16 мая, 13:00
Интервью

Постпред РФ при ОБСЕ: некоторые страны пытаются превратить организацию в придаток НАТО

Александр Лукашевич. Постпредство России при ОБСЕ
Александр Лукашевич

Постоянный представитель Российской Федерации при ОБСЕ Александр Лукашевич в интервью ТАСС рассказал о попытках настроить организацию против РФ, ее будущем и нежелании Запада идти на дипломатический диалог.

— В прошлом году вы говорили, что Северная Македония заслуживает двойку за свою работу на посту действующего председателя ОБСЕ. Изменилась ли ситуация в лучшую сторону с приходом Мальты на пост председателя?

— К заступившим на "капитанскую вахту" в ОБСЕ в этом году мальтийцам много претензий. Их команда пока так и не смогла полноценно сыграть роль "честного брокера". Так мы традиционно называем правила поведения действующего председательства, которое должно быть беспристрастным и в полной мере учитывать в своей работе позиции всех 57 государств-участников. И это не прихоть России. Упомянутые требования изложены в решениях межправительственных органов ОБСЕ — Совета министров иностранных дел и Постоянного совета.

У мальтийцев не получается преодолеть тяжелое наследие предыдущих председательств (Польши и Северной Македонии) в плане навязывания конфронтационных западных подходов по Украине, согласно которым нашу страну пытаются сделать виновной за нынешний кризис в Евро-Атлантике. Например, в нарушение правил процедуры ОБСЕ председательство упорно ставит на регулярные заседания Постоянного совета неконсенсусный пункт о некой "российской агрессии против Украины".

Вместе с тем нельзя не признать, что Валлетта несколько более конструктивно, чем ее предшественники, подошла к планированию работы ОБСЕ, согласованию параметров ежегодных мероприятий, решению ключевых административных вопросов функционирования организации. Главным же экзаменом для председательства будет финал года — Совет министров иностранных дел на Мальте в начале декабря. Тогда и можно будет делать окончательные выводы. Пока оценка скромная — на троечку.

— Что Россия ожидает от Финляндии, которая получит кресло действующего председателя в 2025 году?

— Россия пошла на согласование кандидатуры Хельсинки с верой в традиции финского нейтралитета. Рассчитывали, что многолетний опыт добрососедства с нашей страной поможет Финляндии сыграть важную роль в стабилизации ситуации в Евро-Атлантике. Увы, с тех пор ее политика совершила полный разворот. Страна полностью растоптала свой нейтралитет — вступила в агрессивный блок НАТО и фактически перестала играть какую-либо самостоятельную роль в международных делах, превратившись в один из винтиков ведомого США Североатлантического альянса.

Теперь никаких надежд с предстоящим финским председательством мы уже не связываем. Будем считать достижением, если Хельсинки не угробит ОБСЕ

Что же до тех, кто возглавит организацию после 2025 года, то об этом говорить пока рано. В любом случае, это должны быть страны с развитой политической культурой, понимающие ценность многосторонней дипломатии.

— Россия выступает за подбор новых кандидатов на пост генерального секретаря ОБСЕ и глав трех исполнительных структур: представителя по вопросам свободы СМИ, верховного комиссара по делам национальных меньшинств и директора по демократическим институтам и правам человека. 4 сентября заканчивается техническое продление полномочий нынешнего руководства. Есть ли прогресс в этом вопросе? Представители каких стран могли бы занять эти позиции?

— Конкурс запущен только 6 мая. Рассчитываем, что на замену обанкротившихся персонажей придут достойные люди, которые будут работать профессионально и с должным уважением к правилам ОБСЕ и своим мандатам. Не будут транслировать установки лишь некоторых стран, а выступать от всех 57.

— Действующий председатель ОБСЕ в недавнем выступлении перед Советом Безопасности ООН обозначил свое видение приоритетов организации. В частности, он заявил, что во главе повестки дня остается конфликт на Украине, а также "конфликты в Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье". Как вы оцениваете эти заявления?

Как я уже отметил, работу на украинском направлении мальтийское действующее председательство выстраивает в конфронтационном ключе. Твердолобо, уперто продвигает установки, выработанные в руководящих центрах НАТО и ЕС. А там, как известно, не настроены ни на какой дипломатический диалог. Высшие должностные лица США, Британии и ЕС не прекращают настаивать на своем стремлении под предлогом украинского конфликта нанести нашей стране "стратегическое поражение".

Мы, разумеется, понимаем, как тяжело столь небольшой островной стране, как Мальта, играющей весьма скромную роль в глобальных международных делах, устоять перед коллективным давлением мощных западных стран. Однако, взяв на себя роль действующего председательства, Валлетта осознанно обязалась при выполнении своих функций быть равноудаленной, стремиться к поиску коллективно согласованных консенсусных решений и не использовать организацию как инструмент давления на государства, чья политика не устраивает США и их сателлитов.

Пока же вследствие неконструктивной позиции руководства ОБСЕ, полагаю, никто даже не рассматривает всерьез эту структуру как потенциальный формат обеспечения каких-либо договоренностей по Украине. У нас уже есть негативный опыт Минских соглашений, за реализацией которых обязана была следить ОБСЕ и ее миссия на Украине. Все знают, чем все закончилось.

К слову, позиция России по событиям на Украине и вокруг нее ни в коей мере не противоречит ни Уставу ООН, ни принципам ОБСЕ, закрепленным в Хельсинкском заключительном акте. Все наши действия в рамках специальной военной операции осуществляются в строгом соответствии со статьей 51 Устава ООН. Что в действительности идет вразрез с международным правом, так это многолетнее потворство руководства ОБСЕ преступлениям киевского режима против мирного населения, а также непризнание закрепленного в основополагающих документах ООН и ОБСЕ права народов самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Ведь именно посредством реализации этого принципа жители исторических российских регионов воссоединились с территорией основной России. Хотя в политико-философском плане точнее говорить, что это наша страна воссоединилась с теми, кто верен и готов стоять до конца за свои традиции, культуру, убеждения и "русский код" в его широком смысле.

На этом фоне, согласитесь, странно слышать от представителей Запада о борьбе за какие-то демократические ценности и принципы на Украине, где у власти стоит де-факто тоталитарный режим неонацистского толка. Этот режим отменил на всех уровнях все избирательные процессы, отстранив население от участия в принятии решений. Размах нарушений прав человека бьет самые печальные рекорды — даже не буду сейчас перечислять все примеры, они хорошо известны. Не замечать всего этого нельзя. И мы требуем, чтобы организация и ее руководство занимались содействием выправлению сложившейся на подконтрольных киевскому режиму территориях плачевной ситуации, а не политиканством с антироссийским "душком".

Что касается карабахской проблематики, то роль организации в урегулировании была существенно понижена усилиями Вашингтона и Парижа, которые в 2022 году разрушили работу механизма сопредседателей Минской группы ОБСЕ, попросту отказавшись в нем участвовать. Теперь же, когда ситуация "на земле" кардинально изменилась и Армения признала Карабах частью Азербайджана, ОБСЕ предпринимает попытки встроиться в процесс нормализации отношений двух стран. Насколько это востребовано, решать Баку и Еревану.

Россия, которая, напомню, остановила кровопролитие в 2020 году, никогда не прекращала оказывать содействие Азербайджанской Республике и Республике Армения в нахождении компромиссов по всем проблемным вопросам и будет делать это впредь

ОБСЕ вовлечена в переговорный процесс между Грузией, с одной стороны, Абхазией и Южной Осетией — с другой, в рамках Международных женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье, где организация наряду с ООН и ЕС является сопредседателем. Работа этого международно согласованного формата идет поступательно. Очередной раунд дискуссий намечен на июнь 2024 года. Главное для председательства здесь — не допускать политизации женевской площадки, как это сделало польское председательство в 2022 году, отменив уже запланированные встречи, что явно не пошло на пользу региональной стабильности.

Согласны с подходом действующего председателя Яна Борга, что приднестровский сюжет должен сохраняться в фокусе внимания организации. Вместе с тем хотели бы видеть более энергичные и инициативные действия со стороны председательства на этом направлении. Ведь отношения Кишинева и Тирасполя, как мы видим, стремительно деградируют.

— Какие направления работы ОБСЕ Россия считает приоритетными? Уделяется ли этим областям должное внимание в организации?

— Приоритеты России в ОБСЕ можно обозначить довольно просто — организация должна заниматься тем, над чем ей доверили работать 57 государств-участников в трех измерениях безопасности. На эти темы есть огромный массив согласованных консенсусом обязательств. Это и транснациональные угрозы (борьба с терроризмом, оргпреступностью, наркотрафиком), экономическо-экологическое сотрудничество, решение острых гуманитарных проблем — рост неонацизма и расовой дискриминации, усиление дискриминации русского и русскоязычного населения, нарастание религиозной нетерпимости. В контексте весьма актуальной на сегодняшний день темы свободы СМИ и плюрализма нужно уделить особое внимание вопросам недопустимости цензурирования медиапространства, ранжирования источников информации и сегрегации журналистов на "правильных" и "неправильных". Внимания всем этим темам пока уделяется недостаточно. Некоторые страны пытаются узурпировать повестку дня [организации] под предлогом необходимости свести все к теме Украины. Мы считаем такой путь крайне опасным для ОБСЕ и прилагаем все усилия, чтобы она занималась всеми направлениями.

— ОБСЕ выступает в качестве посредника в переговорном процессе "5+2" по Приднестровью. Как вы оцениваете перспективы возобновления диалога и роль ОБСЕ?

Особого оптимизма в этом вопросе не испытываем. Работа формата "5+2", несмотря на многочисленные призывы российской стороны о его возобновлении, остается по надуманным причинам заморожена с осени 2019 года. Другие участники — Украина, ЕС, США, да и сама Молдова — открыто заявляют о невозможности продолжения функционирования данной площадки, увязывая это с проводимой нашей страной специальной военной операцией.

Мы видим попытки подменить "5+2" встречами представителей Кишинева и Тирасполя при посредничестве Миссии ОБСЕ в Молдове. Но даже эти редкие и, по сути, безрезультатные разговоры не приносят результатов ввиду наращиваемого политического и экономического давления на Тирасполь.

— Есть ли у ОБСЕ будущее?

Сейчас организация проходит самый тяжелый экзамен за всю свою историю. Среди государств-участников есть те, кто хотел бы полностью перевести ее на антироссийские рельсы, сделать придатком НАТО — как это произошло с Европейским союзом и Советом Европы. Есть Россия, Беларусь и еще целый ряд стран, которые заинтересованы в поддержании диалога по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес и имеющих общеевропейское измерение. Надо быть реалистом — ОБСЕ не по плечу решение задач войны и мира. Тем не менее главная ценность этой структуры заключается в сохранении многостороннего диалогового механизма в Евро-Атлантике и Евразии с опорой на консенсусный принцип принятия решений. И пока в организации сохраняются коллегиальные начала, будущее у нее есть.