5 июня, 06:00
Интервью
ПМЭФ

Александр Беглов: приглашаем инвесторов вписать свое имя в историю Северной столицы России

Александр Беглов. Пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга
Александр Беглов

Губернатор Санкт-Петербурга — о ПМЭФ-2024 и развитии инфраструктуры города

Инвестиционные проекты в Санкт-Петербурге направлены на развитие сразу всех видов транспорта: воздушного, морского, железнодорожного и автомобильного. О судьбе портов морской столицы и создании круглогодичного курорта на берегу Финского залива, а также о крупнейших транспортных проектах для прибытия в город на Неве и передвижения по нему рассказал в интервью ТАСС в преддверии Петербургского международного экономического форума губернатор Александр Беглов.

— Александр Дмитриевич, Санкт-Петербург традиционно готовится к проведению ПМЭФ-2024 основательно. Ждет ли участников форума в этот раз что-то особенное? Сколько соглашений планируется подписать? Насколько представительным будет предстоящий ПМЭФ?

— Ежегодно на Санкт-Петербургский международный экономический форум съезжаются представители крупного российского и зарубежного бизнеса, руководители регионов и ведущие международные эксперты. В этом году участие подтвердили представители более 130 стран. Санкт-Петербург на правах принимающей стороны имеет уникальную возможность представить наши достижения и поделиться опытом по актуальным вопросам экономического и инвестиционного развития. Мы предложили для обсуждения темы наращивания технологического потенциала, привлечения инвестиций и формирования комфортной городской среды.

Наши специалисты подготовили к подписанию на форуме порядка 50 соглашений, сумма ожидается значительной. По итогам ПМЭФ-2024 можем выйти на рекордную для города сумму соглашений — более 600 млрд рублей.

— Многие проекты, которые были заявлены на прошлых форумах, уже получили свое развитие. Когда в 2022 году на ПМЭФ город пописал с корпорацией "Туризм.РФ" первое соглашение о намерениях по "Горской", говорили только про яхтенный порт. Сейчас это один из главных проектов города, федеральный круглогодичный курорт "Санкт-Петербург марина". Какие его объекты будут построены в первую очередь? Когда можно ожидать их ввода и начала деятельности этого туристического комплекса? Средства каких инвесторов будут привлекаться?

— Для нас очень важно, что проект вошел в программу "Пять морей и озеро Байкал", реализуемую по поручению президента России. Это федеральный уровень и совсем другой масштаб.

Предварительный объем инвестиций — 210 млрд рублей, 165 из которых — внебюджетные. Градостроительный потенциал прилегающей территории даст возможность привлечь дополнительно 800 млрд рублей в развитие севера Петербурга.

На первом этапе будут построены объекты для сезонного хранения, ремонта яхт и судов. Строительство планируется завершить в 2026 году. На втором этапе на территории в 40 гектаров появятся спортивный кластер, тематический парк и каток, экстрим-парк с крытыми и открытыми зонами, станция водных видов спорта, тренировочный водоем, база для спортсменов. В составе курорта также появятся отель и гостиницы разной звездности, спа-комплексы, велодорожки, инфраструктура для беговых лыж, водные аттракционы, круглогодичный бассейн, образовательные секции для детей, даже детские исследовательские лаборатории.

Основные работы по созданию нового туристического кластера должны быть закончены до конца 2030 года.

— Планируется ли связать Горскую с центром Санкт-Петербурга водным транспортом? Какое развитие в целом получит внутригородская система регулярного водного транспорта в ближайшие годы?

— Все последние годы мы целенаправленно открывали городу выход к воде, благоустроили свыше 40 км береговых линий. Это часть нашей градостроительной политики. В нее входит и развитие водного транспорта. Мы восстановили водное сообщение с Кронштадтом. Приступили к модернизации флота для скоростных пассажирских перевозок. Расширяем причальный фронт — в 2024 году откроем еще один городской причал на Фонтанке у Музея Фаберже.

Модернизируем причалы с учетом современных требований к транспорту, устанавливаем на них электрозарядные станции.

Поддерживаем инициативы судоходных компаний по организации регулярных маршрутов. Так, в навигацию прошлого года в тестовом режиме ходили "Метеоры" от Речного вокзала до Эрмитажа. Компания-перевозчик оценила тестовый период как успешный. В эту навигацию водных маршрутов станет больше.

Когда заработает "Санкт-Петербург марина", рано или поздно появится и водное сообщение с Горской.

Сейчас разработана сухопутная схема транспортного обслуживания курорта. Задействуются КАД и Приморское шоссе, строятся и проектируются три новые дороги. Магистраль М-49 пойдет от Приморского шоссе к ЗСД (Западному скоростному диаметру — прим. ТАСС) в обход Юнтоловского заказника и после развязки с ЗСД соединится с продолжением Суздальского шоссе.

Город уже начал строительство дороги М-32 от "Лахта-Центра" к перспективной М-49. Третья трасса — М-1 — это дублер Приморского шоссе от М-49 до КАД протяженностью 11,5 км.

— Вы упомянули Речной вокзал. Когда планируется его восстановить?

— Первоочередная задача — комплексное восстановление его причального комплекса. Сначала проведем его обследование. Летом этого года планируем заключить контракт на разработку предпроектной документации по реконструкции или капитальному ремонту причалов Речного вокзала. Это позволит определить характер и объемы работ.

Сейчас поддерживаем инфраструктуру причалов Речного вокзала в работоспособном состоянии. Город восстановил возможность водоснабжения и обслуживания судов. Также наши службы восстановили наиболее поврежденные гранитные элементы, очистили и окрасили швартовые тумбы и аппарель, отремонтировали флагштоки, вернули на свои места отбойники. Для обеспечения работы причалов закуплены модульные здания под складские и офисные помещения.

— Какова судьба Морского пассажирского порта с учетом международной ситуации?

— Его инфраструктурные активы, расположенные в морском "Большом порту Санкт-Петербург", сейчас последовательно перепрофилируются для нужд внутреннего водного транспорта. Причальный фронт будет предоставляться речным судоходным компаниям.

Отмечу, что исторически "Большой порт Санкт-Петербург" развивался за счет грузовых перевозок. Сегодня он играет важную роль в развитии морских линий сообщения, прежде всего — с дружественными странами.

Новый Генплан города по согласованию с федеральным центром предусматривает реконструкцию объектов петербургского морского порта. Планируем увеличить его пропускную способность и повысить эффективность работы.

— Один из крупнейших и знаковых для Санкт-Петербурга проектов — Высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСЖМ). Прошлый аналогичный проект ассоциировался у горожан с понятием "яма у Московского вокзала". Насколько теперь понятны сроки, этапность ввода, синхронизация с городскими инфраструктурными проектами?

— Срок завершения строительства определен президентом России — это 2030 год. Реализация проекта ВСЖМ в Петербурге не ограничится прокладкой новых железнодорожных путей и новым терминалом.

Будет создан пассажирский комплекс "Волковская" и перевод туда электропоездов Московского и Волховского направлений, развитие комплекса "Дача Долгорукова", реконструкция железнодорожной станции Санкт-Петербург-Главный, включая Московский вокзал.

Правительство города сейчас синхронизирует с проектом ВСЖМ необходимые изменения улично-дорожной сети. Появятся привокзальная площадь у терминала ВСЖМ, тоннель в створе улицы Черняховского и Товарного переулка, продолжение Миргородской улицы, Военной улицы, продолжение Днепропетровской улицы.

Начало строительства самой ВСЖМ намечено на 2026 год — после разработки ОАО "РЖД" проекта, согласования его с правительством Петербурга, а также получения положительного заключения государственной экспертизы.

— Определен ли уже внешний вид и состав вокзального комплекса? Когда планируется ввести станцию метро "Лиговский проспект — 2"? Насколько ее архитектурный облик будет согласован с проектом вокзала и городской застройкой?

— "Лиговский проспект — 2" сыграет важную роль в распределении пассажиропотоков из Москвы по новой высокоскоростной магистрали.

Внешний облик будет согласован с новым терминалом ВСЖМ, а также с застройкой Лиговского проспекта. Поставим такое условие в будущем архитектурном конкурсе. Напомню, что и сам терминал мы планируем максимально бережно вписать в сложившуюся городскую среду. Интегрируем в его состав отдельные исторические объекты. Соответствующее решение уже одобрено и РЖД, и профессиональным сообществом.

По Генплану ввод в эксплуатацию станции метро "Лиговский проспект — 2" запланирован в составе следующего пускового участка Красносельско-Калининской линии от станции "Обводный канал — 2" до станции "Полюстровский проспект".

Станция "Лиговский проспект — 1" получит второй выход. Сейчас прорабатываем возможность синхронизировать его строительство со строительством нового терминала ВСЖМ.

— Какие станции метро планируется ввести в ближайшее время?

— Президент поручил ускорить работы по строительству метро в Петербурге.

Самый трудный этап остался позади. Сейчас городская компания "Метрострой Северной столицы" ведет активные работы сразу на трех ветках подземки.

На Лахтинско-Правобережной линии станцию "Горный институт" сдадим в третьем квартале 2024 года. На Красносельско-Калининской линии в этом году будут достроены станции "Путиловская" и "Казаковская".

Следующий вводной участок там — "Броневая" — "Заставская" — "Боровая" — "Каретная", она же — "Обводный канал — 2". Тоннели в тестовом режиме уже строят два проходческих щита диаметром 5,63 м.

На Невско-Василеостровской линии в тестовом режиме заработал двухпутный щит "Надежда".

Регулярную проходку от "Беговой" к будущей станции "Каменка" (она же — "Планерная/Зоопарк") щит начнет в этом году после получения положительного заключения "Главгосэкспертизы".

Сейчас город готовится к строительству самих станций "Богатырская" и "Каменка". Так, начавшийся недавно капитальный ремонт тепловых магистралей на Шуваловском проспекте был скорректирован с учетом строительства "Каменки".

— Как себя показал опыт тактовых электричек? Актуальны ли на ближайшие шесть лет планы по интеграции железнодорожного транспорта в общую транспортную систему города?

— Все три востребованных направления, по которым в 2022–2023 годах мы запустили тактовое движение электричек, имеют хорошие показатели. Павловск, Ораниенбаум, Красное Село — везде стабильно растет число перевезенных пассажиров. Суммарный пассажиропоток превысил 27 млн человек. Только за первый квартал 2024 года тактовыми маршрутами перевезено почти 7,2 млн.

Рост в сравнении с 2023 годом составляет от 9,3% на маршруте Санкт-Петербург — Павловск до 16,7% в направлении Красного Села.

Интеграция железнодорожной инфраструктуры в пассажирские перевозки внутри города и в агломерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области — одно из ключевых направлений развития нашего транспортного каркаса.

В День города, 27 мая 2024 года, мы запустили тактовое движение на востребованном восточном направлении до станции Мельничный Ручей.

Совместно с РЖД мы продолжаем готовить запуск движения по железнодорожным диаметрам Д-1 Ораниенбаум — Белоостров и Д-2 Гатчина-Варшавская — Токсово.

— Придем ли мы к тому, что городские электрички станут наземным метрополитеном, тесно связанным с подземкой и городским наземным транспортом?

— По поручению президента России прорабатываем строительство двух железнодорожных обходов Северной столицы — юго-западного и северо-восточного. Это позволит отвести от города транзитные грузовые поезда, ускорит интеграционные процессы и привлечет внимание инвесторов к строительству транспортно-пересадочных узлов на пересечении линий метро с железной дорогой.

Мы предусмотрели в Генплане организацию 60 таких ТПУ. Их создание станет важным шагом к формированию удобных связей между железнодорожными маршрутами внутри города и общественным транспортом Петербурга.

Объединение возможностей разных видов перевозок — магистральный путь развития мегаполиса.

Отмечу, что наши транспортные службы сейчас прорабатывают возможность введения нового единого тарифа на внутригородские маршруты с учетом использования железнодорожного транспорта.

— Когда будет готов проект расширения Пулково? Что планируется сделать с первым зданием аэропорта Пулково?

— Аэропорт Пулково при поддержке города восстановил пассажиропоток после пандемии ковида и введения западных санкций. Сегодня он является вторым в стране.

Правительство Петербурга продолжает работать с зарубежными партнерами над открытием новых прямых рейсов из Пулково и увеличения частоты полетов на действующих линиях. Так, в этом году прямое авиасообщение свяжет Петербург с Индией.

В 2023 году вместе с партнерами по ГЧП мы пришли к выводу, что пора приступать к дальнейшему развитию аэропорта. Подписали соответствующее соглашение с ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы".

Проект разделен на фазы, что позволяет оперативно реагировать на изменения в очередности строительства объектов. Он включает в себя развитие терминального комплекса и строительство сопутствующей инфраструктуры.

Проектирование фазы "А" закончится в середине 2025 года. На данном этапе предусматривается строительство новой посадочной галереи, рулежной дорожки, перронов и площадок противообледенительной обработки самолетов, а также реконструкция перронов.

Указанные изменения не затронут терминал "Пулково-1".

— Завершат ли создание транспортного каркаса Петербурга объекты, ввод которых запланирован до конца 2030 года: широтная магистраль скоростного движения (ШМСД), Большой Смоленский мост, Южная широтная магистраль, КАД-2? Все ли они будут построены в срок и продолжится ли развитие дальше?

— Перечисленные проекты инициированы или поддержаны президентом России и будут реализованы в установленные сроки. Город мобилизует для этого все необходимые ресурсы.

В ближайшие годы мы построим две из пяти переправ, предусмотренных новым Генеральным планом. Это Большой Смоленский мост и мост в составе ШМСД.

После них наступит черед создания Арсенального моста, Ново-Адмиралтейского моста и переправы в створе Пискаревского проспекта. Понятно, что строить их город будет с привлечением внебюджетных инвестиций. Всех, кто готов принять участие в этих важнейших проектах, приглашаем вписать свое имя в историю Северной столицы России.