Обладателя Первой международной премии мира имени Льва Николаевича Толстого назовут на Исторической сцене Большого театра 9 сентября, в день рождения классика. Жюри предстоит определить лауреата-миротворца, который борется за права человека, прекращение гонки вооружений и вносит вклад в противодействие угрозе третьей мировой войны.
О том, есть ли сейчас на политической арене фигуры такого масштаба, какие мировые лидеры действуют по принципам, близким автору "Войны и мира", и кто будет участвовать в отборе лауреатов, в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Государственного музея Л.Н. Толстого, праправнук писателя и член жюри премии Владимир Толстой.
— Владимир Ильич, практика вручения премий мира существовала и раньше. В СССР вручали Сталинскую, а затем Ленинскую. Мы, конечно, знаем и Нобелевскую премию мира. Как в этой истории появилось имя Льва Николаевича Толстого?
— Нобелевская премия мира давно стала политизированной и зачастую вручается людям, которые демонстрируют негативное отношение к нашей стране. Если мир сегодня так глобально разделен и имеет полярные точки зрения на вопросы войны и мира, добра и зла, нравственного и безнравственного, то Россия вправе отстаивать свою позицию, ценности и представление о том, какие люди достойно ведут деятельность, направленную на глобальный мир.
Льва Николаевича неоднократно выдвигали на Нобелевскую премию по литературе, но в свое время он отказался от ее получения. В том числе из-за того, что Нобель изобрел динамит, и Толстой считал невозможным для себя принять такую премию. Хотя очевидно — если бы он дал согласие, то, конечно бы, ее получил.
При этом Толстой был на войне — офицером, артиллеристом и защищал русский Севастополь, Крым. Он участвовал в военных событиях на Кавказе, даже в военных операциях вне России — на Дунае в Силистрии. То есть Толстой знал, о чем он говорит и пишет, — это его личный опыт. Он бывал в шаге от гибели и не один раз мог попасть в плен. Он видел смерть, гибель огромного количества людей.
Его "Севастопольские рассказы" — это один из первых таких художественных писательских манифестов, которые потом подхватили и Хемингуэй, и Ремарк, и плеяда представителей честной военной прозы. Он был безжалостным к неправде и милосердным к человеку. И мне бы хотелось, чтобы Толстовская премия руководствовалась подобными критериями.
— В положении указано, что премия в том числе будет присуждаться за противодействие угрозе развязывания третьей мировой войны. Пока предполагается, что лауреат будет один. По силам ли одной личности противостоять таким глобальным процессам?
— Наверное, никакому одному человеку непосильно. Хотя, если говорить о фигурах масштаба самого Льва Толстого или, например, Александра Солженицына — это люди, которые в одиночку могли противостоять огромной силе. Чехов сказал: "Умрет Толстой, все пойдет к черту". Толстой одним своим существованием, страстным высказыванием, казалось бы, не допускал масштабного абсолютного зла. Он сидел в деревне Ясная Поляна, а при этом весь мир знал, что Толстой написал или сказал. Людей такого масштаба не бывает много. Де Голль был такой фигурой, которую тоже слышал весь мир. Такими были Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, в совсем недавнем прошлом — Нельсон Мандела.
Да, сегодня немного обмельчал мир, даже среди политических деятелей. Мы смотрим на лидеров стран и удивляемся. Как целые огромные страны с большой историей и культурой не могут найти харизматичного, сильного, яркого лидера с позитивной повесткой? Это грустно.
Есть много хороших писателей, но опять же нет Льва Толстого, мы не видим в мировой литературе такой фигуры. Объединяются в группу лауреаты Нобелевской премии, чтобы подписать письмо, и то оно не имеет никакого действия. Но мы живем в это время, и все равно должны быть ориентиры.
— Какими критериями будете руководствоваться, чтобы найти такую личность?
— Что касается меня как члена жюри, я буду руководствоваться своими личными представлениями о гуманизме, милосердии, сострадании и тем, что по духу могло бы быть близко Льву Николаевичу. Хотелось бы поддерживать общечеловеческие ценности.
Сегодня довольно многие страны, группы стран, континенты вступают в прямое противостояние России. Но при этом есть Африканский континент, Латинская Америка, азиатские страны, арабские страны Ближнего Востока — многие из них крайне обеспокоены в целом движением мира в состоянии конфликта. К сожалению, люди отстраненно реагируют на разные события, пока они прямо их не коснутся. Мир захватили равнодушие, апатия и эгоизм. Возможно, это защитная реакция и инстинкт самосохранения. Осуждать людей за это, наверное, неправильно, потому что жизнь человека коротка. И каждый мечтает о счастье, мире, благополучии и имеет право на это.
Это такая толстовская, очень важная мысль, что человек рожден для счастья, хотя не у всех это получается. Но Толстой был твердо убежден, что многое зависит и от личной воли человека, его самосознания и самоощущения.
Он писал: "Человеку свойственно стремиться к увеличению. Это может быть увеличение количества рублей, картин, лошадей, чинов, мускулов, знаний, а увеличение одно только нужно: увеличение доброты". В основе конфликтов, которые мы обсуждаем, те же самые понятия, только применимые не к одному человеку, а к целым государствам. Должна быть доброта, обращенная вовне.
— Наше внимание приковано к специальной военной операции на Украине, мир внимательно следит за Израилем и Палестиной. Но когда мы рассуждаем об угрозе третьей мировой войны, взгляд падает явно шире — ведь это далеко не единственные конфликты, которые сейчас происходят в мире.
— Конечно. Например, конфликт на Ближнем Востоке так или иначе затрагивает и соседние страны — в частности, Иран. Непростая история разыгрывается и вокруг Северной и Южной Кореи. Китай, Тайвань и Япония — тоже тлеющий, болезненный конфликт. Свои интересы есть у Турции. Не так давно на острие были Армения и Азербайджан.
К сожалению, в мире сегодня создалась очень турбулентная ситуация, будто просыпаются спящие вулканы. И, наверное, никто не может чувствовать себя абсолютно спокойно и быть уверенным, что какой-то из тлеющих вулканов не проснется.
— А бывали ли другие времена?
— История движется по спирали. Бывали периоды обострения открытых конфликтов, в которых гибло большое количество людей. Бывали недолговечные времена, когда удавалось немного ситуацию сдерживать.
Наверное, можно только мечтать о каком-то благоденствии. Лев Николаевич Толстой, по его собственному признанию, всю жизнь искал зеленую палочку, на которой написан рецепт счастья для всего человечества. И если кто-то найдет эту зеленую палочку, то прекратятся в мире и войны, и недоброжелательные отношения, все люди будут как братья, любить друг друга и действовать на всеобщее благо.
Толстой верил, что такое возможно. Эту диковинную историю ему в детстве рассказал старший брат Николай. По преданию, зеленая палочка была зарыта на территории Ясной Поляны, в Старом Заказе. Кстати, это место, где Толстой завещал себя похоронить. Поэтому и для меня это в каком-то смысле поиск такой зеленой палочки. Пусть это наивно звучит и не очень реалистично сегодня. Но каждый человек должен верить в то, что это в целом достижимо.
— На ком лежит ответственность определить имя лауреата, кто вошел в состав жюри?
— Председатель жюри Валерий Абисалович Гергиев — великий дирижер и человек, авторитетный не только в музыкальном мире. Он возглавляет два наших национальных театра — Мариинский и Большой.
— Определило ли уже жюри пул претендентов на премию?
— Пока это закрытая информация. Но могу сказать, действительно есть довольно яркие лидеры, например на Африканском континенте. Африка все время находится в состоянии войн. Тем временем есть деятели и на Востоке, в Арабских Эмиратах, которые пока держат баланс, это очень важно. Есть такой принцип китайской философии Конфуция, Лао-цзы, и Толстому это было очень близко, — "благо неделания". Похожая мысль есть и в индийской философии — "непротивление насилию". Ей руководствовался Махатма Ганди, который Толстого считал своим учителем, у них была личная переписка.
Ганди из этого выстроил свою большую успешную политику, которая преодолела колониальную зависимость, прекратила реальные массовые убийства. Но это имело и обратную сторону — лидеров Индии, которые шли по этому пути, убивали. Мы и сегодня видим политические убийства или покушения.