Глава департамента МИД РФ: география полетов в Африку расширится

Всеволод Ткаченко . Валерий Шарифулин/ ТАСС
Всеволод Ткаченко

Всеволод Ткаченко — о партнерстве России и Африки

Директор департамента Африки МИД РФ Всеволод Ткаченко в интервью ТАСС рассказал о намерении России расширить географию полетов в Африку и об экзотических маршрутах, которые смогут освоить россияне, а также обозначил планы по расширению российского дипломатического присутствия на континенте и совместным с африканскими странами инициативам на мировой арене.

— Всеволод Игоревич, поздравляем с вашим прошедшим профессиональным праздником — Днем дипломата! В последнее время африканское направление становится все более перспективным, многие страны нацелены на расширение своего присутствия на континенте. Россия также озвучила своей целью углубление сотрудничества с африканскими странами. Как изменилась работа департамента в этих условиях, стало ли направление более популярным у будущих дипломатов?

— Спасибо за поздравление — оно напоминает, что наша жизнь состоит не только из трудовых будней. Африканское направление действительно становится одним из самых оживленных в российской внешней политике, во многом благодаря вниманию руководства государства и министерства. С одной стороны, это налагает на департамент Африки дополнительные ответственность и нагрузку, но с другой — и это важнее — приносит истинное удовлетворение от работы, результаты которой, судя даже по вашим вопросам, видны не только нам.

Прошедший год потребовал от нас предельного напряжения усилий для подготовки и обеспечения успешного проведения второго саммита Россия — Африка в Санкт-Петербурге 27–29 июля, сопряженного с ним Экономического и гуманитарного форума, Международной парламентской конференции Россия — Африка в Москве, а также целой серии двусторонних визитов на высшем и высоком уровнях, встреч с африканскими партнерами на полях крупных международных мероприятий, межмидовских консультаций. Экспоненциально увеличилось количество вопросов, требующих срочной проработки, зачастую в межведомственном формате. Гораздо чаще стали обращаться к нам представители российских государственных и общественных структур, бизнеса и гуманитарной сферы, почувствовавших интерес к Африке.

Для решения всех этих и многих других задач департамент получил определенное кадровое пополнение. Конечно, в первую очередь из числа завершивших загранкомандировки африканистов, но есть и удачные примеры ротации с других направлений, ранее считавшихся более "престижными". Неплохо подпитывают нас ведомственные учебные заведения: МГИМО (Университет), Дипломатическая академия, приходит молодежь и из других вузов. Видимо, Африка и впрямь становится притягательнее для будущих дипломатов.

— Какие основные мероприятия для реализации договоренностей второго саммита Россия — Африка планируется провести в 2024 году на территории РФ и африканской территории? Стоит ли ожидать встреч на высоком и высшем уровне? Какая страна может принять следующий саммит?

— Первый саммит 2019 года в Сочи задал стратегический вектор развитию российско-африканского сотрудничества. На втором саммите в Санкт-Петербурге согласован инструментарий реализации курса на придание ему стратегического характера — План действий Форума партнерства Россия — Африка на 2023–2026 годы. Федеральными органами исполнительной власти развернута масштабная и кропотливая работа по выполнению его положений.

Уже в текущем году нам совместно с африканскими друзьями предстоит подвести промежуточные итоги проделанной после петербургского саммита работы. Планируем сделать это в рамках нового регулярного диалогового механизма — министерской конференции Форума партнерства Россия — Африка на уровне глав внешнеполитических ведомств. Прорабатываем с партнерами сроки и модальности организации первого такого мероприятия нынешней осенью. Исходим из того, что запланированные к ежегодному проведению в интервалах между саммитами министерские конференции позволят более четко структурировать подготовку к третьему саммиту Россия — Африка, который в порядке очередности должен состояться в 2026 году на Африканском континенте.

— Как идет процесс доставки российских удобрений и продовольствия в нуждающиеся африканские страны? Какие страны в ближайшее время получат необходимые грузы? По-прежнему ли некоторые грузы блокируются в европейских портах?

— Россия неизменно придает повышенное значение укреплению глобальной продовольственной безопасности, включая удовлетворение растущего спроса на сельхозпродукцию и удобрения в странах Африки. Помимо добросовестной реализации своих коммерческих обязательств особое внимание уделяем также гуманитарным поставкам отечественной продукции в нуждающиеся африканские государства.

Так, к настоящему моменту совместно со Всемирной продовольственной программой (ВПП) ООН состоялась безвозмездная передача крупных партий российских удобрений из тех, что заблокированы в европейских портах: в Малави (20 тыс. тонн), Кению (34 тыс. тонн), Зимбабве (23 тыс. тонн) и Нигерию (34 тыс. тонн). При этом в портах Латвии, Эстонии и Бельгии продолжают незаконно удерживаться еще свыше 96 тыс. тонн российских удобрений. Их разблокировка и передача осуществляются в рамках усилий по выполнению Меморандума Россия — ООН о нормализации отечественного сельхозэкспорта и до сих пор остаются единственным значимым результатом реализации договоренности спустя полтора года после ее подписания.

Наряду с этим, следуя принципиальной линии на оказание продовольственной помощи наиболее нуждающимся странам, президент Российской Федерации Владимир Путин в ходе второго саммита Россия — Африка анонсировал поставку до конца года российской пшеницы в качестве безвозмездной продовольственной помощи шести африканским странам. Первая партия была передана Сомали в ноябре прошлого года. В январе гуманитарный груз доставлен в Буркина-Фасо, Мали, Сомали, Эритрею, а также в ЦАР. В настоящий момент осуществляется транспортировка в Зимбабве зерна, выгруженного в порту города Бейра (Мозамбик). Подводя итог, можно сказать, что Россия справилась со взятыми на себя обязательствами в кратчайшие сроки, в очередной раз внеся существенную лепту в обеспечение продовольственной безопасности Африканского континента.

— Как российская сторона оценивает политику западных стран по отношению к континенту, в частности, как смотрит на проведение Римом саммита Италия — Африка?

— По нашей оценке, с которой в принципе согласны и многие африканские партнеры, отношение коллективного Запада к Африке остается в своей основе неоколониалистским: высокомерным и потребительским. Причем это свойственно не только бывшим колониальным державам, но и основательно потеснившим их на континенте США, равно как и пытающемуся играть там роль коллективного ментора Евросоюзу. Корень проблемы, очевидно, в том, что бывшие "хозяева" континента в глубине души так и не смирились с самостоятельной субъектностью Африки в мировой политике, ее правом самой определять пути и способы развития, базовые ценности, круг внешних партнеров. Отсюда постоянное стремление поучать, попытки беспардонно диктовать линию поведения не только в международных делах, но зачастую и во внутренних.

В то же время мы далеки от огульно негативного восприятия отношений между Африкой и Западом как таковых — это значило бы уподобляться нашим оппонентам. Поэтому спокойно относимся к тем форумам, инструментам и механизмам, которые западники и африканцы по взаимному согласию создают для обеспечения своих связей. Не является исключением и упомянутый вами саммит Италия — Африка, прошедший недавно в Риме. Однако если страны Запада используют такие мероприятия для навязывания африканским партнерам ограничений на развитие связей с нашей страной или продвижения в публичное пространство антироссийского нарратива, это не остается без должной реакции.

— Как продвигается работа по подготовке посольств в африканских странах к безопасному голосованию на выборах президента РФ? Какая часть избирателей приходится на эти страны? Какие трудности отмечаются в процессе подготовки к выборам?

— В государствах Африки к югу от Сахары — а их 47 в этой части континента — работа в наших загранучреждениях по подготовке к выборам президента Российской Федерации идет согласно утвержденным плану и графику, в штатном режиме. Разумеется, теме безопасности уделяется при этом первостепенное внимание — она прорабатывается во взаимодействии с властями соответствующих стран, которые также относятся к ней с должной серьезностью. Препятствий политического порядка в Африке не возникает, а в решении организационных и логистических вопросов наши диппредставительства имеют достаточный опыт и могут всегда опереться на высококачественное методическое содействие ЦИК и выборного штаба МИД России.

Сформированные в соответствии с федеральным законом о выборах избирательные участки охватывают всю "подведомственную" департаменту территорию континента: не только государства пребывания российских дипмиссий — всего у нас там 34 посольства и одно генконсульство, — но и страны их аккредитации по совместительству. И хотя в субсахарской Африке исторически находится лишь сравнительно незначительная часть нашего зарубежного электората, для нас важно, чтобы каждый желающий гражданин России смог реализовать свое право на участие в голосовании.

— Ранее ряд африканских стран выступили с мирной инициативой по урегулированию кризиса вокруг Украины. Чем нам близка инициатива Африки? Продолжаются ли контакты с африканскими партнерами по этой проблематике?

— Для нас ценно стремление различных стран и объединений способствовать мирному урегулированию украинского кризиса, оказать посреднические услуги в налаживании диалога между Россией и Украиной. С подобными инициативами уже выступали более двадцати государств и ряд региональных организаций. Не стали исключением и африканцы, представившие на встрече делегации лидеров ряда государств — членов Африканского союза (председательствовавшие в нем Коморы, а также Египет, Замбия, Республика Конго, Сенегал, Уганда, ЮАР) с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге в июне 2023 года некоторые свои идеи и соображения на этот счет.

Видим в этом прежде всего стремление государств и многосторонних структур Африки более активно проявлять себя на международной арене, стремиться участвовать в решении вопросов не только локальной, но и глобальной повестки дня. Понимаем, что за этим стоит искреннее желание помочь в нахождении решения очень непростых и острых вопросов, заботящих и африканцев. Ценим, что, в отличие от предвзятого и заведомо неконструктивного западного подхода, нашедшего воплощение в мертворожденном "копенгагенском формате", они не мыслят урегулирования кризиса без учета интересов России. Свидетельством нашей признательности стало принятие на полях саммита Россия — Африка совместного заявления по результатам переговоров Владимира Путина с африканскими лидерами, выдвинувшими свою мирную инициативу. Готовы к дальнейшей совместной работе с партнерами на ее основе.

— В последнее время в ряде африканских стран произошли госперевороты, в частности в Нигере. Как мы на данном этапе оцениваем ситуацию с безопасностью континента?

— Действительно, за последние годы сразу в нескольких африканских государствах, включая упомянутую вами, к власти пришли военные. При этом у событий, произошедших в Мали, Буркина-Фасо и Нигере, просматривается общий знаменатель: стремление покончить с пережитками зависимости от бывшей колониальной державы, обеспечить национально ориентированное развитие, нарастить усилия в противодействии террористической угрозе.

Не вызывает сомнений, что одним из главных вызовов миру и безопасности на Африканском континенте являются укоренившиеся в ряде его районов после подрыва Западом ливийской государственности группировки боевиков игиловского ("Исламское государство" (ИГ), террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ТАСС) толка. В Сахаро-Сахельском регионе это "Группа поддержки ислама и мусульман" (отделение "Аль-Каиды", террористической организации, запрещенной в РФ — прим. ТАСС) и "Исламское государство в Большой Сахаре" (структура ИГ — прим. ТАСС). В странах бассейна озера Чад — "Исламское государство в Западной Африке" (структура ИГ — прим. ТАСС) и "Боко-Харам", на юге Сомали — "Аш-Шабаб", на севере Мозамбика — "Ансар аль-Сунна". Сложной остается ситуация в регионе Великих Африканских озер, где деятельность многочисленных незаконных вооруженных формирований отягощается межгосударственными противоречиями.

В то же время общая стабильность и безопасность Африки отнюдь не сводится к противостоянию террористической угрозе, включает в себя не только военные, но и социально-экономические, экологические, культурно-ценностные аспекты. В целом потенциал противодействия комплексу угроз безопасности на континенте растет — в первую очередь благодаря усилиям самих африканцев на всех уровнях. Россия оказывает этим усилиям всестороннюю поддержку, и ее вклад весьма заметен. 

Мы работаем как в многосторонних рамках — прежде всего в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, — так и на двусторонней основе. Поддерживаем с государствами континента и их объединениями политический диалог, сотрудничаем по широко понимаемой проблематике безопасности, а если того требует ситуация — оперативно откликаемся на просьбы африканских партнеров об оказании помощи.

— Как бы вы могли прокомментировать заявление Буркина-Фасо, Мали и Нигера о решении немедленно покинуть Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС)?

— Действительно, 28 января опубликовано совместное коммюнике этих трех стран, учредивших в сентябре 2023 года Альянс государств Сахеля (АГС), о "незамедлительном" выходе из Экономического сообщества стран Западной Африки. Данный шаг, как представляется, во многом стал ответной реакцией на нажимные действия, которые в последнее время предпринимались сообществом в отношении Уагадугу, Бамако и Ниамея. Ведь ЭКОВАС не только ввело против них жесткие санкции, но и рассматривало опции силовых действий.

Исходя из нашего неизменного принципа "африканским проблемам — африканские решения", полагаем, что государства Западной Африки должны сами решать, как найти выход из сложившейся ситуации. Надеемся, что переговорное поле для АГС и ЭКОВАС еще остается открытым и есть шанс для сохранения единства сообщества — если его руководство сможет предложить готовым уйти партнерам приемлемую для них примирительную повестку диалога.

— Какие страны Африки сейчас наиболее популярны у российских туристов? Что делается для увеличения турпотока в страны континента?

— Африканскими странами к югу от Сахары, наиболее популярными у российских туристов, традиционно являются Кения, Танзания, ЮАР, Маврикий, Сейшельские Острова. Есть интерес к Намибии и Эфиопии, перспективы просматриваются у Сенегала и Сьерра-Леоне. Перед началом коронавирусной пандемии россияне открыли для себя новое направление — Гамбию. Компания Coral Travel организовывала туда чартерные рейсы, перевозившие примерно тысячу туристов в месяц. В целях увеличения турпотока Гамбия в одностороннем порядке ввела безвизовый режим для россиян, позволяющий им свободно находиться на территории страны до 90 дней. В сентябре 2023 года ее примеру последовала Ангола.

В целом по итогам прошлого года количество российских туристов, посетивших Африку, на 30% превысило показатель 2022 года. Однако следует иметь в виду, что континент не является традиционным для любителей путешествий из нашей страны направлением. Он обладает уникальной природой и интересным культурным наследием, но по-настоящему массового "курортного" туризма, в привычном для россиян понимании, в Африке к югу от Сахары пока почти нет, хотя острова Индийского океана — танзанийский Занзибар, Сейшелы, Маврикий — становятся все более популярными направлениями отечественного туризма.

Посольства ряда африканских государств, аккредитованные в Москве, в частности Намибии и ЮАР, ведут активную кампанию по привлечению наших туристов. В свою очередь, российские загранучреждения на континенте стимулируют африканских партнеров к участию в крупных мероприятиях туристической направленности, проводимых на территории нашей страны, таких как предстоящий в июне в Москве Российский туристический форум "Путешествуй!", для установления полезных контактов на предмет развития взаимовыгодного сотрудничества.

— Планирует ли Россия расширить географию полетов в Африку?

— Такая задача поставлена решениями российско-африканских саммитов, и соответствующая работа ведется — разумеется, с учетом непростых экономики и логистики. Здесь надо учитывать, что до недавнего времени российские авиакомпании вообще не осуществляли регулярные полеты в страны Африки к югу от Сахары. В сентябре 2022 года "Аэрофлот" возобновил рейсы на Сейшельские острова (трижды в неделю), а в декабре прошлого года — на Маврикий (два раза в неделю, ожидается увеличение количества рейсов до трех). Ведутся переговоры и об открытии других направлений, о результатах которых будем информировать.

— В каких странах Африки намечено открыть новые посольства РФ?

— По итогам последнего саммита Россия — Африка руководством страны поставлена задача расширить российское дипломатическое присутствие на всем Африканском континенте. И она уже выполняется: буквально накануне Нового года открылось наше посольство в Буркина-Фасо, совсем скоро заработает еще одно российское диппредставительство — в Экваториальной Гвинее. На очереди еще несколько "точек" — где именно они откроются, будем сообщать по мере готовности, так что следите за новостями.

— Намерена ли Российская Федерация увеличивать квоты государственных стипендий для студентов из африканских стран?

— В настоящий момент в России обучается более 34 тыс. африканских студентов, из которых около 7 тыс. — за счет федерального бюджета. При этом по сравнению с 2022/23 учебным годом в 2023/24 учебном году количество выделяемых по правительственной линии квот увеличилось более чем вдвое: в 2022 году в российские вузы поступили 2 124 африканца, а в 2023 году — сразу 4 580. Планируется дальнейшее увеличение соответствующих квот для заинтересованных государств Африки и на предстоящий 2024/25 академический год.