Одно из главных культурных событий Москвы — XVI Международный военно-музыкальный фестиваль "Спасская башня" — пройдет с 23 августа по 1 сентября. У стен Кремля выступят около 500 военных музыкантов из восьми ведущих коллективов Минобороны РФ. Северную столицу будет представлять 23-й военный оркестр Ленинградского военного округа (ЛенВО) и Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы. Начальник военно-оркестровой службы ЛенВО подполковник Павел Гернец в интервью ТАСС рассказал о роли фестиваля в жизни военных музыкантов, любимых композициях Владимира Путина и Ким Чен Ына, а также о музыкальных предпочтениях российской аудитории.
— Павел Александрович, фестиваль в этом году станет не первым вашим опытом участия в "Спасской башне". Расскажите о своей истории участия в программе. За что вы цените фестиваль?
— В 2015 году я первый раз принял участие в фестивале в должности начальника Военного образцового оркестра почетного караула. Коллектив является постоянным участником "Спасской башни" и программы "Военные оркестры в парках", которая, к слову, с этого года успешно проводится и в Санкт-Петербурге.
За время совместной работы музыканты и организаторы фестиваля становятся единым целым и поддерживают творческое взаимодействие круглый год.
— После назначения на должность начальника военно-оркестровой службы Западного военного округа в 2021 году вы продолжали принимать участие в фестивале или был перерыв?
— Да, был перерыв, потому что я уехал из Москвы в Санкт-Петербург: служба есть служба. Но я все равно с удовольствием приезжал на "Спасскую башню" как зритель.
— Вам как больше понравилось: выступать или быть зрителем?
— Конечно, участвовать музыканту интереснее, но волшебство фестиваля в том, что и зрители невольно становятся участниками. В едином порыве с оркестрами, аплодируя и подпевая, публика создает себе и музыкантам праздничное настроение.
— Могли бы вспомнить яркие моменты фестиваля? Какое выступление вам запомнилось?
— "Спасская башня" для музыканта — это не только само выступление, но и все, что вокруг этого: палаточный лагерь, где происходит постоянное общение с другими коллективами, с коллегами из других стран. Это и постоянный обмен опытом: каждый коллектив привозит свою уникальную программу, музыкальную и национальную культуру, и это всегда интересно. Одним из наиболее ярких моментов фестиваля я считаю выступление голландского оркестра "Крещендо" в 2018 году. Коллектив выехал на Красную площадь на велосипедах, при этом ярко и слаженно исполняя свою музыкальную программу.
Коллектив из Республики Беларусь всегда радует уровнем подготовленности музыкантов, интересными аранжировками и нестандартным подходом. В целом каждый приезжающий коллектив удивителен по-своему. Мы внимательно смотрим за тенденциями и новыми решениями в нашем деле, чтобы все лучшее, конечно, взять на вооружение.
— Получается, вы возвращаетесь на фестиваль после перерыва. Волнуетесь?
— Наверное, правильнее сказать: не волнуюсь, а предвкушаю.
Не секрет, что фестиваль постоянно собирает огромное количество коллективов из разных стран, желающих выступить, но попасть могут не все. Для нас участие в «Спасской башне» — большое удовольствие и при этом ответственность.
— Расскажите о коллективах, с которыми вы в этом году приедете на "Спасскую башню". И какие задачи сегодня стоят перед вами на сегодняшней должности?
— Мне как начальнику военно-оркестровой службы Ленинградского военного округа поручено организовывать музыкальное сопровождение и руководить сводным военным оркестром при проведении парада войск на Дворцовой площади Санкт-Петербурга 9 мая. Парад войск — это один из самых сложных и при этом интересных воинских ритуалов для военного дирижера.
Кроме того, в России с каждым годом растет количество и увеличивается география военно-музыкальных фестивалей, ряд которых проводится на территории Ленинградского военного округа. География выступлений военных оркестров ЛенВО с каждым годом также увеличивается. На "Спасскую башню" мы приедем с 23-м военным оркестром Ленинградского военного округа и Адмиралтейским оркестром Ленинградской военно-морской базы.
23-й военный оркестр — коллектив с огромной историей, правопреемник легендарного оркестра штаба Ленинградского военного округа — в этом году впервые выступил на военно-музыкальных фестивалях в Самаре ("Сильная Россия — это мы!"), Хабаровске ("Амурские волны") и Благовещенске ("Виват, Амур!"), а также на международном музыкальном фестивале в горном парке "Рускеала" Республики Карелия ("Рускеала симфони"). Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы — старейший военно-морской коллектив России, которому в этом году уже аплодировали жители Самары, Могилева, Тамбова и Ярославля. Уверен, выступления оркестров из Санкт-Петербурга не оставят равнодушными зрителей фестиваля. Благодаря новой должности я имею возможность посещать фестивали в различных регионах нашей страны и за границей с разными оркестрами округа. Конечно, это расширяет мой кругозор как дирижера и руководителя. Сегодня в зоне моей ответственности более 40 военных оркестров.
— Всегда очень удивительно от военных оркестров вдруг услышать роковые, рок-н-ролльные композиции, электронные гитары, барабаны.
— Год назад на фестивале в Санкт-Петербурге мы как раз попробовали интересное для нас направление и сводным оркестром в 450 человек исполнили попурри на темы песен культовых рок-групп, творчество которых связано с нашим городом: "Король и Шут", "Кино", группы "СерьГа" и др. Зрителям и музыкантам понравилось такое нестандартное решение.
— Сколько по времени вы готовили музыкальную программу?
— В дни проведения "Спасской башни" в Москве пройдет еще одно знаковое событие для военно-оркестровой службы — это второй тур смотра-конкурса военных оркестров Вооруженных сил Российской Федерации. Ленинградский военный округ представят пять военных оркестров. Одной из обязательных форм выступления на смотре-конкурсе является плац-концерт (исполнение музыкальных произведений, сопровождаемое строевыми упражнениями, перестроениями — прим. ТАСС).
Конкурсная программа станет основой выступлений участников второго тура смотра-конкурса военных оркестров — 23-го военного оркестра Ленинградского военного округа и Адмиралтейского оркестра Ленинградской военно-морской базы. В программах будет отражена принадлежность к Ленинградскому военному округу, к Санкт-Петербургу и к Военно-морскому флоту, соответственно. Ну а если говорить о сроках подготовки плац-концертов, то это многомесячная скрупулезная творческая работа как дирижеров, так и музыкантов, результат которой мы с вами увидим на Красной площади.
— Вы ранее сказали, что часто выезжаете с оркестрами на различные музыкальные фестивали в России и за рубежом. Могли бы сравнить "Спасскую башню" и иностранные музыкальные фестивали? Где вам понравилось больше?
— В России сейчас проходит более 15 фестивалей в год, и их с каждым годом все больше и больше. И у нас, и за рубежом общая концепция примерно идентичная. Колорит создается местом и составом выступающих. Очень важная составляющая — это сводный оркестр в конце фестиваля, когда все музыканты выходят и вместе в едином строю исполняют общую музыку.
"Спасская башня" уникальна и по локации, и по атмосфере. Московская публика очень тепло встречает артистов. Фестиваль проходит в начале осени, погода бывает разная, и были фестивали, которые проходили прямо в проливной дождь.
Это очень важно, что наша духовая музыка доходит до слушателя, что люди правильно реагируют. Именно эту атмосферу праздника фестиваля мы ждем каждый год.
— Давайте в целом поговорим о военных оркестрах. Понятно, что военные и гражданские оркестры отличаются. Могли бы рассказать, кто служит в оркестре, есть ли у вас женщины?
— В военных оркестрах есть и офицеры, и военнослужащие по контракту, а также военнослужащие по призыву и гражданский персонал. Есть и женщины, которые, конечно, украшают наши в основном мужские воинские коллективы.
— Вы можете сыграть все, но все-таки — есть что-то любимое у российской аудитории, у иностранцев?
— У нашей аудитории (впрочем, как и у иностранцев) очень хорошо отзывается отечественная классика — произведения Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина и др. Музыку российских композиторов хорошо знают и любят далеко за пределами нашей Родины.
— А могли бы назвать топ-5 произведений для публики?
— Военный оркестр — это уникальный коллектив, который способен исполнить музыку различных жанров, эпох и направлений. В широкой палитре репертуара сложно выделить что-то конкретное, однако есть произведения, которые от нас всегда ждут…
В первую очередь это марш Василия Агапкина "Прощание славянки". Хорошо слушатель воспринимает вальсы.
В Санкт-Петербурге проходит большое количество уличных мероприятий, и всегда аншлаги, останавливается огромное количество людей, слушают, подпевают. Обязательно кто-нибудь танцует, очень часто это дети, для которых у каждого военного оркестра обязательно есть своя программа.
— Вы участвуете в официальных приемах на высшем уровне. Может быть, вы знаете любимые композиции Владимира Путина, иностранных лидеров?
— Думаю, что вся страна прекрасно знает, что Владимир Владимирович Путин не только любит, но и исполняет на фортепиано композицию "С чего начинается Родина". На одном из правительственных мероприятий мы исполнили ее для президента, она не входила в официальную программу, но была готова к исполнению — рояль всегда должен быть в кустах!
— При встрече иностранных делегаций, помимо гимна страны, оркестр исполняет какие-то национальные песни, музыкальные сюрпризы?
— Конечно, в первую очередь мы выбираем узнаваемые национальные мелодии, потому что в нашем исполнении они звучат без солиста, а значит, и без текста. Исполняя такие композиции, мы с удовольствием отмечаем, когда мелодия узнается. Приятно делать такие сюрпризы.
Был случай, когда Военный образцовый оркестр почетного караула обеспечивал музыкальное сопровождение встречи официальной делегации из Северной Кореи во главе с Ким Чен Ыном в России, на Дальнем Востоке. Уже в самом конце в качестве заключительного произведения оркестр исполнил марш Соловьева-Седого "Баллада о солдате" из кинофильма "В трудный час". Делегация уехала, наш оркестр улетел в Москву. И когда мы приземлились, у меня было огромное количество пропущенных звонков и сообщений, где спрашивали — что за произведение мы играли в самом конце? Оркестр его так исполнил, что марш запал в душу Ким Чен Ыну.