6 марта, 13:00
Интервью

Посол РФ: звучащие в ФРГ призывы готовиться к войне с Россией — крайне тревожный сигнал

Сергей Нечаев. МИД РФ
Сергей Нечаев
Отношения России и Германии сейчас переживают острый кризис. Посол РФ в ФРГ Сергей Нечаев в интервью ТАСС рассказал о подготовке к голосованию по выборам президента России на территории Германии, дал оценку ситуации с утечкой содержания беседы офицеров Бундесвера, поделился соображениями насчет прекращения Швецией и Данией расследования диверсий на "Северных потоках"

— Президент России Владимир Путин заявил, что при желании властей ФРГ по сохранившейся ветке газопровода "Северный поток — 2" можно было бы запустить газ всего за неделю. При каких условиях правительство ФРГ, на ваш взгляд, может пойти на этот шаг? Есть ли предпосылки, что газопровод вообще заработает в обозримом будущем? 

Не берусь прогнозировать шаги правительства ФРГ. Предложение нашего президента абсолютно конкретно, о нем здесь хорошо знают. Конструктивной реакции пока не наблюдаем. Действительно, в Германии на уровне региональных и деловых элит не раз звучали предложения о восстановлении и использовании "Северного потока". Это было бы крайне выгодным решением для ФРГ и ее граждан. Но сейчас здесь больше озабочены формированием новых антироссийских санкционных пакетов, нежели отстаиванием национальных интересов в сфере энергетики. 

К сожалению, примат политики над экономикой в Германии сегодня неоспорим

— Вслед за Швецией и Дания решила прекратить собственное расследование диверсий на "Северных потоках". ФРГ пока его продолжает. Получало ли посольство какую-то информацию от германской стороны о промежуточных итогах расследования? Считаете ли вы возможным прекращение расследования со стороны Германии? 

— Ситуация вокруг расследования теракта на "Северных потоках" подчас напоминает фарс. За полтора года нет никаких внятных результатов, если не считать смехотворных вбросов в СМИ об украинских яхтсменах-подрывниках.

Наши неоднократные предложения о проведении транспарентного международного расследования игнорируются, на многочисленные запросы о предоставлении информации о ходе следствия ответов нет. Правительство ФРГ молчит, ссылаясь на компетенцию Генпрокуратуры и продолжающиеся следственные действия. Всерьез воспринимать такие доводы сложно.

Что до решений Швеции и Дании, то они весьма показательны и свидетельствуют о нежелании этих стран иметь отношение к вынесению итогового вердикта.

— Не за горами выборы президента России. На каком этапе находится работа по организации избирательных участков в ФРГ? Получены ли от властей Германии заверения о принятии соответствующих мер безопасности, пресечении возможных провокаций на выборах, акций около избирательных участков?

— Германская сторона согласовала возможность проведения голосования по выборам президента Российской Федерации на территории ФРГ на двух избирательных участках, созданных в помещениях посольства России в Берлине и генерального консульства России в Бонне. Голосование пройдет 17 марта 2024 года с 08:00 до 20:00 по местному времени (с 10:00 до 22:00 мск).

По вопросам обеспечения безопасности находимся в контакте с германскими правоохранительными органами, которые отвечают за внешний периметр, в том числе с учетом планируемого проведения перед российскими загранучреждениями в день голосования массовых акций разного рода. Запретить их проведение в день выборов во избежание возможных инцидентов местные власти считают излишним.

Поддержание порядка в помещениях посольства будем обеспечивать своими силами. Помимо службы охраны дипмиссии планируем привлечь сотрудников частных охранных предприятий. Значительно усилим видеонаблюдение, контроль на входе. Сделаем все от нас зависящее, чтобы граждане России смогли реализовать свое избирательное право, не сталкиваясь с провокациями.

— Как вы оцениваете ситуацию вокруг утечки содержания разговора высокопоставленных германских военных относительно возможного применения ракет Taurus?

— Как очередное свидетельство плотной вовлеченности Берлина в украинский конфликт. Тем более что эта тема накладывается на крайне агрессивную милитаристскую риторику, звучащую в Германии на высоком политическом уровне. Имею в виду публичные призывы некоторых политиков готовить Бундесвер и германское общество к войне с Россией, перенести военные действия на территорию нашей страны, наносить удары по российским министерствам и объектам инфраструктуры. Это крайне тревожный сигнал.

Фиксируем, что не все в германском руководстве разделяют такой подход, хорошо понимая, к каким последствиям может привести эскалация. Тем не менее здесь должны четко сознавать, что любое планирование, связанное с возможностью нанесения ударов по объектам российской гражданской инфраструктуры, включая Крымский мост, — это, по сути, участие в подготовке террористического акта. Преступный киевский режим не раз доказывал, что любое западное оружие, какими бы ограничениями в применении ни сопровождались его поставки, может быть обращено против мирных российских граждан.

— Канцлер ФРГ Олаф Шольц и германские политики постоянно говорят о необходимости тратить больше денег на оборону и уже открыто признают, что их будет не хватать в других сферах. Не секрет, что экономическая ситуация в ФРГ сегодня оставляет желать лучшего. Как вы считаете, не приведет ли политика "светофорной" коалиции к социальному взрыву или как минимум к усилению напряженности в германском обществе?

— Не секрет, что по итогам прошлого года германская экономика оказалась в рецессии, а наша демонстрировала уверенный рост. ВВП России по паритету покупательной способности оказался выше германского, несмотря на 13 пакетов антироссийских санкций ЕС. Здесь прекрасно понимают, что что-то пошло не так, но инерция "ценностного" мышления и круговая порука Запада не позволяют правительству ФРГ признать провал санкционной политики, противоречащей национальным интересам страны.

То же касается практики накачивания Украины вооружениями и военной техникой. Миллиарды евро, выделяемые на эти цели из госбюджета ФРГ, приходится изымать из социальной сферы, из дотаций отраслевикам. Оценку происходящему дают граждане ФРГ. Мы в эти процессы не вмешиваемся, считая их внутренним делом Германии.

— Как работается российским дипломатам в ФРГ в нынешних условиях? Особенно в свете решения властей Германии закрыть четыре из пяти генконсульств России в стране.

 Мы трудимся в тех условиях, которые нам создает принимающее государство. Стараемся достойно представлять свою страну и отстаивать ее интересы вне зависимости от внешних обстоятельств. Выработали иммунитет к неблагоприятному информационному фону.

Несмотря на объективные сложности, обусловленные закрытием четырех из пяти российских генконсульств и вынужденным отъездом значительного количества наших сотрудников с начала СВО, работа по консульско-правовому обслуживанию сограждан не останавливалась ни на один день. Сегодня она даже переведена на двухсменный режим. На постоянной основе организуем выезды консульских работников в отдаленные регионы страны, работаем над расширением консульского отдела посольства.

Безусловно, главный приоритет, как уже было сказано, проведение голосования по выборам президента РФ на территории ФРГ. Ждем наших граждан на избирательных участках