено.

— Насколько вообще жизнеспособна в России идея создания студенческих стартап-студий при вузах?

— Абсолютно жизнеспособна и необходима. Серийным созданием технологических стартапов, закладывая в них потенциал экспоненциального роста, занимается расположенная в Троицке компания "Техноспарк". Там удалось выстроить экосистему по созданию и развитию технологических бизнесов. Фактически новые компании выращиваются с нуля на основе проверенных бизнес-идей. Мы понимаем, как это должно быть устроено и на каких принципах работает, самое главное — "Техноспарк" дает солидную технологическую рамку начинающим предпринимателям. Поэтому я считаю, что это рабочая история, особенно в нынешнее непростое время.

— Вообще, это российской молодежи сегодня интересно? Целый федеральный проект этому делу посвящен, насколько он эффективен?

— У нас недавно прошел первый Всероссийский форум стартап-студий. Сотни ребят со всей страны приехали в Москву, привезли и защищали свои проекты. Приходит студент, рассказывает про свою идею, которую он придумал еще на первом курсе университета. В итоге в него сейчас инвестируют, он в стартап-студии получает опыт, вокруг него круг единомышленников. И вот посмотрели на него несколько человек в зале и решили: а почему бы и нам так с нашими проектами не поработать? Федеральный проект как раз и развернул фокус внимания на то, что надо начинать делать — и тебя поддержат.

В общем, у студентов какой путь? Либо идти работать в какую-либо корпорацию и там расти, либо идти в такие студии, как "Техноспарк", работать там два-три года в предмете и выбирать между своим стартапом и менеджерской карьерой с зарплатой в два-три раза выше.

— Ну, "Техноспарк" — это единственная такая история в стране.

— У нас в программе создание целой сети университетских стартап-студий и "производство" 200 стартапов в год. Так что развития на всех хватит.

— Хорошо, в таком случае не могли бы вы пояснить принципы финансирования стартап-студий?

— ФИОП был создан как некоммерческий институт развития, который призван заниматься экосистемой, образованием, инфраструктурой. В части развития инфраструктурных проектов мы пробовали разные подходы и в итоге выбрали возвратный механизм финансирования. Да, с большими сроками и комфортными условиями. Но это важный принципиальный момент: у нас все финансирование в стартапы — это либо инвестиции, либо займы. При этом деньги в долг мы даем только как акционеры. То есть у нас с самого начала очень серьезный подход, который на всех участников процесса накладывает определенные обязательства. Мы финансируем наноцентры возвратными инструментами финансирования, а они в свою очередь также работают со стартапами. Поскольку это акционерное финансирование, а не банковское, то важен не срок возврата инвестиций, а триггер на возврат. Например, когда компания выходит на определенный уровень производства, кто-то хочет ее купить, то базовое условие — возмещение инвестиций. Бывает и так, что компания внутри экосистемы, стартап-студии, уже достаточно произвела продукции или технологических решений, чтобы начать возвращать вложенные в ее развитие средства.

В технологических стартап-студиях есть часть, которую мы называем контрактным производством. Это компании, которые производят контрактным образом не свой какой-то конкретный продукт, а организуют выпуск элементов или продуктов для неограниченного количества стартапов и компаний. Тот же бизнес с 3D-печатью. Внутри стартап-студии он состоит из двух частей: это, с одной стороны, непосредственно 3D-принтеры, на которых тестируются и производятся продукты по заказу других компаний, с другой — стартапы, у которых нет оборудования, но которые могут работать с этими компаниями, оплачивая их услуги. Как в случае с межпозвоночными кейджами. И те и другие могут в принципе работать на любом рынке, не обязательно друг с другом. Но у каждого свое направление и своя задача: совершенствовать и развивать продукт, выйти на операционную окупаемость, стать эффективным производством с нормальной себестоимостью и т.п.

— Есть ли и какова схема софинансирования стартап-студий?

— У нас предусмотрен механизм софинансирования со стороны соучредителей. Я имею в виду вуз, ФИОП, корпоративных и частных партнеров. Мы, как правило, даем долгосрочный заем под нулевой процент самой студии. Студия в свою очередь может инвестировать и давать акционерные займы стартапам для развития. Таким образом, создается механизм, при котором стартап-студии будут заинтересованы, чтобы создаваемые внутри них стартапы выходили на уровень коммерциализации.

— Можно ли говорить о каких-то параметрах эффективности такой системы?

— С точки зрения удельной эффективности как одной, так и второй части это самые дешевые услуги и самые дешевые для будущих инвесторов и корпораций стартапы.

Дешевизна в контрактном производстве достигается за счет специализации, разделения труда. Это не завод. Это три отдельные компании, каждая из которых специализируется на чем-то одном. В Европе есть инжиниринговые производственные кластеры, которые представляют собой, по сути, объединение многих компаний: одна только режет металл, вторая — производит круглые металлические изделия.

Если говорить о финансовой стороне, то за 13 лет существования ФИОП вернул обратно в капитал часть своих средств. При том что у нас нет строгих сроков возврата вложенных средств, больше четверти инвестиций мы вернули и уже снова пустили в оборот. Эта схема финансирования может стать "вечнозеленым фондом" с неограниченным сроком жизни, что уже практикуется в инвестсообществах многих стран.

— Момент появления стартапа внутри стартап-студии — как это происходит?

— Возможны разные варианты. Стартап-студии во всем мире пришли к тому, что делают стартапы сами. Ждать, когда явится уникум с гениальной разработкой, а потом долго и много вкладывать в него, пока он не доведет свою идею до продукта, — это растить единорога, причем без 100% гарантий успеха. Стартап-студии так не работают, здесь ставка на скорость, массовость и дешевизну. Это другая бизнес-модель.

Для того чтобы делать стартапы, не обязательно ждать стартаперов. Особенно когда тебе сообщают, что корпорации "срочно нужен" стартап. Или ты понимаешь, что каким-то направлением обязательно нужно заниматься, и под него создаешь стартап. Есть такой фонд в Берлине, он же стартап-студия Rocket Internet, которая занимается развитием интернет-технологий. Они просто стали копировать бизнес-модели американских стартапов, быстро адаптируя их под европейский рынок.

На самом деле хорошие стартап-студии не успевают запускать все те стартапы, которые хотят построить.

При этом какие-то компании могут в данный момент активно работать и набирать обороты, какие-то на время застывают в стадии проверки гипотезы, какие-то могут быть приостановлены. От производительности стартап-студии зависит, с какой частотой запускаются стартапы, от емкости — столько стартапов на разных стадиях она может удерживать. Когда у тебя в активе 120 стартапов, ты можешь подождать и часть отложить, сосредоточив усилия на лидерах и кандидатах в лидеры.

— А кадры? Кто в итоге работает в стартап-студиях?

— Простой ответ — люди, которых студии набирают. В стартапах-студиях на самом деле выращивают не только бизнесы, но и хорошие кадры.

Инфраструктура стартап-студий создается для предпринимателей, которые растут вместе со стартапами: в "Техноспарке" люди из Троицка через несколько лет работы переходят работать в корпорации на менеджерские позиции с увеличением зарплаты в два-три раза. Но больше половины людей остаются, потому что осознают себя предпринимателями. Это совсем другая позиция.

— Вы все время упоминаете корпорации в своем рассказе. Неужели им интересно тратить время на возню со студентами и их стартапами?

— Этот вопрос сродни еще одному популярному "Зачем корпорациям стартапы?". Я отвечу провокационно. То, что мы видим в других странах, заставляет утверждать, что следующие несколько лет — это время корпоративных стартап-студий. Корпорации начинают делать стартап-студии внутри себя и в партнерстве с внешними партнерами. Те, кто этого не сделают или не научатся работать с независимыми студиями, будут проигрывать в конкуренции своим более умным и смелым соперникам.

— Не могу не спросить о том, чего в итоге ждете от университетских стартап-студий и от реализации федерального проекта "Платформа университетского технологического предпринимательства".

— Главное — это вовлеченность. Наша задача — я имею в виду всех операторов проекта — привлечь студентов в предпринимательство в различных его ученических формах. Основная цель — сделать так, чтобы как можно больше людей знали и понимали, как запускать стартап, как работать в стартапе. Даже если студент после стартап-студии пойдет работать в корпорацию, у него будет понимание, как существует и работает предпринимательство, как работать со стартапом из позиции корпорации, в чем ценность и выгода этого.

Еще одна наша надежда — воспитывать таким образом амбассадоров для предпринимателей в корпорациях и в органах власти. Если вчерашний стартапер станет чиновником, то будет понимать, в чем предмет разговора, когда к нему придет действующий предприниматель. Если пойдет работать в банк, будет понимать, на какой стадии обратившийся к нему стартап находится, стоит ли обсуждать с ним кредиты и т.п.

— Как опыт работы в университетской стартап-студии поможет студентам в будущем успешно заниматься технологическим предпринимательством и не только им?

— Студент после стартап-студии вправе произносить фразу "у меня был стартап". Даже если это был не его стартап. Но он точно имеет право сказать именно так. И будет прав. Человек, прошедший через стартап, на рынке труда стоит дороже.

Беседовал Андрей Резниченко 

Теги:
Технологические стартапы в вузах РФ
© Информационное агентство ТАСС
Свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 02 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.
Отдельные публикации могут содержать информацию,
не предназначенную для пользователей до 16 лет.

На информационном ресурсе применяются
рекомендательные технологии.
Об агентствеПресс-центрКарьераРекламные продуктыПравила цитированияКонтактная информация