7 июня, 07:30
Интервью
ПМЭФ

Глава РОСИЗО: российские музеи в меньшей степени ощущают уход западных коллег

Ольга Галактионова. Пресс-служба РОСИЗО
Ольга Галактионова

Главному оператору музейного дела в России — центру "РОСИЗО" в этом году исполняется 65 лет. РОСИЗО координирует выставки отечественных музеев внутри страны и за рубежом, а также обладает собственной уникальной коллекцией живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, графики и советского плаката. Выпускница ГИТИСа, человек культуры и искусства, генеральный директор центра Ольга Галактионова рассказала в интервью ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме, как на работе центра отразился уход западных партнеров, поделилась мнением о современных художниках и объяснила свое отношение к пропаганде в искусстве и прошлому.

— Ольга Николаевна, расскажите, пожалуйста, как сейчас существует РОСИЗО как основной оператор музейного дела?

— Если проводить промежуточные итоги, за три года у нас прошло 100 выставок. Даже цифра красивая, как мне кажется. Одно из главных достижений — это, конечно, первая Национальная премия в области музейного дела им. Д.С. Лихачева за очень важный и дорогой нам проект "ДК СССР", который был представлен в прошлом году в Центральном выставочном зале "Манеж". Во-первых, приятно получить национальную премию. Во-вторых, хотя, наверное, в-главных, это оценка коллег, музейщиков. Когда объявили победителей "Выставочного проекта" года, реакция в зале говорила сама за себя. Это было невероятно волнительно и ценно.

— Почему, по вашему мнению, вы одержали победу именно с этим проектом?

— Вы знаете, "ДК СССР" был по-настоящему масштабным проектом. Впервые на одной площадке было собрано более 700 экспонатов из 40 ведущих музеев, организаций, архивов и частных собраний, посвященных культуре советского периода. Это была большая работа, которую мы делали вместе с несколькими институциями: ЦВЗ "Манеж", Государственным Русским музеем, Государственной Третьяковской галереей, Музейным объединением "Музей Москвы", "Москино", Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры им. А.В. Щусева и другими.

Это была первая серьезная попытка осмысления именно культурного наследия советского периода. И он действительно был межмузейным, по-честному. И что важно — он был очень красивым и очень сложносочиненным. Без претензии, с любовью к зрителю. Мы пытались соблюдать этот баланс глубины исследования искусства и интереса для зрителя. Мне кажется это очень важным — не уходить в претензию, не уходить в умствования, а все-таки привлекать зрителя. Это был тот момент, когда ни один музей, ни один участник проекта нам не отказал.

— Такие отказы коллег часто случаются на практике?

— Бывало. Сейчас, должна сказать, этого намного меньше. У нас была дискуссия с коллегами на "Интермузее" (московский фестиваль, в рамках которого проходит форум для профессионалов музейного дела — прим. ТАСС). Безусловно, есть сложность технического характера в выдаче предметов, потому что зачастую музейные хранители не могут выполнить большую выдачу физически. К сожалению, специалистов не так много. Хранители — профессия редкая, специалисты в дефиците.

Прежде бывали моменты, когда музеи не давали предметы из своих коллекций, объясняя это не самыми убедительными причинами. Но это уходит. И мне кажется, что "ДК СССР" в этом смысле оказался каким-то прорывным проектом. Все музеи с готовностью участвовали в этом межмузейном проекте.

— Чувствовалось, что музейщики сплотились?

— Да. Музейное сообщество у нас дружное, сплоченное и очень друг друга поддерживающее. У нас команда.

— Справедливо ли говорить о том, что после потери взаимодействия с некоторыми зарубежными институциями коллеги сплотились? Как сейчас себя чувствуете в отсутствие западных коллег?

— Я не могу сказать, что это сильно повлияло. Понятно, что в силу ситуации люди в принципе стали сплоченнее. Мне кажется, это не связано с профессиональным сообществом, это просто человеческая реакция.

Что касается ухода западных партнеров. Недавно разговаривали с коллегами о том, что, наверное, в чем-то это чувствуется. Но я не могу сказать, что на нашей работе это сильно отражается. Здесь, скорее, большая потеря для музейного мирового сообщества, к которому мы себя относим, те самые санкции. Емкость нашего рынка для Запада огромна, в том числе музейная. А это оборудование, которое нужно реализовывать. Также емкость антикварного рынка. Очень многие процессы встали, которые, мы, кстати, в меньшей степени ощущаем, чем наши западные партнеры. Здесь банально вопросы экономики, вопросы обмена. Есть какие-то вопросы скорее технического характера. 

Давайте будем реалистами — в Париже последний выставочный хит был нашим. Не нужно это сбрасывать со счетов
Ольга Галактионова

Мы ведь видим рост популярности выставок как вида досуга: сейчас период интереса аудитории именно к выставочным проектам. Так что уход западных партнеров в нашем деле не так заметен. Все это казалось очень страшным и пугало поначалу. Но мы прекрасно понимаем: ничего не остановилось. Жизнь не рухнула ни в бытовом смысле, ни в профессиональном. Да и теперь больше возможностей работы не только с западными, но и с восточными коллегами.

— Есть ли какое-то переориентирование на восточное направление? В частности, Михаил Ефимович Швыдкой говорил, что планируем проекты и в Китае, и, может быть, в странах Залива.

— Пока мы работаем в этом направлении. О конкретных проектах еще не договорились. Но у нас идет активное взаимодействие. Это, конечно, невероятно интересный рынок культуры и искусства. Мы со своей стороны плотно работаем с Беларусью. С ними работаем всегда плотно и активно. Мы (РОСИЗО) являемся непосредственным оператором межмузейного взаимодействия России и Беларуси.

Я очень люблю Беларусь, очень люблю Минск, Брест. Первая ласточка нашего взаимодействия — это выставка "Бессмертие подвига. К 80-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков", которую мы сделали совместно с Мемориальным комплексом "Брестская крепость-герой". Выставка интересная, большая, важная.

Будем работать и дальше. Я думаю, что будут привлечены средства обоих государств для совместных проектов. В этом есть заинтересованность и у нас, и у коллег. Мы за последние лет 20–25 как-то слишком акцентировали внимание на сотрудничестве с западными партнерами. Некоторые ограничения этого взаимодействия нам идут только на пользу, потому что все мы за многополярный мир. Интересно взаимодействовать не только с Западом, но и с Востоком. Для нас это еще и более продуктивно.

 — Можно ли сказать, что коллеги из Беларуси более активны?

— Да, коллеги очень активны. У меня вообще есть теория, что лучшие труженики — это, конечно, белорусы. Они очень ответственные, очень структурные. Во всем. Это касается всего рынка. Они активно и с интересом взаимодействуют. И всегда отзывчивы. Когда делаешь совместные проекты, особенно с соседями — не важно, запад, восток, север, юг, — важно взаимопонимание. В любом проекте всегда есть какие-то шероховатости, проблемы. Взаимодействие с белорусами очень контактное, компромиссное и очень понимающее.

— Как обстоят дела с другими странами СНГ?

— С СНГ у нас помимо Беларуси в планах есть сотрудничество с Узбекистаном. Надеюсь, что будет сотрудничество с Казахстаном.

— А что с новыми регионами?

— Мы активно работаем с новыми регионами. Совместно с Колледжем кино и телевидения им. А.А. Ханжонкова в городе Шахтерске Донецкой Народной Республики сделали Музей кино. Он получился хорошим и красивым. Это стало точкой притяжения в Шахтерске. Его очень любят дети, жители города. Думаю, это не последний наш опыт с Шахтерским киноколледжем.

Мы также планируем открытие детских центров в новых регионах. Над этим активно работаем сейчас. Видно, как регионы меняются, что очень радует
Ольга Галактионова

Кроме того, делаем проект "Единая модель продвижения музеев". Он существует уже третий год. На прошедшей в марте сессии как раз обсудили работу с новыми регионами. Мы только сейчас начинаем выстраивать систему взаимодействия с коллегами в новых регионах. Искусство искусством, но есть технические вещи, которые очень важны и нужны в совместной работе. Сейчас выстраиваем рабочие процессы. С большой радостью и коллегиальностью. Работы много.

Для нас также очень важна проектная работа. "Единая модель продвижения музеев" для музейщиков страны — это абсолютно прикладные сессии, на которых мы обсуждаем инструменты продвижения — все, от работы с документами, с пожарной безопасностью до маркетинга. Два раза в год проводим сессии в Истре совместно с нашими партнерами — музеем "Новый Иерусалим". Это уже такая традиция, слет.

Межмузейное сотрудничество очень активное. Есть здоровая конкуренция, и это естественно, нормально. Но есть абсолютная коллегиальность и понимание проектов друг друга, планов, проблем. На выставке "ДК СССР" было 13 кураторов — по сути 13 выставок в одной. И то, с какой готовностью люди работали в этой ситуации, поражало.

Мы три года назад сформулировали, что мы держимся на трех "М": межмузейность, междисциплинарность и межведомственность. Мы придерживаемся этой концепции, и вроде бы получается
Ольга Галактионова

— Что все-таки делает институция для того, чтоб оставаться на международном уровне, чтобы его поддерживать?

— Во-первых, у РОСИЗО есть профессиональный навык, опыт взаимодействия. Во-вторых, вся наша работа направлена не только специально на международное взаимодействие. Мы, прежде всего, стараемся делать свою работу хорошо и интересно. Исторически имя РОСИЗО — это всегда гарантия профессиональной операторской работы. Все знают, что если РОСИЗО выступает оператором, то это некая гарантия. В этом смысле очень важно сохранять уровень работы.

— То есть нужно сохранять репутацию?

— Сохранять репутацию, работать в этом направлении. Я считаю своей главной задачей как руководителя — наращивать репутацию РОСИЗО и собирать очень крепкую команду профессионалов.

— Что больше всего в этой позиции нравится?

— Мне в моей работе больше всего нравятся возможности делать интересные и важные проекты и — простите за банальность формулировки, но не сути — сеять разумное, доброе, вечное. Когда я выходила на позицию руководителя РОСИЗО, у меня было абсолютное понимание, что пришло время "Родине послужить" (С). Хочется делать что-то хорошее, приносить пользу. Если мы делаем такие проекты, как "ДК СССР", "17/37. Советская скульптура. Взлет", "Павел Филонов. Художник Мирóвого расцвета", и видим отклик, — это самое важное и интересное, мне кажется.

— У РОСИЗО очень много проектов с такой ретроспективой, а что с современными художниками? Как с ними работает институция? Я помню потрясающую выставку прошлого лета, Франциско Инфанте. Как тут выстроен диалог?

— Исторически мы назывались "Росизопропаганда". Я настаиваю, что та негативная коннотация этого слова, которая появилась в последние несколько лет, незаслуженная. В советский период наблюдалась вершина достижения именно в работе пропаганды культуры и искусства. На самом деле, наши последние работы действительно, как вы правильно заметили, — это такое ретроспективное обращение. Не только как использование интересного материала, но и как обучение азам и понимание инструментов. Конечно, мы не собираемся топтаться только в прошлом. Эти проекты мы делаем для того, чтобы смотреть в будущее и работать с современными художниками.

К сожалению, сейчас художников такого уровня, как Франциско Инфанте, — будем реалистами — не так много. У нас была выставка Егора Острова, замечательного современного художника, Ивана Лубенникова, Натальи Нестеровой. Мы смотрим в эту сторону и активно работаем. Сейчас у нас был проект с взаимодействием с Союзом художников России. Как мне кажется, надо задаться целью воспитывать их и давать возможность. Франциско Инфанте — это все-таки уже живой классик. Человек, достигший всего. Мы смотрим в будущее. Проведя несколько больших исследовательских работ, мы двигаемся и в сторону современных художников. Стараемся их искать, с ними взаимодействовать.

— Воспитывать художников. А что с молодежью в этом смысле?

— Мы сейчас планируем с Фондом развития современного искусства совместный проект "Кинопропаганда", этот проект мы подали на конкурс Института развития интернета и ждем результатов. Наши любимые фильмы — "Москва слезам не верит", "Любовь и голуби", "Маленькая Вера" — это все был госзаказ, который направлен на то, чтобы люди шли работать на заводы, чтобы поднималась привлекательность деревни и так далее. "Маленькая Вера" была снята в конце алкогольной кампании. Это пропаганда без пропаганды. Хочется достичь этого уровня во всем. Должно быть ощущение гордости. Не просто с каким-то лозунгом. Этот лозунг должен прийти сам в сознание человека. Мне кажется, очень важно этому научиться. Мы во многом направлены на просвещение молодежи, потому что, к сожалению, культурный фон молодых людей в связи с большим количеством гаджетов сильно хромает.

— Чего уже удалось достичь в работе? Какие планы еще остались?

— Мне хочется думать, что наши достижения видны всем. Всего в 2024 году мы планируем реализовать 45 проектов — 21 выставку и 24 мероприятия. Помимо больших выставочных проектов это выставка к 100-летию Кукрыниксов, ее планируем осенью в Манеже. Планируем большую выставку монументального искусства. Выставку в Нижнем Новгороде к юбилею Сергея Конёнкова. Летом откроется выставка к 100-летию Татьяны Лиозновой. У нас каждый год проходят выставки к юбилею тех или иных кинодеятелей. В позапрошлом году — Андрей Тарковский, в прошлом году — Марк Анатольевич Захаров. Есть уже планы на будущий год. Планируем совместный проект с коллегами из Росатома к 80-летию атомной отрасли. Пока не знаем, на какой площадке.

— РОСИЗО — одна из немногих институций, которая проводит собственный фестиваль киноискусства. Расскажите, пожалуйста, про Всероссийский конкурс видео-арта "Миры Тарковского".

— Фестиваль родился в год 90-летия Андрея Тарковского. Его задача — опять-таки современное искусство. РОСИЗО обладает медиатекой, и ее нужно пополнять произведениями видео-арта. Мы ищем новые имена, новые лица, новые таланты. В этом году конкурс будет проходить совместно с фестивалем "Зеркало" в Иваново, где и планируется награждение победителей. Лауреаты будут участвовать в создании контента для фестиваля короткого метра в Калининграде "Короче".

— Случается ли открывать какие-то новые имена?

— Открываются, есть талантливые люди. Есть другой момент: этот конкурс не только для профессионалов. Иногда, смотришь, талантливый человек, а у него просто это как-то родилось, получилось, и он, в принципе, не собирается в этом направлении строить свою жизнь. А это очень жаль. Есть очень талантливые работы.

Я считаю, что амбиции — это хорошо. Но сейчас амбициозных людей стало мало. И меня это — и как руководителя, и как представителя культуры и искусства — очень расстраивает. Хорошие здоровые амбиции — это такой двигатель. К сожалению, нам досталась в наследство от запрещенных соцсетей некая флегматичность вместе с "потоками", псевдопсихологией и каким-то оправданием собственного безделья. Это очень бы хотелось развернуть и заняться пропагандой того, что работать важно, можно, нужно и интереснее, чем быть в "потоке" и в "ресурсе" всегда.

— Как изменилась публика РОСИЗО за это время?

— В силу того, что мы не совсем музей, у нас разнонаправленные проекты. И публика тоже разная. Разный возраст, разные интересы. Наша публика ориентирована на проект. Есть Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИИ им. Пушкина и др. У них понятная аудитория. А у нас сегодня картины Филонова, завтра — артефакты из Брестской крепости, послезавтра — искусство Кукрыниксов и рассказ о творчестве Лиозновой. Естественно, аудитория у нас очень разная и очень широкая. Нам важно быть интересными. Не хочется работать в пустоту, нужно ведь след какой-то оставить.

Очень важно делать большие выставочные проекты. Буквально вчера мы утверждали план на 2025 год. И он мне очень нравится.

У нас в РОСИЗО собралась очень хорошая команда. И мне важно не давать ей скучать. Когда людям скучно, неинтересно, это все превращается в радиоактивные отходы. Мы этого не можем допустить. 

Теги:
ПМЭФ