12 июля 2023, 11:00
Интервью

Замглавы Минпромторга: необходимости убирать весь импорт с полок магазинов нет

Виктор Евтухов. Александр Астафьев/ POOL/ ТАСС
Виктор Евтухов

Виктор Евтухов — об инициативах по возможному регулированию российского ретейла

Статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов в интервью ТАСС в рамках международной промышленной выставки "Иннопром" рассказал о том, какую долю займут отечественные товары на специальных "российских полках" в магазинах, которые предлагается создать, какие категории будут представлены на них, о позиции министерства по вопросу онлайн-торговли алкоголем в России, о контроле маркетплейсов и развитии программы фудшеринга. Кроме того, замглавы Минпромторга рассказал, как продвигается процесс импортозамещения в судостроении и какой объем средств необходим отрасли.

— Вы в прошлом году заявляли о необходимости отмены НДС для торговых сетей, которые отдают продукты с истекающим сроком на благотворительность. Недавно такой законопроект разработала ЛДПР — поддержит ли сегодня его Минпромторг?

— Инициатива такая есть. Депутаты одной из фракций Госдумы действительно ее сейчас внесли. Мы поддерживаем любые инициативы, которые направлены на рациональное использование нереализованных остатков пищевых продуктов. И стимулирование фудшеринга позволит нам решить несколько задач: с одной стороны — это вопросы гуманитарного характера, а с другой — это проблемы избыточного накопления отходов, с которыми также нужно что-то делать. Когда именно проект будет рассматриваться — пока не знаем, но я думаю, что мы его поддержим. Потому что иначе у хозяйствующих субъектов, у агентов, просто нет никакой экономической выгоды для того, чтобы с этими товарами рационально обращаться. 

— Одна из важнейших тем повестки — работа маркетплейсов. Минпромторг посчитал преждевременным введение госрегулирования их деятельности. Действительно ли участники этого рынка сами "нашли баланс"?

— Вопрос сложный. Надо помнить, что отношения между контрагентами выстраиваются на основании Гражданского кодекса. Заключение договоров происходит по усмотрению двух сторон. Именно на этих правилах основываются маркетплейсы и их партнеры. Поэтому мы изначально предполагали, что какое-то дополнительно государственное участие здесь бессмысленно, а то и вредно.

Сегодня практически никаких острых вопросов в отношениях между офлайн-ретейлом и контрагентами не существует. Возникают какие-то отдельные споры, но они все решаются в рамках кодекса о добросовестных практиках. И я считаю, что ретейл себя сегодня ведет очень ответственно, очень последовательно и социально направленно.

А вот маркетплейсы сейчас проходят похожий этап становления, который ранее уже проходил крупный офлайн-ретейл. Получив высокую долю одобрения населения, онлайн-торговля начинает этим пользоваться. Поставщикам предъявляются необоснованные штрафы, товар на складах теряется либо по каким-то причинам приходит в негодность, финансовые документы предоставляются не вовремя. Поэтому поставщики товаров первыми забили тревогу, мы совместно с отраслью оперативно отреагировали: выпустили стандарты добросовестных практик для маркетплейсов и утвердили приказом Минпромторга России специальную комиссию, куда вошли и представители министерства. 

Затем возникла другая серьезная ситуация — с владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ). На различных площадках этот конфликт обсуждался, прежде всего в Госдуме. Многие высказывались о необходимости поэтапного госрегулирования рынка маркетплейсов. Мы с отраслью вместе предложили подход саморегулирования при нашей общей координации процесса. И такой путь был поддержан заинтересованными органами власти, ФАС России в частности, предпринимательским сообществом.

4 июля 2023 года на комиссии по саморегулированию состоялась презентация разработанных ассоциациями АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли) и АУРЭК (Ассоциация участников рынка электронной коммерции) стандартов по взаимодействию маркетплейсов и владельцев ПВЗ. Участники комиссии и эксперты этот проект поддержали. Сейчас документ разослан на экспертизу в комитеты Госдумы по промышленности и торговле и по защите конкуренции, в ФАС России. Ожидаем, что в ближайшее время документ будет подписан всеми заинтересованными сторонами. В первую очередь АКИТ, АУРЭК, "Опорой России", крупными маркетплейсами.

— То есть Минпромторг пока остается в качестве наблюдателя?

— Да. Но опять-таки если мы будем и дальше наблюдать факторы недобросовестной конкуренции и доминирования, то на такой случай есть соответствующий проект закона, который не позволит так поступать. Коллеги знают, что государство может в любой момент инициировать нормативное регулирование в этой сфере. При этом если мы, образно выражаясь, "вскроем" очень чувствительный закон о госрегулировании торговой деятельности в РФ, то понятно, что поправок к этому закону может быть огромное количество: как в сторону смягчения, так и в сторону ужесточения регулирования. Так что считаю, что лучше действовать в рамках Гражданского кодекса и все конфликты решать, что называется, полюбовно. Думаю, что так оно и произойдет.

— В продолжение темы онлайн-торговли. Замглавы Минфина Алексей Сазанов говорил, что финальное решение по эксперименту по онлайн-продаже вина пока не принято, но законопроект сняли с повестки Госдумы. Минпромторг в каком-то формате поддерживает проведение эксперимента?

— Должны были провести этот эксперимент через "Почту России". На основании указа президента РФ Минфином были подготовлены соответствующие законопроекты о легализации онлайн-торговли вином российского производства, и далее они были внесены в правительство. Вопрос пока не решен на сегодняшний день, но мы в Минпромторге со своей стороны этот процесс поддержали, соответствующие законопроекты нами были согласованы. 

Сейчас есть другой проект закона, вносимый сенатором [Андреем] Клишасом, который предлагает легализовать продажу дистанционным способом всей алкогольной продукции в принципе, а также привлечь к этой деятельности расширенное количество участников, в частности интернет-магазины и агрегаторы информации о товарах и услугах. В конце июня Минпромторг этот законопроект концептуально поддержал. Мне кажется, если будет отстроен контроль (а обеспечить его не так сложно), это нормальная инициатива. Во всяком случае, сегодня у нас в стране созданы все необходимые инструменты для того, чтобы, с одной стороны, эффективно регулировать обращение алкогольной продукции, а с другой, снижать ее потребление людьми. 

— Если говорить о сокращении потребления алкоголя, Минпромторг поддерживает расширение таких ограничений на продажу алкоголя в РФ, как повышение минимального возраста продажи, запрет на продажу в определенных местах?

— Что касается и возрастных ограничений, и продажи в ночное время, в России уже действуют разумные и эффективные меры по ограничению потребления алкогольной продукции. Плюс у субъектов РФ есть масса возможностей и полномочий для установки дополнительных ограничений. 

Это не наше утверждение, но коллеги из Минздрава сегодня оценивают, что потребление крепкого алкоголя в РФ потихоньку идет на спад. Популярными становятся менее крепкие напитки, например вино. Вместе с Минсельхозом России мы являемся поборниками популяризации производства и продажи российского вина и развития российского виноделия. Мы начали проводить винные ярмарки, подключать нашу розницу, чтобы у российского вина была отдельная полка и отдельное продвижение. Нам кажется, что у нашей страны хорошие перспективы по занятию этого сегмента и замещению иностранных аналогов.

— А по-вашему, насколько может увеличиться в ближайшее время доля российского вина на полках магазинов?

— Сейчас продажи отечественного вина в торговых сетях на уровне 52% — тихие (не игристые — прим. ТАСС), 68% — игристые от общих объемов. Торговые сети отмечают, что во время проведения акции "Дни российских вин", которую с 2018 года организуют Минпромторг и Минсельхоз, продажи российского вина увеличиваются на 35%. Если мы и дальше будем использовать подобные активности, а также если производство вина будет увеличиваться, то будут расти и продажи. Потребитель уже распробовал наш продукт и понял, что он не уступает иностранным аналогам. Также хорошим каналом продаж являются винные ярмарки. В 2022 году винные ярмарки были проведены в Москве, Калужской, Брянской и Воронежской областях. В этом году они уже состоялись в Воронежской, Калужской и Московской областях. В текущем году ярмарки запланированы еще в ряде регионов, в том числе Ярославской, Самарской, Свердловской, Пензенской, Волгоградской, Астраханской областях, Республике Башкортостан и Республике Татарстан.

— Депутаты Госдумы и Минпромторг предложили обязать ретейлеров создавать в магазинах "российские полки". Какие категории товаров там будут представлены и о какой доле идет речь? 

— Соответствующий законопроект готов к внесению в Думу. Его разработала группа сенаторов, мы идею поддержали. Понятно, что подобное регулирование является новым и в случае принятия оно начнет вводиться очень постепенно. Конкретные доли еще не определены, но предполагается нормативно закрепить, что квота не сможет быть более 50%. Также на адаптацию предполагается давать рынку не менее 180 дней после установления квоты, чтобы все успели перестроиться. 

Нам нет необходимости весь импорт убирать с полок, такого не происходит ни в одной стране. Во-первых, всегда должен быть выбор для потребителя, а во-вторых, должна быть конкуренция. Но то, что наши производители получат и такую меру поддержки, — это правильно. Я считаю, что без протекционизма в этом вопросе сегодня мы не обойдемся для защиты нашего суверенитета — экономического и технологического. Через протекционизм прошли все страны мира, многие проходят до сих пор. 

Возвращаясь к так называемой "российский полке". Пока мы рассматриваем только непродовольственный сегмент, поскольку в продовольственном и так все хорошо с точки зрения присутствия на полке отечественных товаров. Прежде всего это бытовая химия, косметика, парфюмерия, средства гигиены. Возможно, бытовая техника. То есть те позиции, по которым у нас после ухода отдельных иностранных игроков рост производства составил десятки процентов. Другие категории пока не обсуждаются. Под косметикой и парфюмерией при этом понимаются простые товары, такие как гели для душа, уходовые кремы, дезодоранты, шампуни и прочее. По данным категориям у нас есть сильные производства, конкурентные по любым меркам, способные занять гораздо больше места на полке, чем сейчас.

— Вы также курируете судостроительную отрасль, которая с прекращением поставок иностранных комплектующих существует в новых реалиях. Прорабатываются ли сегодня меры поддержки судостроителей и в каком дополнительном финансировании нуждается этот сектор?

— Большая линейка судового комплектующего оборудования поставлялась в Россию из недружественных государств. Казалось, что в рамках глобальной кооперации поставки — нерушимы. Но мало того, что недружественные страны от них отказались, они еще и нарушили взятые и предоплаченные обязательства, повели себя абсолютно некорректно. Мы могли ответно поступить так же. Но наше руководство приняло решение, что мы будем вести себя последовательно и не будем выгонять никаких инвесторов из страны, если они хотят остаться. Будем создавать для инвесторов более благоприятный режим, чтобы показать всему миру, что мы — страна, которая работает в правовом поле. И это правильно. 

Чтобы в свою очередь преодолеть зависимость от иностранных комплектующих — нами были определены критические позиции судового комплектующего оборудования, были выделены средства, есть субсидии на проведение научных и опытно-конструкторских работ, на разработку и внедрение в серийное производство этого оборудования. Сейчас этот процесс идет достаточно активно. 

Мы получили много заявок от наших российских предприятий, которые готовы заняться решением проблемы с комплектующими. Поэтому мы провели конкурсные процедуры. Сейчас снова активно поступают такие заявки, и мы будем проводить конкурсные процедуры и дальше. Там, где мы видим, что нам потребуется длительное время для замещения отдельных видов оборудования и комплектующих, у нас существует возможность параллельного импорта, которой мы активно пользуемся и работаем с дружественными странами, которые искомое оборудование производят.

Общая потребность в дополнительном финансировании на поддержку отрасли, по нашим оценкам, составляет более чем 300 млрд рублей. Данные средства позволили бы увеличить объем действующих мер поддержки, а также обеспечить реализацию новых механизмов, направленных на перепроектирование судов, финансовое оздоровление предприятий отрасли, модернизацию производственных мощностей и достройку уже строящихся судов.

— Долгое время, в частности, обсуждается вопрос с докапитализацией Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Принято какое-либо решение?

— То, что решение по финансовой поддержке ОСК необходимо будет принимать, понятно. Мы не можем допустить дефолт наших верфей, ведь 80% ОСК — это военное кораблестроение. Как именно будет происходить дофинансирование — это другой вопрос.

— А размещение облигаций в качестве инструмента финансового оздоровления предприятий ОСК рассматривалось?

— У ОСК было несколько путей. Просто получить деньги в капитал, выпустить облигационный заем под низкую процентную ставку, плюс сохранить и увеличить все действующие меры поддержки заказчиков, прежде всего. Например, с помощью судового утилизационного гранта, субсидирования процентных ставок, плюс мы запустили лизинговую программу, которая рассчитана на 260 судов. 

Да, у корпорации уже была одна программа финансового оздоровления, которая не достигла всех KPI. Тем не менее я уверен, что правильное и комплексное решение будет принято, но для этого самому руководству ОСК нужно представить такой план действий и взять на себя такую ответственность, чтобы государство снова поверило в то, что эта корпорация готова с проблемами справиться и за счет средств, которые она сегодня запрашивает, выйти на безубыточность и на определенную норму доходности.