Постоянный представитель Российской Федерации при ОБСЕ Александр Лукашевич в интервью ТАСС рассказал о попытках настроить организацию против РФ, ее будущем и нежелании Запада идти на дипломатический диалог.
— В прошлом году вы говорили, что Северная Македония заслуживает двойку за свою работу на посту действующего председателя ОБСЕ. Изменилась ли ситуация в лучшую сторону с приходом Мальты на пост председателя?
— К заступившим на "капитанскую вахту" в ОБСЕ в этом году мальтийцам много претензий. Их команда пока так и не смогла полноценно сыграть роль "честного брокера". Так мы традиционно называем правила поведения действующего председательства, которое должно быть беспристрастным и в полной мере учитывать в своей работе позиции всех 57 государств-участников. И это не прихоть России. Упомянутые требования изложены в решениях межправительственных органов ОБСЕ — Совета министров иностранных дел и Постоянного совета.
У мальтийцев не получается преодолеть тяжелое наследие предыдущих председательств (Польши и Северной Македонии) в плане навязывания конфронтационных западных подходов по Украине, согласно которым нашу страну пытаются сделать виновной за нынешний кризис в Евро-Атлантике. Например, в нарушение правил процедуры ОБСЕ председательство упорно ставит на регулярные заседания Постоянного совета неконсенсусный пункт о некой "российской агрессии против Украины".
Вместе с тем нельзя не признать, что Валлетта несколько более конструктивно, чем ее предшественники, подошла к планированию работы ОБСЕ, согласованию параметров ежегодных мероприятий, решению ключевых административных вопросов функционирования организации. Главным же экзаменом для председательства будет финал года — Совет министров иностранных дел на Мальте в начале декабря. Тогда и можно будет делать окончательные выводы. Пока оценка скромная — на троечку.
— Что Россия ожидает от Финляндии, которая получит кресло действующего председателя в 2025 году?
— Россия пошла на согласование кандидатуры Хельсинки с верой в традиции финского нейтралитета. Рассчитывали, что многолетний опыт добрососедства с нашей страной поможет Финляндии сыграть важную роль в стабилизации ситуации в Евро-Атлантике. Увы, с тех пор ее политика совершила полный разворот. Страна полностью растоптала свой нейтралитет — вступила в агрессивный блок НАТО и фактически перестала играть какую-либо самостоятельную роль в международных делах, превратившись в один из винтиков ведомого США Североатлантического альянса.
Что же до тех, кто возглавит организацию после 2025 года, то об этом говорить пока рано. В любом случае, это должны быть страны с развитой политической культурой, понимающие ценность многосторонней дипломатии.
— Россия выступает за подбор новых кандидатов на пост генерального секретаря ОБСЕ и глав трех исполнительных структур: представителя по вопросам свободы СМИ, верховного комиссара по делам национальных меньшинств и директора по демократическим институтам и правам человека. 4 сентября заканчивается техническое продление полномочий нынешнего руководства. Есть ли прогресс в этом вопросе? Представители каких стран могли бы занять эти позиции?
— Конкурс запущен только 6 мая. Рассчитываем, что на замену обанкротившихся персонажей придут достойные люди, которые будут работать профессионально и с должным уважением к правилам ОБСЕ и своим мандатам. Не будут транслировать установки лишь некоторых стран, а выступать от всех 57.
— Действующий председатель ОБСЕ в недавнем выступлении перед Советом Безопасности ООН обозначил свое видение приоритетов организации. В частности, он заявил, что во главе повестки дня остается конфликт на Украине, а также "конфликты в Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье". Как вы оцениваете эти заявления?
— Как я уже отметил, работу на украинском направлении мальтийское действующее председательство выстраивает в конфронтационном ключе. Твердолобо, уперто продвигает установки, выработанные в руководящих центрах НАТО и ЕС. А там, как известно, не настроены ни на какой дипломатический диалог. Высшие должностные лица США, Британии и ЕС не прекращают настаивать на своем стремлении под предлогом украинского конфликта нанести нашей стране "стратегическое поражение".
Мы, разумеется, понимаем, как тяжело столь небольшой островной стране, как Мальта, играющей весьма скромную роль в глобальных международных делах, устоять перед коллективным давлением мощных западных стран. Однако, взяв на себя роль действующего председательства, Валлетта осознанно обязалась при выполнении своих функций быть равноудаленной, стремиться к поиску коллективно согласованных консенсусных решений и не использовать организацию как инструмент давления на государства, чья политика не устраивает США и их сателлитов.
Пока же вследствие неконструктивной позиции руководства ОБСЕ, полагаю, никто даже не рассматривает всерьез эту структуру как потенциальный формат обеспечения каких-либо договоренностей по Украине. У нас уже есть негативный опыт Минских соглашений, за реализацией которых обязана была следить ОБСЕ и ее миссия на Украине. Все знают, чем все закончилось.
К слову, позиция России по событиям на Украине и вокруг нее ни в коей мере не противоречит ни Уставу ООН, ни принципам ОБСЕ, закрепленным в Хельсинкском заключительном акте. Все наши действия в рамках специальной военной операции осуществляются в строгом соответствии со статьей 51 Устава ООН. Что в действительности идет вразрез с международным правом, так это многолетнее потворство руководства ОБСЕ преступлениям киевского режима против мирного населения, а также непризнание закрепленного в основополагающих документах ООН и ОБСЕ права народов самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Ведь именно посредством реализации этого принципа жители исторических российских регионов воссоединились с территорией основной России. Хотя в политико-философском плане точнее говорить, что это наша страна воссоединилась с теми, кто верен и готов стоять до конца за свои традиции, культуру, убеждения и "русский код" в его широком смысле.
На этом фоне, согласитесь, странно слышать от представителей Запада о борьбе за какие-то демократические ценности и принципы на Украине, где у власти стоит де-факто тоталитарный режим неонацистского толка. Этот режим отменил на всех уровнях все избирательные процессы, отстранив население от участия в принятии решений. Размах нарушений прав человека бьет самые печальные рекорды — даже не буду сейчас перечислять все примеры, они хорошо известны. Не замечать всего этого нельзя. И мы требуем, чтобы организация и ее руководство занимались содействием выправлению сложившейся на подконтрольных киевскому режиму территориях плачевной ситуации, а не политиканством с антироссийским "душком".
Что касается карабахской проблематики, то роль организации в урегулировании была существенно понижена усилиями Вашингтона и Парижа, которые в 2022 году разрушили работу механизма сопредседателей Минской группы ОБСЕ, попросту отказавшись в нем участвовать. Теперь же, когда ситуация "на земле" кардинально изменилась и Армения признала Карабах частью Азербайджана, ОБСЕ предпринимает попытки встроиться в процесс нормализации отношений двух стран. Насколько это востребовано, решать Баку и Еревану.
ОБСЕ вовлечена в переговорный процесс между Грузией, с одной стороны, Абхазией и Южной Осетией — с другой, в рамках Международных женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье, где организация наряду с ООН и ЕС является сопредседателем. Работа этого международно согласованного формата идет поступательно. Очередной раунд дискуссий намечен на июнь 2024 года. Главное для председательства здесь — не допускать политизации женевской площадки, как это сделало польское председательство в 2022 году, отменив уже запланированные встречи, что явно не пошло на пользу региональной стабильности.
Согласны с подходом действующего председателя Яна Борга, что приднестровский сюжет должен сохраняться в фокусе внимания организации. Вместе с тем хотели бы видеть более энергичные и инициативные действия со стороны председательства на этом направлении. Ведь отношения Кишинева и Тирасполя, как мы видим, стремительно деградируют.
— Какие направления работы ОБСЕ Россия считает приоритетными? Уделяется ли этим областям должное внимание в организации?
— Приоритеты России в ОБСЕ можно обозначить довольно просто — организация должна заниматься тем, над чем ей доверили работать 57 государств-участников в трех измерениях безопасности. На эти темы есть огромный массив согласованных консенсусом обязательств. Это и транснациональные угрозы (борьба с терроризмом, оргпреступностью, наркотрафиком), экономическо-экологическое сотрудничество, решение острых гуманитарных проблем — рост неонацизма и расовой дискриминации, усиление дискриминации русского и русскоязычного населения, нарастание религиозной нетерпимости. В контексте весьма актуальной на сегодняшний день темы свободы СМИ и плюрализма нужно уделить особое внимание вопросам недопустимости цензурирования медиапространства, ранжирования источников информации и сегрегации журналистов на "правильных" и "неправильных". Внимания всем этим темам пока уделяется недостаточно. Некоторые страны пытаются узурпировать повестку дня [организации] под предлогом необходимости свести все к теме Украины. Мы считаем такой путь крайне опасным для ОБСЕ и прилагаем все усилия, чтобы она занималась всеми направлениями.
— ОБСЕ выступает в качестве посредника в переговорном процессе "5+2" по Приднестровью. Как вы оцениваете перспективы возобновления диалога и роль ОБСЕ?
— Особого оптимизма в этом вопросе не испытываем. Работа формата "5+2", несмотря на многочисленные призывы российской стороны о его возобновлении, остается по надуманным причинам заморожена с осени 2019 года. Другие участники — Украина, ЕС, США, да и сама Молдова — открыто заявляют о невозможности продолжения функционирования данной площадки, увязывая это с проводимой нашей страной специальной военной операцией.
Мы видим попытки подменить "5+2" встречами представителей Кишинева и Тирасполя при посредничестве Миссии ОБСЕ в Молдове. Но даже эти редкие и, по сути, безрезультатные разговоры не приносят результатов ввиду наращиваемого политического и экономического давления на Тирасполь.
— Есть ли у ОБСЕ будущее?
— Сейчас организация проходит самый тяжелый экзамен за всю свою историю. Среди государств-участников есть те, кто хотел бы полностью перевести ее на антироссийские рельсы, сделать придатком НАТО — как это произошло с Европейским союзом и Советом Европы. Есть Россия, Беларусь и еще целый ряд стран, которые заинтересованы в поддержании диалога по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес и имеющих общеевропейское измерение. Надо быть реалистом — ОБСЕ не по плечу решение задач войны и мира. Тем не менее главная ценность этой структуры заключается в сохранении многостороннего диалогового механизма в Евро-Атлантике и Евразии с опорой на консенсусный принцип принятия решений. И пока в организации сохраняются коллегиальные начала, будущее у нее есть.