Первый заместитель министра экономического развития России Илья Торосов в интервью ТАСС на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) рассказал о наиболее приоритетных отраслях российской экономики, нуждающихся в инвестировании, механизмах защиты российского бизнеса и деофшоризации экономики.
— Какие отрасли сейчас могут быть наиболее приоритетными в контексте реализации проектов с дополнительным финансированием из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ)? Ведется ли уже конкретная работа по проектам и на какой они стадии обсуждения?
— Сейчас крайне важно запускать проекты, направленные на ускорение экономического роста и повышение технологического суверенитета нашей страны. Именно такие проекты наиболее приоритетны для финансирования из средств ФНБ. В частности, по решению президента, 300 млрд рублей из ФНБ в 2025 году будет выделено на проект высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Проект позволит создать транспортную инфраструктуру мирового уровня, дать импульс развитию транспортного машиностроения, а также высвободить действующую инфраструктуру под грузовое движение. Сейчас ведется работа по включению проекта ВСМ в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, финансируемых из средств ФНБ.
— Один из механизмов защиты российского бизнеса — это деофшоризация экономики. Считаете ли вы достаточными на сегодняшний день существующие условия для переезда компаний в российскую юрисдикцию? Какие перспективы расширения возможностей российской юрисдикции для привлечения инвестиций, а также расширения корпоративного инструментария в специальных административных районах (САР, в обиходе известные как "русские офшоры")?
— Мы видим высокую востребованность процесса переезда компаний в российскую юрисдикцию. Только с начала 2024 года в САРах зарегистрировалось более 90 новых участников. Сейчас в САР уже 418 резидентов. Это 410 международных компаний, два международных общественно-полезных фонда, шесть международных личных фондов. Ожидаем, что к концу 2024 года количество участников в САР достигнет 500. В 2023 году для реализации послания президента по ускорению процесса деофшоризации экономики удалось реализовать ряд важных законодательных инициатив. В рамках донастройки режима САР создан новый инструментарий перевода активов бизнеса в российскую юрисдикцию — инкорпорация международных компаний на территорию САР. Речь идет не о переезде, а о создании международной компании с передачей ей от иностранной компании активов балансовой стоимостью не менее 800 млн рублей. На данный момент зарегистрирована первая компания в порядке инкорпорации в САР.
Мы также упростили порядок регистрации в САР международных фондов и продлили до 1 июля 2024 года такой порядок для международных компаний.
Кроме того, с декабря 2023 года введена возможность продления срока исключения из иностранного реестра иностранной компании при переезде в САР. Этот срок (два года) может быть увеличен еще на год по решению правительственной комиссии по иностранным инвестициям.
Есть иностранные компании с "российскими корнями", которые не могут принять решение о переезде в САР. Для таких компаний создали механизм "спрямления" владения на акции (доли) в экономически значимых российских организациях (ЭЗО). Это механизм передачи прав от иностранной холдинговой компании (ИХК) к косвенным участникам ЭЗО.
ЭЗО — российское общество (АО или ООО), которое имеет существенное значение для обеспечения экономического суверенитета и экономической безопасности России. Перечень ЭЗО утверждает правительство РФ по предложению отраслевого федерального органа исполнительной власти. Все предложения отраслевых ФОИВов при этом направляются централизованно в Минэкономразвития России. Сейчас перечень состоит из шести ЭЗО. Это контролирующие компании Альфа-банка, Альфа-страхования, X5 Group, угледобывающей компании "Разрез Аршановский", производителя минеральных удобрений "Акрон", гипермаркетов "Азбука Вкуса". В ближайшее время перечень может дополниться еще тремя компаниями, такой проект распоряжения уже представлен Минэкономразвития России в правительство. Еще одна компания сейчас находится на рассмотрении в Минэкономразвития России.
Мы планируем и дальше развивать институт САР. Для многих компаний остаются актуальными сложности в получении за рубежом необходимых документов для переезда в Россию. С учетом востребованности "упрощенного" порядка переезда в САР планируется его продление до 31 декабря 2025 года. Подготовлен законопроект и уже представлен Минэкономразвития России в правительство. Кроме того, планируем предоставить возможность переезда в Россию более молодых компаний, созданных после 1 марта 2022 года.
Также для повышения доступности использования международных личных фондов планируем снижение минимального объема вносимого имущества в фонд до 500 млн рублей (сейчас 5 млрд рублей).
— Министерство экономического развития предлагает дополнить таксономию технологического суверенитета и список проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации (ТСиСА) новыми направлениями и критериями. Расскажите подробнее об этих проектах.
— Основная идея разработки таксономии — создать дополнительные стимулы для финансирующих организаций кредитовать именно те проекты, в которых заинтересовано государство и которые способствуют росту производства инновационной продукции и освоению современных технологий по критически важным направлениям, замещению поставок зарубежных материалов, комплектующих и оборудования в сфере высоких технологий продукцией российского производства, а также переориентации транспортно-логистических потоков на южные и восточные направления.
В таксономию проектов техсуверенитета планируется включить направления, предусматривающие строительство электростанций при условии использования российских турбин и комплектующих — они должны составлять более 60% в структуре инвестиций в проект; обустройство и развитие новых месторождений редкоземельных металлов; "зеленые" проекты в промышленности высоких переделов, энергетике и отрасли обращения с отходами; производство композитных материалов, оборудования для СПГ, оборудования для возобновляемой, водородной и атомной энергетики.
В таксономию проектов структурной адаптации экономики планируется включить направления по созданию круглогодичных курортов на Балтийском, Азовском, Черном, Каспийском и Японском морях, на озере Байкал, инфраструктуры для развития туристической отрасли, а также проекты развития Северного морского пути до 2035 года.
— Минэкономразвития разработало законопроекты об изменении регулирования личных фондов — аналога западных частных фондов и трастов. Власти хотят освободить эти структуры от проверок и отчетности перед Минюстом и разрешить им инвестиции в высокодоходные ценные бумаги. Какие вы видите перспективы развития этого инструмента в нашей стране?
— Минэкономразвития предлагает комплексное реформирование режима личных фондов. Нами подготовлены и представлены в правительство два законопроекта, которыми предусматривается исключение этапа по принятию Минюстом решения о государственной регистрации личных фондов, проведение нотариусом правовой экспертизы учредительных документов и решения об учреждении личного фонда, а также подача заявления о регистрации личного фонда в ФНС, исключение надзора за личными фондами в качестве некоммерческих организаций, освобождение от ежегодных отчетов, отказ от внеплановых проверок и др.
В настоящее время зарегистрировано всего 36 личных фондов, из них шесть — это международные личные фонды. Личный фонд выступает продолжением деятельности своего учредителя. Существующее сейчас регулирование имеет недостатки — это длительность процедуры регистрации личных фондов, избыточные контроль и отчетность.
— Про инвестиции. Правительство уделяет очень много внимания созданию набора инструментов поддержки инвестиционной активности. Минэкономразвития в этой части также совершенствует и расширяет механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП). Расскажите о новых отраслях, в которых может быть использован такой механизм ГЧП.
— ГЧП — эффективный инструмент, к которому растет интерес со стороны бизнеса. Объем инвестиций по концессионным соглашениям и ГЧП в 2023 году составил 955 млрд рублей. Это новый рекорд, на 31 млрд рублей превышающий аналогичный показатель 2022 года. Минэкономразвития как регулятор постоянно совершенствует сферу ГЧП. Мы расширяем механизм ГЧП на космическую отрасль, на создание спутников и наземной инфраструктуры для их обслуживания. Это позволит в рамках ГЧП реализовать такие проекты, как внедрение спутникового интернета на территории РФ и обеспечение дистанционного зондирования Земли для проведения в том числе климатических наблюдений. Соответствующий законопроект подготовлен Минэкономразвития совместно с Советом Федерации и 28 мая был принят в первом чтении депутатами Государственной думы. Распространяем механизм соглашений о ГЧП на реализацию проектов по реконструкции частных промышленных предприятий и созданию новых промышленных объектов на частной земле в критически важных с точки зрения техсуверенитета отраслях промышленности.
— Какие в целом сейчас новые законодательные инициативы поддержки инвестиционной активности прорабатывает Минэкономразвития?
— В целях обеспечения прироста инвестиций в основной капитал расширяем работу программы "Фабрика проектного финансирования", с помощью которой в приоритетных отраслях экономики обеспечена поддержка 31 крупного проекта общей стоимостью более 2 трлн рублей, шесть из которых уже введены в эксплуатацию и успешно функционируют. Дополнительно одобрены для участия в программе еще девять проектов стоимостью 1,8 трлн рублей, на рассмотрении находится еще 60 проектов стоимостью около 15 трлн рублей.
— Вы в прошлом году говорили, что в ведомстве изучается вопрос о возможном введении права на забвение при банкротстве граждан. К чему в итоге пришли в министерстве, будет ли реализована инициатива?
— Мы стараемся улучшить процедуры банкротства граждан, наблюдаем за их применением, отслеживаем необходимость донастройки процедуры. Вопрос о праве на забвение прорабатывается. В следующем году будет 10 лет с даты начала работы потребительского банкротства. Напомню, оно заработало с 1 октября 2015 года.
В 2026 году закончится максимальный 10-летний срок установленных законом последствий для граждан, которые в числе первых завершили процедуру банкротства. И мы полагаем, что как раз после истечения этого срока данные о прохождении гражданином процедуры банкротства могут закрываться.
— Планируете ли вы еще какие-то новации в процедуре банкротства граждан или пока нет?
— В части внесудебного банкротства в ближайшее время не планируем менять критерии для прохождения этой процедуры. Активно работаем над изменением механизма процедуры при обмене данными о гражданах между госорганами. Необходимо свести к минимуму количество документов, которые должен принести в МФЦ гражданин для начала внесудебного банкротства. В будущем настроим взаимодействие между госорганами по обмену необходимыми сведениями в электронном виде. К этому обмену должны будут подключиться банки, которые тоже могут подтверждать соответствие граждан условиям внесудебного банкротства. Но возможность принести бумажную справку или выписку у граждан останется, если им так комфортнее.