28 декабря 2022, 10:00
Интервью

Алексей Текслер: нужно списывать бюджетные кредиты на сумму, потраченную на поддержку СВО

Алексей Текслер. Наиль Фаттахов/ ТАСС
Алексей Текслер
Губернатор Челябинской области рассказал об актуальных задачах экономики регионов

Сверстанные на предстоящий год региональные бюджеты — это хрупкий баланс между растущими затратами, связанными в том числе с СВО, труднопрогнозируемыми доходами и целями, которые, несмотря на волатильность в мире и стране, остаются неизменными и обязательными к исполнению. Глава комиссии Госсовета по направлению "Экономика и финансы", губернатор Челябинской области Алексей Текслер предлагает Минфину формировать федеральный, а регионам — свои бюджеты, не забывая о принципе справедливости. По словам главы региона, диалог с Минфином удается. О том, с какими предложениями по балансировке бюджетов выступает губернатор и как себя чувствует Челябинская область, Текслер рассказал в интервью ТАСС.

Алексей Леонидович, в пятницу вы провели заседание комиссии Госсовета, где предложили Минфину часть поступлений от нового акциза на сахаросодержащие напитки — не менее 17% — направлять в бюджеты регионов. Какова позиция Минфина на этот счет? Можно ли в этой части, по-вашему, добиться равноправия в отношении региональных бюджетов?

— Мы предлагаем точно такой же подход, который был применен, когда годом ранее вводили акцизы на сталь (в России с 2022 года действует акциз на жидкую сталь, произведенную в стране, в размере 2,7% от среднемесячной экспортной цены сляба — прим. ТАСС). Тогда, кстати, решение о распределении средств между бюджетом Федерации и регионов принял президент. 

Сейчас мы предлагаем тот же подход. Новый акциз актуален для многих регионов, в том числе для нашего. У нас есть производители сахаросодержащих напитков. Мне кажется, когда речь идет о снижении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, это справедливо — делиться этими доходами с регионами, поэтому мы этот вопрос будем ставить.

— Вы говорили о еще одной инициативе: разрешить регионам иметь дефицит бюджета выше разрешенного законодательством в случае, если долговая нагрузка обусловлена геополитическими факторами. В чем суть вашего предложения?

— Мы ведем речь о поддержке экономики региона, если тот подвержен какому-то санкционному давлению со стороны западных стран. Это стимулирование экономического роста как контрмера к санкционному давлению. Так, мы предлагаем повышать дефицит бюджета в плановом режиме. Сегодня есть возможность дефицит повысить по уже понесенным расходам. Мы предлагаем предусматривать его уже на этапе планирования. На наш взгляд, учитывая, что мы уже сказали "а", то есть в целом допустили увеличение дефицита бюджета, нужно сделать это более плановым, как мы поступали во времена пандемии.

Есть еще один момент. Сейчас долговую нагрузку по бюджетным кредитам можно переносить вправо и расходовать высвобождающиеся средства по определенным направлениям. Процедура списания долга есть только под инвестиции. Мы предлагаем списывать бюджетные кредиты на ту сумму, которую потратил регион на мобилизационные мероприятия и на поддержку новых территорий. Это же общефедеральные задачи, и нам кажется справедливым их в итоге относить на федеральный бюджет.

Речь идет о больших средствах? То, что тратится на мобилизацию и поддержку новых территорий.

— Это большие достаточно объемы, но вопрос не в этом. На самом деле есть даже федеральная поддержка, и часть расходов региона компенсируется из федерального бюджета по согласованным направлениям. Но все равно общие расходы регионов превышают объем федеральной поддержки. И там, где есть существенная долговая нагрузка перед федеральным бюджетом, мне кажется, это вполне справедливо опять же по конкретным проектам обсуждать, и если регион оказал помощь, если федеральный центр согласен, что это важное направление расходования, то списывать бюджетные кредиты.

— Подытоживая вопросы ваших инициатив как главы комиссии Госсовета — как вы считаете, вы с Минфином слышите друг друга?

— Да, диалог вполне получается. Понятно, что есть активная дискуссия по ряду инициатив. Какие-то вопросы переносятся к обсуждению на следующий период. Но в общем и целом вы видите сам факт, что министр финансов Антон Силуанов в пятницу пришел и открыто обсуждал с нами все вопросы. Это говорит о том, что диалог есть. Мы сделали анализ работы комиссии за последние полтора-два года, какой объем поддержки оказан регионам по итогам наших обсуждений. Он достаточно значимый, там порядка 180 млрд рублей. И это и есть результат этого диалога. 

Конечно, нас слышат

— От федеральных финансов давайте перейдем к финансам Челябинской области. Бюджет области прошел все чтения. Каким вы его видите, достаточно ли стабильна экономическая ситуация в регионе? Какие меры поддержки бюджета вы держите в голове на 2023 год?

— У нас стабильный бюджет. В первую очередь бюджет на будущий год превышает параметры 2022 года. Мы сохранили социальную ориентированность бюджета и индексировали все социальные выплаты. Но также я считаю бюджет будущей трехлетки бюджетом развития. Объем инвестиций, который заложен в бюджете, достаточно значим, и рост бюджета в том числе обеспечивается за счет этих инвестиций. И опять же во многом он базируется на федеральных инвестиционных кредитах. Если бы не они, было бы сложно сохранить повестку развития. Мы благодаря федеральным целевым деньгам обновляем весь общественный транспорт. В этой работе есть еще и мультипликативный эффект. Вот, к примеру, мы обновляем в Челябинске трамвайный и троллейбусный парк. А этот транспорт там же, в Челябинской области, и производится. И в итоге мы и транспорт новый получаем, и свои предприятия стимулируем. Троллейбусное производство разворачивается прямо сейчас, и с февраля мы начнем поставлять новые троллейбусы.

Параллельно в будущем году мы продолжаем рекультивацию свалок. В Челябинске свалку рекультивировали, теперь возьмемся за магнитогорскую — она примерно такая же, какой была челябинская. Здесь мы тоже работаем за счет федерального бюджета.

Продолжаем дорожное строительство, в том числе благодаря нацпроекту и федеральному проекту "Безопасные и качественные дороги" сохраняем уровень средств, которые из бюджета направляем на эти цели. Строим новые дома и переселяем из ветхого и аварийного жилья не во "вторичку", а в новое жилье. Несмотря на программу догазификации, мы сохраняем объемы вложений в газификацию негазифицированных населенных пунктов. Это и социальные расходы, и развитие. Строим беспрецедентное количество школ для нашего региона в основном в новых микрорайонах как раз для стимулирования развития жилья. Ну и так далее.

— Как вы оцениваете состояние ваших предприятий, реального сектора, особенно в нынешних санкционных условиях?

— У нас стабильная ситуация в промышленности. Немного проседала обработка металлургии. Сейчас в целом объемы восстановились. Вопрос, конечно, в маржинальности производства — в части формирования бюджета это особенно актуально, он базируется на налоге на прибыль. Здесь проблемы пока остаются. Но сейчас и курс доллара корректируется, что тоже будет влиять на ситуацию. И самое главное — у нас сейчас просто за всю историю наблюдений самый низкий уровень безработицы в регионе. Поэтому с точки зрения загрузки, занятости, продолжения инвестпрограмм — здесь все в порядке. В том числе потому, что у нас активно развивается оборонно-промышленный комплекс. В целом все предприятия работают, все наши крупные инвестиционные проекты продолжают реализовываться, что тоже крайне важно. Но, повторюсь, поскольку бюджет региона зависит от налога на прибыль, а он, в свою очередь, от маржинальности, мы при планировании бюджета делали максимально консервативную оценку. Так спокойнее. А будет ситуация складываться положительнее — только порадуемся.

Вы сказали о корректировке курса доллара. Какой курс выгоден вашим предприятиям?

— Там несколько факторов — фактор ключевой ставки, фактор курса. Наши предприятия традиционно проходили кризисные ситуации, когда снижались потребление и спрос внутри страны, активно ходили на экспорт и таким образом демпфировали все кризисные моменты. Сейчас спрос на металлургическую продукцию внутри страны еще не восстановился. Но параллельно есть и санкции, которые усложняют экспорт. Возвращаюсь к вопросу о курсе — 70 рублей за доллар точно лучше, чем 60, уж не говорю про курс 52 рубля за доллар, который был в начале лета. Понятно, что курс 50, 60 рублей за доллар был более корректный с точки зрения платежного баланса, но с точки зрения целевого состояния, эффективности он был некорректный, поэтому 70 рублей за доллар, как я уже сказал, точно лучше.

— Считаете ли вы, что российская экономика может прийти к такой точке, когда курс перестанет быть вообще важным фактором, никто не будет его обсуждать?

 Президент России Владимир Путин говорил, что в вопросах экспорта мы не закрываемся, это вообще крайне вредно — закрываться внутри страны, потому что экспорт и твои возможности экспорта — это в первую очередь вопрос конкурентоспособности. Так что совершенно точно тема курса очень важна, в том числе для экспорта.

Вопрос мобилизационных мероприятий, затрат на них и тех задач, которые перед вами стоят. С чем к вам приходят семьи мобилизованных, какие вы оказываете им меры поддержки и как поддерживаете новые территории?

— У нас здесь несколько направлений. В первую очередь мы сейчас помогаем нашим мобилизованным ребятам и тем, кто приехал к нам на обучение. Мы оказывали им материально-техническую поддержку и, безусловно, будем продолжать это делать. Приобретаем беспилотники, тепловизоры и другое оборудование, какое необходимо.

Второе: в период мобилизации мы всех наших мобилизованных ребят обеспечиваем обмундированием, теплой одеждой, обувью, касками, бронежилетами и точно так же поддерживаем проходивших у нас обучение ребят.

Что касается семей мобилизованных, то кроме прямой федеральной финансовой помощи у нас есть программы социальной поддержки. Конечно, у нас есть помощь детям: бесплатное питание в школе, оплата, где есть платное обучение, среднеспециальных образовательных учреждений, детских садов. Плюс, конечно, помощь родителям через социальные центры. Волонтерское движение нацелено на то, чтобы каждой семье уделили внимание, потому что возникает очень много задач, когда мужчина уходит из семьи на фронт. Мужские руки сложно заменить — дрова наколоть, помощь оказать. Вот такую работу мы тоже организовывали и продолжаем проводить.

Еще одно направление — это помощь новым территориям, у нас это Волноваха и Ясиноватая. Оказываем необходимую поддержку в части социальных объектов, прохождения зимы — замена окон, работа котельных и так далее, то есть вопросы жизнеобеспечения. Кроме того, мы около 1000 детей из Донбасса оздоравливали летом и у нас в Челябинске, и на юге страны. Продолжаем и эту работу. У нас и сейчас детки из Ясиноватой учатся, поскольку там нет очного процесса обучения в силу специфики прифронтовой территории.

— Приехали семьи или дети к вам?

— Мы привезли на обучение детей, они у нас централизованно проживают на базе пионерских лагерей, которые находятся в непосредственной близости к нашим городам. Сейчас это 155 человек. По разным направлениям мы собрали порядка 400 тонн гуманитарной помощи, отправили ее в наши подшефные территории и будем продолжать эту работу. Надо сказать, что кроме централизованной поддержки очень много таких инициатив снизу, когда люди объединяются, когда те или иные муниципалитеты, трудовые коллективы берут шефство над отдельными семьями или оказывают прямую помощь мобилизованным.

— Ходят слухи, что предприятия ОПК загружены максимально, вплоть до того, что даже графики отпусков на 2023 год не расписывали, люди остаются на работе. Это слухи или нет?

— Это не слухи, так и есть. Все загружены работой, работают, и почти все работают в три смены.