5 июня, 05:00
Интервью

Глава Wildberries: на наших глазах рождается новая эра

Татьяна Бакальчук. Сергей Булкин/ ТАСС
Татьяна Бакальчук

Татьяна Бакальчук — о перспективах развития Wildberries в России и мире

О бизнесе и планах развития Wildberries, драйверах развития российского рынка онлайн-торговли, о чем нужно помнить при обсуждении регулирования маркетплейсов и каким термином можно заменить само это слово, в интервью ТАСС в преддверии Петербургского международного экономического форума рассказала основатель и генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук.

— Татьяна Владимировна, прежде чем перейти к основным темам, хотел задать вопрос о недавних кадровых изменениях в компании: одним из исполнительных директоров с июня становится Ольга Наумова. В связи с чем возникла необходимость привлечения в компанию топ-менеджера ее уровня?

— Наш бизнес достиг таких больших объемов, когда многие процессы требуют структурирования. Мне очень хочется сохранить внутреннюю культуру необычности нашей компании, но и одновременно привести в порядок многие процессы, чтобы мне было легче этим управлять. Я была, есть и буду генеральным директором Wildberries. Ольга войдет в состав правления компании и займет должность одного из исполнительных директоров. Я считаю ее одним из лучших управленцев на рынке, ее принципы и цели совпадают с нашими. Как мы публично объявляли, Ольга займется улучшением операционной эффективности складской и транспортной логистики и развитием сети ПВЗ (пунктов выдачи заказов — прим. ТАСС).

— Теперь хотел задать несколько вопросов по операционной деятельности. Какой оборот Wildberries получила по итогам первого квартала 2024 года?

— Величину я не раскрою, но скажу, что мы фиксируем рост оборота. Это подтверждает, что российский рынок онлайн-торговли в целом продолжает увеличиваться.

— Какой динамики рынка ожидаете в этом году?

— Думаю, что и в этом году, и еще несколько лет рынок интернет-торговли будет развиваться двузначными темпами. Мы растем с относительно низкой базы: доля интернет-торговли составляет только 13,5% от объема рынка ретейла. Однако через два-три года может наступить замедление, когда рынок перейдет в более зрелую стадию.

— Если говорить про компанию, вы говорили, что ожидаете роста оборота за 2024 год на уровне 60%. Сохраняете ли такой прогноз?

Пока сохраняем, позже в этом году рассмотрим его снова.

— Когда наступит зрелая стадия развития рынка, останется ли пространство для роста?

— Пространство для роста есть всегда. Бизнес как живой организм: если ты перестаешь расти, если перестаешь меняться, ты начинаешь медленно умирать. Для меня рост — это изменения.

На любом рынке у любой компании есть пределы роста. Если посмотреть на страны, где онлайн-торговля занимает значительно большую долю, чем в России, мы увидим, что рынок там растет на несколько процентов в год. Компании на таких рынках ставят перед собой иные цели, чем компании в странах, где рост двузначный. Мы считаем, что у нас еще много возможностей для роста.

— Тем не менее в этом году темп прироста оборота будет ниже, чем несколько лет назад. И сильно ниже, чем в прошлом десятилетии. Означает ли это, что Wildberries достигла пределов роста?

Нет. Это означает, что рынок консолидируется. Все участники рынка, у которых хорошие показатели оборота, сталкиваются с пропорциональным замедлением роста. Рынок консолидируется, перестраивается, но могу сказать с уверенностью: в нашей сфере еще многое можно сделать. Точно могу сказать, что быстрее будет расти тот, кто придумает новые фишки для дальнейшего развития.

— Wildberries их для себя придумала?

— Зачем же я буду о них рассказывать? Тогда об этом узнают наши коллеги по рынку. Но если бы вы спросили меня о ключевых драйверах роста всей индустрии онлайн-торговли, я бы ответила, что это, конечно, развитие в регионах, инвестиции в развитие локальной инфраструктуры. Открытие склада в регионе уменьшает логистическое плечо для местных предпринимателей — они могут экономить на услугах логистики и одновременно получают доступ к новой аудитории.

Другой фактор — стиль жизни наших покупателей меняется, у них появилась привычка заказывать товары на маркетплейсах. Жители отдаленных и небольших населенных пунктов тоже хотят иметь доступ к широкому ассортименту товаров.

В случае с Wildberries драйверами роста также станут выход на новые рынки за рубежом и расширение присутствия в странах СНГ.

— Как раз в апреле вы говорили, что компания в ближайшие два-три месяца объявит о выходе еще в три страны. Какие это страны?

— Как и обещали, мы об этом объявим, но просим еще немного времени. Пока могу рассказать, что, например, мы уже смотрим в сторону Омана — это одна из стран — гостей ПМЭФ этого года. Рассматриваем также Турцию.

В целом для нас в приоритете на этот год все же Китай, страны Персидского залива и СНГ. В дальнейшем, я думаю, мы готовы будем рассмотреть страны Латинской Америки и, возможно, Африку. У нашего государства есть интерес к сотрудничеству со странами этих регионов, и это абсолютно правильная стратегия. На мой взгляд, там действительно может сложиться неплохая синергия, так как там практически нет сильных игроков в e-commerce. При этом в некоторых странах довольно высокая численность населения, неплохое финансовое состояние и большой спрос — например, ЮАР и Нигерия. Но об этих направлениях мы будем думать точно не в этом году и не в следующем. 

— Какие у компании планы развития в России?

— У нас утвержден инвестиционный план на 2024–2026 годы, мы его поступательно реализовываем. Сейчас приоритетное внимание сконцентрировано на строительстве торгово-логистической инфраструктуры на Дальнем Востоке, в Сибири, в малых населенных пунктах.

— Может ли Wildberries расширять географию работы в России и выходить в новые страны лишь за счет партнерств с местными компаниями?

— Конечно, почему нет? Мы не ограничиваем себя в выборе стратегий развития — все зависит от конкретных условий и потребностей каждого рынка. Локальные компании позволяют нам лучше понимать потребности и предпочтения местных потребителей, дают экспертизу о рынке, о законодательстве каждой отдельной страны — это тоже конкурентное преимущество.

— Какое сейчас количество пунктов выдачи заказов у Wildberries — собственных и партнерских?

На текущий момент общее количество наших пунктов выдачи перевалило за 42 тыс. Фирменных ПВЗ у нас более 12 тыс., а открытых партнерами уже приблизилось к 30 тыс. И мы всегда заинтересованы в увеличении точек своего присутствия. 

— Есть ли у вас в планах ввести дифференциацию по ПВЗ — например, некоторые из них сделать более "премиальными", с особыми условиями по заказам?

— Это звучит достаточно интересно для бизнеса, но пока мы сосредоточены на том, что Wildberries — это товары для всех и для каждого. Поэтому и дополнительных разграничений мы не станем делать. Однако мы уже смотрим в сторону ПВЗ с "умной" выдачей — такая технология должна максимально упростить и ускорить процесс получения заказов. Такой ПВЗ будущего в скором времени модернизируют в "Сколково", обязательно об этом сообщим.

Также замечу, что у нас нет жестких требований к партнерам по внутреннему оформлению ПВЗ. Некоторые наши партнеры, например, устанавливают в своих пунктах кофемашины, оборудуют детские уголки. Если они считают, что это им приносит больший доход, чем установка дополнительной кабинки для примерки, — это их решение.

— А кто сейчас покупает на Wildberries, кто они — ваши пользователи?

— Раньше традиционно больше покупок совершали женщины, сейчас эта пропорция выравнивается — мужчин-клиентов становится больше. Есть и такой интересный факт: возможно, в разных странах ситуация обстоит по-разному, но, когда мы анализировали рынок Армении, мы заметили, что достаточно часто первую покупку там совершают подростки.

— Возможно, запустите специальные услуги для детей и подростков?

— Подумаем об этом. В принципе наши клиенты — самых разных возрастов, но посмотрим, что мы можем предложить именно детям. Например, как вариант можем запустить привязку детских платежных карт к картам родителей. Это было бы логично. И еще, конечно, у нас много проектов в социальной сфере — поддерживаем детский спорт, например. Еще хотим сделать такую школу предпринимательства для детей.

— Рассматривает ли компания возможность отмены платы за возврат товаров?

— Сейчас возврат большинства товаров происходит бесплатно. И возврат всегда бесплатный, если товар оказался с дефектом. Плата за возврат или отказ от товара при получении может взиматься только в отдельных случаях: например, при отказе от крупногабаритных или хрупких товаров или если товар придется очень далеко везти обратно. Но мы постоянно развиваем логистику, открываем новые логистические объекты, чтобы снизить влияние этого фактора. Также платный возврат может сохраниться для покупателей с низкой долей выкупа товаров.

— Рассматривает ли Wildberries возможность проведения IPO в будущем?

— IPO проводить не планируем, при этом рассматриваем другие возможные инструменты привлечения дополнительного финансирования. Например, недавно мы провели размещение выпуска цифровых финансовых активов на платформе Московской биржи объемом 3 млрд рублей.

— Изменилась ли ваша позиция по возможному ребрендингу — планируется ли он в будущем?

— Нет, проведение глобального ребрендинга не планируем. Но мы не стесняемся проводить частичный рестайлинг, например, для мерча или для внутренних социальных сетей.

— Теперь хотел бы поговорить об отраслевых темах. Сейчас обсуждается введение отдельного регулирования маркетплейсов. Каким, по мнению Wildberries, должно быть оптимальное регулирование?

— Главное, о чем нужно помнить при разработке нового регулирования, — от развития онлайн-торговли во многом зависит бизнес малых и средних российских предпринимателей. Это не только продавцы, но и владельцы пунктов выдачи заказов, логистические и складские операторы, платформенные занятые. Бизнес любого маркетплейса основан на партнерствах, и за каждым партнером стоит коллектив сотрудников. Любое новое регулирование повлияет на наших партнеров и их бизнес — повторю, об этом нужно помнить, действовать аккуратно и разрабатывать инициативы в партнерстве с бизнесом.

Очень важно, чтобы все требования были обоснованны. Например, согласно последнему законопроекту о регулировании маркетплейсов, который был внесен в Госдуму в начале марта, предлагается запретить маркетплейсам за свой счет предоставлять покупателям скидки на товары. А ведь это очень распространенная практика, от которой выигрывают все: это позволяет не снижать доход продавцов и одновременно делает товары, в том числе социально значимые, более доступными для населения. Очевидно, что от введения этой нормы пострадают в первую очередь покупатели, для которых товары станут дороже. Некоторые положения законопроекта, на наш взгляд, вообще нарушают принципы свободной экономической деятельности. Я имею в виду в первую очередь ограничение размера совокупной стоимости услуг агрегаторов, занимающих значимое положение на рынке, — не более 10% от цены товара. Но такое предложение не учитывает экономическую модель работы маркетплейсов, чьи издержки на предоставление услуг могут быть просто не покрыты. В результате сама деятельность площадки будет лишена экономического смысла.

Вообще, когда идет обсуждение регулирования маркетплейсов, прослеживается аналогия с регулированием торговых сетей. Однако такое сравнение не совсем корректно, так как между моделью бизнеса маркетплейса и торговой сети есть принципиальные различия. Для покупателей они могут быть незаметны и неочевидны, но эти различия предопределяют, например, разные способы монетизации. Поэтому требуют и разных подходов к регулированию.

— Как устроены отношения Wildberries с вашими конкурентами — насколько острая у вас конкуренция, имеются ли точки соприкосновения для продвижения совместных инициатив?

— Безусловно, мы остаемся конкурентами — иллюзий у нас нет. Каждый из нас защищает свою клиентскую базу, конкурирует за продавцов. Но при этом мы понимаем, что вместе с другими маркетплейсами и цифровыми платформами создаем абсолютно новую экономическую среду — платформенную экономику. На наших глазах рождается новая эра, не побоюсь этого слова. И прямо сейчас разрабатываются правила игры для нее. Нам важно, чтобы это были понятные, прозрачные и сбалансированные правила, которые учитывают интересы всех сторон. Это и есть точка соприкосновения — вместе с коллегами по рынку мы заинтересованы в том, чтобы новое регулирование создало условия для развития платформенной экономики и тех, кто в ней занят, а это — сотни тысяч бизнесов и миллионы людей.

— Весной был отменен мораторий на антимонопольные проверки маркетплейсов. Как это отразится на работе компании?

— На самом деле вывод антимонопольных проверок из-под моратория — это способ мягкого регулирования рынка. И я в этом вижу плюсы. Компании могут быстро перестроить свои практики, опираясь на мнение ФАС, и от этого выигрывают все — и бизнес, и рынок. Я уверена, что благодаря этому мы сможем избежать чрезмерного регулирования отрасли.

— Как раз в начале апреля ФАС выдала Wildberries предупреждение из-за ряда практик в работе с продавцами.

— Чтобы исполнить предупреждение ФАС, мы значительно улучшили условия сотрудничества для продавцов. Мы уже видим позитивную реакцию наших партнеров-продавцов, которые положительно восприняли эти изменения. Отчет об исполнении предупреждения мы отправили в антимонопольную службу и ждем ее решения.

— С апреля прекратил действие повышенный порог беспошлинного ввоза товаров в Россию, который при покупках в зарубежных онлайн-магазинах составлял €1 тыс. Как вы оцениваете эти изменения, они пойдут во благо или во вред российскому рынку онлайн-торговли и самой Wildberries?

— Очевидно, что пошлина в размере 15% за товар, стоимость которого превышает €200, — ощутимая сумма для многих покупателей. И здесь дело не в том, что объемы продаж онлайн-ретейлеров или маркетплейсов могут уменьшиться, а в том, что, скорее всего, сократится товарный ассортимент для покупателей из России. Например, из продажи могут пропасть товары, которые можно заказать только через каналы электронной торговли, — та же бытовая техника.

Мы сейчас активно развиваем прямые продажи из Китая и других стран и видим, что импорт из-за границы стабильно растет. Покупатели чаще всего заказывают товары для дома, ремонта и авто, одежду и обувь, электронику. Порог беспошлинного ввоза товаров в €1 тыс. позволял российским покупателям приобретать основные категории недорогой продукции для личного пользования и при этом помогал не допустить роста цен.

— Сейчас курсы валют по отношению к рублю относительно стабильны, однако в прошлые годы произошло существенное снижение курса рубля. Влияет ли ослабление рубля на бизнес компании?

— Основной объем нашего бизнеса сосредоточен в России, расчеты идут в рублях. В этой части колебания валютных курсов не представляют для нас существенных рисков. Однако ослабление курсов валют потенциально может повлечь за собой увеличение наших затрат при выходе на новые рынки.

— В январе на складе компании в Санкт-Петербурге произошел крупный пожар. Какую сумму компенсаций Wildberries уже выплатила пострадавшим продавцам?

— Я не могу озвучить сумму выплаченных компенсаций, так как выплаты еще идут, но скажу, что 90% продавцов уже получили выплаты — частичные или полные. Каждому селлеру мы предоставили отчет о компенсации ущерба и предложили индивидуальный график выплат. Большинство с графиками согласилось. Кому-то мы выплатили всю сумму за несколько недель, кому-то продолжаем перечислять средства и сейчас. Оставшиеся выплаты — еженедельные, каждый понедельник уходит новый транш.

— Создается впечатление, что Wildberries попала в полосу пожаров: недавно горел склад в Алма-Ате. Что там произошло?

— Надеюсь, это все-таки не полоса. Склад — это сложный объект, к которому выдвигается очень много требований, нужно соблюдать все нормы. Все элементы должны в нем действовать слаженно. Каждый логоцентр — будь то склад или сортировочный центр — у нас тонко настроен, и таких объектов — более 80. При таких масштабах и при таком объеме процессов на складских объектах подобные происшествия — это хотя и трагичные, но все-таки немногочисленные ситуации.

После пожара в Шушарах мы кратно повысили нормы пожарной безопасности на всех объектах. Например, организовали посты пожарных бригад из специально обученных сотрудников, в них работают в том числе бывшие сотрудники МЧС. Мы регулярно проводим собственные проверки. Сейчас те меры, которые мы принимаем для предупреждения пожароопасных ситуаций, превышают регуляторные нормативы и требования надзорных органов.

Что касается ситуации в Алма-Ате, благодаря действиям пожарных там возгорание удалось ликвидировать в течение получаса. К счастью, пострадавших не было.

— Чтобы закончить на мажорной ноте — несколько небольших вопросов. Какую альтернативу слову "маркетплейс" вы могли бы предложить?

— Наверное, подойдет "электронная площадка" или "онлайн-платформа". При выборе альтернативы нужно обращаться к сути маркетплейса. Ведь что это такое? Это платформа, которая объединяет продавцов и покупателей, где они могут купить товары и услуги. Но вообще "маркетплейс" — вполне уже понятное, русифицированное слово.

— Какие самые необычные покупки на Wildberries вы можете выделить? 

— На эту тему можно сделать отдельное интервью. Интересных и необычных товаров у нас очень много. Совсем недавно мы запустили продажу автомобилей на площадке. Еще пять лет назад кто бы мог подумать, что можно будет купить себе машину, сидя дома? Еще есть лодки и мотоциклы, можно купить мечту всех советских мальчишек — мотоцикл "Ява". Но если брать что-то совсем необычное, я бы выделила поводок для попугаев или абсолютно белый кубик Рубика.

— На ваш взгляд, будет ли когда-нибудь в России женщина-президент?

— В Конституции зафиксировано равенство мужчины и женщины. При выборе главы государства определяющими должны быть такие требования, как, например, компетентность и порядочность, а не гендерный принцип. Однако в итоге, конечно, на выбор влияет множество факторов, включая культурные традиции или общественное мнение. Поэтому мне кажется, если у женщин будет серьезная роль и широкая поддержка в обществе, то и возможность появления женщины-президента в России может быть реальной.