10 июня, 11:00
Интервью
ПМЭФ

Президент Зимбабве: Африка поднимается и скоро "зарычит, как лев"

Эммерсон Мнангагва. Владимир Смирнов/ ТАСС
Эммерсон Мнангагва
Эммерсон Мнангагва — о желании его страны вступить в БРИКС и о том, за что на континенте любят президента России Владимира Путина

Президент Зимбабве Эммерсон Мнангагва в специальном интервью ТАСС на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) сообщил о желании его страны вступить в БРИКС, рассказал, за что на континенте любят президента России Владимира Путина, и отметил, что Африка больше не спящий гигант и скоро "зарычит, как лев".

— Ваше превосходительство, это честь иметь возможность поговорить с вами. Для меня это интервью имеет и большое личное измерение. В четверг я вернулся из Африки, где в пресс-пуле главы МИД РФ Сергея Лаврова посетил четыре страны. Всего за два года я был в 11 африканских государствах и своими глазами видел, что Африка растет, где-то даже наблюдается взрывной рост. Почему это стало возможно и какова роль России в этом процессе?

— Я рад, что вы признаете, что Африка растет. У Африки есть ресурсы, чтобы быть независимой, чтобы обновляться, внедрять технологии. При этом Африке нужны навыки и мировой капитал, чтобы помочь ей сделать скачок в модернизации и экономическом росте. Конечно, разные африканские страны развиваются с разной скоростью. Но в конце концов, вы можете видеть, что Африка - больше не спящий гигант. Онаподнимается. Она зарычит, как лев, и маленькие бесхребетные государства испугаются.

— Мы в России говорим, что после десятилетий возвращаемся в Африку. Чувствуете ли вы это?

— Да. Думаю, это чувствуют многие страны, в особенности в отношении политики Владимира Путина. Мы в Зимбабве очень рады и солидаризируемся с внешней политикой президента Путина. У него нет намерения доминировать над какими-либо странами - маленькими, большими, развитыми или менее развитыми. Он всех их одинаково уважает, и за это мы его любим.

— Вы встречались с Путиным здесь, участвовали в пленарной сессии ПМЭФ. Какие главные выводы вы можете сделать из своего визита в Санкт-Петербург и что было главным на встрече с Путиным?

— Мы встречались один-на-один с президентом России и, конечно, обсуждали отношения между Москвой и Хараре. Я обратился к президенту России с тезисом о том, что есть много сфер, в которых мы можем сотрудничать, особенно в Зимбабве. В отношении сельского хозяйства нам нужна дальнейшая механизация, и у России есть мощности, чтобы поддерживать нас в этой области.

Во-вторых, в нашем регионе распространены засухи. Нам надо строить больше дамб, чтобы вне зависимости от засух у нас было достаточно ресурсов для полива, чтобы обеспечивать себя произведенной в стране едой. А чтобы это делать, нам также нужны удобрения.

Я проинформировал президента Путина, что на последнем саммите Африканского союза Зимбабве было выбрано лидером африканских стран в области удобрений (в республике располагается Африканский центр разработки удобрений, Афросоюз принял решение обновить его и расширить мощности - прим. ТАСС). В связи с этим мы хотим сотрудничать с Москвой, чтобы стать жизнеспособным африканским центром по удобрениям.

— Верно ли я понял, что вы будете главной страной по дистрибьюции удобрений в Африке?

— Нет, я имею в виду, что каждая из африканских стран была назначена лидером в том или ином аспекте сельского хозяйства или экономики Африки. Вот Зимбабве было выбрано таковым по удобрениям. Поэтому мы хотим сотрудничать с РФ, потому что у России есть подходящие технологии и ресурсы в области удобрений.

Я обсудил это с президентом Путиным, и он желает помочь нам выполнить свою роль.

— В Зимбабве на безвозмездной основе была осуществлена поставка российского зерна и удобрений. Ожидаете ли вы дальнейших таких поставок?

— Действительно, мы получили и зерно, и удобрения из России. Мы очень благодарны за это, и в результате этой поставки у нас будет невероятный урожай, потому что у нас достаточно удобрений. Но нам нужны будут еще поставки, и Россия дает нам более низкие цены и удобные способы платежа, чем где бы то ни было. Так что мы довольны имеющимися договоренностями и возможностями.

— Чтобы две страны и два народа лучше понимали друг друга, им важно путешествовать друг к другу, видеться. Заинтересовано ли Зимбабве в прямом авиасообщении с Россией и возможно ли здесь достичь договоренностей?

— Знаете, в данном случае это как взаимодействие большого брата и маленького. У РФ есть возможности летать в Зимбабве, у нас нет: нет таких самолетов. Но если говорить концептуально и о политике - это то, чем я занимаюсь.

Процесс идет, но нужно изучить, имеет ли это смысл с экономической точки зрения. Потому что начинать полеты, не имея экономического обоснования, не получится. Но установить авиасообщение было бы очень полезно.

— Россия и Зимбабве также ведут военно-техническое сотрудничество. Каким вы видите его будущее?

— На самом деле, главными областями нашего сотрудничества являются наука и технологии. Вот область, которую мы развиваем, не военное сотрудничество, но научную и технологическую кооперацию. Мы отправляем наших студентов в Россию, чтобы изучать эти сферы, и очень довольны этим сотрудничеством.

— Передача технологий имеет большое значение для большинства африканских стран. Какие российские технологии наиболее интересны и значимы для Зимбабве сегодня?

— Развитые страны, включая РФ, строились на основе развития науки. Так что если Зимбабве хочет развиваться, нам надо продвигать науку и технологии. Во всех наших начинаниях надо продвигать науку и технологии - в сельском хозяйстве, экономике, образовании, инновациях. Мы хотим развиваться.

Нам не нужно изобретать колесо, но нам надо совершить скачок в развитии Зимбабве на основании того, что другие страны уже проходили, и нам надо только внедрить такие технологии в наши собственные условия.

— Планируете ли вы отправлять больше студентов в Россию?

— У нас уже учатся здесь сотни студентов, и большинство из них в технической области. Мы хотим, чтобы полученные здесь знания они привозили обратно в Зимбабве. Конечно, у нас есть студенты и в других странах, потому что наука и технологии - это опора развития.

— Насколько я знаю, Зимбабве заинтересовано во вступлении в БРИКС. Обсуждали ли вы эту тему с президентом Путиным?

— Да, я упоминал это на встрече тет-а-тет с президентом Путиным и сказал ему, что уже обсуждал это с моим соседом и братом президентом ЮАР СириломРамапосой. Так что да, я обсуждал это с Путиным, это наше стремление.

— Россия председательствует в БРИКС в этом году. Видите ли вы готовность Москвы поддержать вашу заявку?

— Я бы сказал, что ни одна из стран БРИКС не настроена анти-зимбабвийски, все они очень и очень поддерживают нашу страну. С этим проблемы нет. Это может быть и Индия, и ЮАР, и Бразилия — я комфортно чувствую себя во всех этих странах.