Мэр Владивостока Шестаков: вообще-то я хотел стать командиром подлодки

Константин Шестаков. Юрий Смитюк/ ТАСС
Константин Шестаков
ТАСС запускает новый проект — "Мэры российских городов". Это серия интервью с главами городов — столиц регионов или просто самобытных и интересных территорий. Через персону мы хотим показать и рассказать, какая разная наша страна. Мэры — это люди, которые формируют облик и хорду развития городов. Какие они, эти люди, и чем живут?

Константин Шестаков — молодой и активный мэр Владивостока, самого экономически привлекательного в последние годы города на Дальнем Востоке. И финансовые вливания центра, и разворот на восток сделали этот город настоящим форпостом России. Шестаков рассказал ТАСС, как изменился Владивосток за последние пару лет, откуда в школах робототехника и почему мэру запрещен вход в приюты для животных.

— Константин Владимирович, вы во главе города, по среднестатистическим меркам, не так давно.

— Три года.

— Горожане уже заметили, что город за это время сильно изменился. Вы большое внимание уделяете парковым зонам, общественным пространствам. Я успела прогуляться по городу, посмотреть. На что еще направлен ваш взор как главы города?

— Поверьте, если будет парк, но не будет тепла в домах, люди точно не оценят. Все-таки расходы бюджета города меняются по всем статьям. Кстати, мы общими усилиями с краевым правительством и федеральным центром за эти три года увеличили его с 21 млрд рублей до 31 млрд. В полтора раза. Мы очень крепко приросли по базовым для города направлениям — реконструкции и капитальному ремонту тепловых сетей. Это ключевые и значимые векторы. Крупные работы не проводились со времен подготовки к саммиту АТЭС. Мы привлекли серьезные средства, в том числе из Фонда национального благосостояния. Вот уже второй год работаем над тем, чтобы системно заниматься обновлением тепловых сетей. Более 80 км сетей за два года приведем в порядок. Причем это не ремонт малыми заплатками на прогнившей трубе, это полноценная замена отдельных участков. Второе — мы приступили к строительству дорог. Муниципалитет во Владивостоке дороги не строил давно, а сейчас это один из ключевых трендов.

— Давайте сразу с примерами.

— Давайте. Начнем с острова Русский. На протяжении нескольких лет мы работали над этим направлением. Раньше дорога от Университетского проспекта в сторону Подножья была в грунтовом исполнении, сейчас там 6,5 км мы выполнили уже в асфальте, до поселка КЭТ (Крепостная электроточка). Планируем продолжать эту работу и дальше. Строим дорогу к ЖСК "Остров" тоже на Русском.

— Этот ЖСК гремел на всю страну из-за своих проблем. Сейчас все достроено?

— Да, все дома достроены. Следующая точка — это микрорайон Патрокл, он активно застраивается, наша задача — построить улично-дорожную сеть. Контракт заключен, средства выделены из специального казначейского кредита, работы завершатся в этом году. Всего в этом году построим там почти 2,8 км новых дорог. Кроме того, приступили к проектированию развязок для разгрузки узких мест крупных магистралей. Мы понимаем, что, если мы хотим корректно работать с городским трафиком, наши дороги должны быть нормативными, чтобы не давать возможности вольного трактования движения по улицам. Разметка, ширина полос — все это должно быть корректно.  Владивосток — максимально автомобилизированный город. Этот баланс между интересами пешехода и интересами водителя должен соблюдаться. Поэтому все проекты, которые ведем, предусматривают адекватную пешеходную инфраструктуру: с заниженным бордюром, тактильной плиткой, с нормативной шириной тротуара.

— Все же ландшафт накладывает свои ограничения. Не везде это можно сделать.

— Здесь даже не вопрос ландшафта. Здесь больше вопрос исторической застройки. Понятно, что в таком случае шире сама улица не станет, поэтому здесь приходится уже искать решения.

— Тут есть вариант пересадить людей на общественный транспорт.

— Да, в центральной части города, которая традиционно страдает от активного трафика, мы не шли по пути сужения тротуаров, наоборот, мы сузили проезжую часть. Часть дороги мы отдали под полосу общественного транспорта. Я сторонник того, что людям надо предложить альтернативу: личный автомобиль или общественный транспорт, который в конкретной локации передвигается быстрее, он комфортный и современный. А дальше каждый примет решение самостоятельно.

— То есть создаете условия?

— Да. Мы за два года вместе с предпринимателями поменяли 50% всех автобусов большого класса. Эти автобусы стоят от 12 млн и выше. И на улицах Владивостока появилась современная техника. В этом году благодаря специальному казначейскому кредиту мы купили 20 автобусов большого класса и 16 троллейбусов с автономным ходом. Сейчас рассматриваем возможность заключить лизинговый контракт, хотим приобрести еще 30 единиц. Кроме техники, важны были изменения в оплате проезда. Кстати, наша практика стала лучшей муниципальной практикой в прошлом году: мы ввели дифференцированный тариф.

— В зависимости от расстояния?

— В зависимости от способа оплаты. Наша задача была максимально обелить этот рынок и сделать его прозрачным. Если ты оплачиваешь поездку транспортной картой, она будет стоить дешевле всего. Если ты оплачиваешь наличкой, она будет по максимальному тарифу. Вот таким нехитрым способом мы за это время до 97% от общего количества оплат довели к безналу. Понимаем объем перевозок, и тогда можем прогнозировать финансовую ситуацию и выходить на лизинговое приобретение транспорта.

— Во время защиты мастер-плана много говорили о линии легкого метро. Есть поручение президента. Уже ясно, где она пройдет? Когда может быть объявлен конкурс на строительство первых станций?

— Давайте расскажу. Сейчас команда РЖД прорабатывает технико-экономическое обоснование и ведет предпроектную работу будущих линий наземного метро. Не хочу создавать ажиотаж обещаниями, что в том или ином месте точно будет станция. Скажу, что в этом году РЖД должны определиться с количеством станций. Весной будущего года — представить итоговое ТЭО проекта. И можно уже говорить о финансировании. Наша команда сейчас уже ведет работу по перехватывающим парковкам. Если обратить внимание на карту пробок города, зачастую она совпадает или идет параллельно с существующими линиями городской электрички. В рамках вот этой хорды, которая идет от города Артема во Владивосток, необходимы как раз перехватывающие парковки. Мы определили 10 территорий, чтобы вдоль будущего движения наземного метро появились такие парковки.

— Они появятся раньше, чем запустится метро?

— Городской электричкой пользуются же сейчас. Поэтому возможность оставить безопасно свой автомобиль должна быть прямо сейчас вне зависимости от того, каким образом идет движение по ж/д веткам.

— Как городская электричка будет сопряжена с легким метро?

— По большому счету это будет одно и то же. Просто у нас появятся дополнительные станции. Они должны появиться в крупных транспортно-пересадочных узлах. Например, район Третьей Рабочей, центр города, район Эгершельда.

— Возвращаясь к мастер-плану. Понятно, что транспортная логистика, ЖКХ — его важнейшие части. Что еще можете выделить?

— Социальная инфраструктура вместе с жилищным строительством. Это школы и детские сады, спортивные объекты. Они создаются в логике развития каждого конкретного микрорайона.

— Есть ли у вас вторые, третьи смены?

— Вторые смены у нас есть, третьих нет.

— Сколько нужно школ и детских садов построить?

— Чтобы снять напряженность, нам нужно минимум восемь школ. Мы системно идем по пути поиска концессионеров и источников для финансирования. Не все всегда гладко. Например, сейчас совместно с прокуратурой Приморского края мы расторгаем концессионное соглашение по одной из школ. Есть недобросовестные предприниматели, которые принимают решения вразрез интересам государства. Сейчас будем искать новых концессионеров, которые могли бы зайти на это направление и двигаться с нами вместе. С детскими садами значительно проще. За эти три года введено девять детских садов, построенных и отремонтированных капитально. Сейчас мы вместе с предпринимателями строим еще два детских сада. По школам темпы точно нужно нарастить, но будем надеяться, что те предприниматели, которые будут заходить на конкурсы, будут надлежащими и преследовать интересы не только коммерческие, но еще и социальные. Понимаю, что такая инфраструктура городу очень нужна.

— Некоторые ваши предшественники часто слышали критику в свой адрес. Ощущаете ли вы критику в свой адрес?

— Давайте немного по-другому. Вот смотрите, перекладываем в течение строительного сезона сети. Что это значит? Отсутствие горячей воды. Факт. Проблемы с городским трафиком, потому что зачастую эти работы ведутся по ключевым магистралям. Комфортно ли это? Скорее нет. Необходимо ли это? Точно да. Комфортно ли, что летом нет горячей воды и проводить гидравлические испытания нам приходится снова и снова, потому что количество аварий на ветхих сетях велико? Факт. Но это та работа, которую вне зависимости от того, комфортно это или нет, городу проводить необходимо. Конечно, построить дополнительный парк на эти средства было бы с точки зрения одобрения более легким шагом. Можно было эти деньги вложить в набережную. И все, кто прошел бы там с коляской, или прокатился на роликах, или просто рука об руку прошел со своим любимым человеком, получили бы еще дополнительно несколько счастливых мгновений в своей жизни и не очень бы вспоминали об этих трубах. Но это необходимые работы, которые нужно проводить.

В прошлом году мы показали наглядно, что такое проблемы с сетевым хозяйством. На площадке перед администрацией города выставили столы с фрагментами труб из разных районов Владивостока. Если ты легко, не обладая какой-то фантастической силой, можешь продавить трубу, и она у тебя рассыпается в руках, на мой взгляд, это наглядно. По поводу критики, вопрос же, наверное, в другом. В том, чтобы мы адекватно реагировали на те комментарии, которые есть. Поэтому мы организовали муниципальный центр управления и работаем с комментариями, фактическими обращениями жителей обо всем, не разделяя полномочия. Если, например, кто-то из водителей нахамил пассажиру, пусть даже это не муниципальное предприятие, поверьте, мы придем к этому коммерческому предприятию, будем настаивать на том, чтобы меры дисциплинарные были по отношению к конкретному водителю применены. Поэтому это не вопрос критики Шестакова. Это про конкретные проблемы, в конкретных локациях и с конкретными ответственными людьми. Здесь нужно организовать работу таким образом, чтобы как можно скорее устранить эти проблемы. Не везде их возможно устранить оперативно, к сожалению.

— Какое население сейчас во Владивостоке? Когда город станет миллионником?

— Официально 620 тыс. На мой взгляд, интересная тема для среза не только по Владивостоку, но по многим городам: мы отработали с одним из крупных сотовых операторов наш запрос. А запрос был такой: сколько людей находится в городе более чем один месяц? Не турист, который пребывает здесь, условно, две недели, а вот месяц плюс. Оказалось, что в течение месяца во Владивостоке постоянно пребывает 694 тыс. человек, это плюс 70 тыс. к официальной статистике. Это существенная нагрузка на городскую инфраструктуру. Наши вузы все как один говорят об одном: количество ребят извне, которые приезжают в город Владивосток и становятся студентами наших вузов, больше, чем количество ребят, которые уезжают для того, чтобы поступить в вузы других регионов страны.

— То есть основной прирост у вас за счет привлечения активной молодежи?

— Да, активные, интересные, предприимчивые. Они видят во Владивостоке возможность реализоваться, найти дело по душе. А мы хотим им помогать в меру возможностей. Кстати, у нас есть интересный проект, можно об этом рассказать. Мы очень активно занялись привлечением учителей, разработали комплексную программу. Она много аспектов задействует. Во-первых, это популяризация профессии учителя — снимаем "Классный подкаст". Рассказываем о молодых и будущих учителях, опытных наставниках, работе со школьниками, студентами, идеях, проектах и в целом об образовании во Владивостоке. И молодежи показываем наши преимущества: о том, что на Дальнем Востоке есть уникальный продукт, инициированный президентом, — дальневосточная ипотека. Что такое ипотека в 2%? Да, это хорошая возможность для ребят. Есть как минимум более 20 регионов нашей страны, где заработная плата учителя ниже, чем у нас. Плюс у нас есть арендное жилье, мы оплатим вам переезд, выплатим подъемные, если вы молодые учителя. А также будем вкладываться в ваше обучение, если вы будете идти вместе с нами. Мы создадим для вас возможности, чтобы вас знали и о вас говорили ваши родные, друзья, чтобы в нашей муниципальной газете на первой полосе были в том числе именно вы. Мы рассказываем и показываем наших уникальных звездочек-педагогов, чтобы к ним шли и специально записывались в те школы, в которых они преподают.

— И эффект уже есть в привлечении этих самых учителей?

— Около 200 молодых специалистов мы ежегодно привлекаем. С прошлого года вернули такое замечательное направление, как целевой набор. Более 30 ребят мы целевым набором привели в наши вузы.

Мы, кстати, разработали несколько интересных продуктов, они есть и в других регионах, но вот в таком исполнении я, честно говоря, не видел, чтобы было сделано. Например, робототехника. Наша команда нашла интересного партнера — Сергей Мун, директор Центра развития робототехники (ЦРР) во Владивостоке. Он сотрудничает с одним из наших крупнейших игроков рынка компанией DNS и Дмитрием Алексеевым. Занимаются робототехникой как допобразованием. На протяжении нескольких лет воспитанники их центра становились чемпионами мира в робототехнике среди детей. Предложили объединить усилия, разработать методологию, обучить наших учителей и сделать так, чтобы в том числе создать воронку для выявления лучших ребят на уроках технологии. И конечно, чтобы такие уроки были не отдельно за плату родителей, а как обязательная часть учебного процесса в городских школах.

— Внедрили во все школы?

— На сегодняшний день в 14 школах и еще в девяти вводим уроки "Основы БПЛА". Начиная с этого года совместно с МГУ имени Невельского мы разработали программу авиационной робототехники. Подчеркну, это не управление дроном, хотя и управление там тоже, как часть, присутствует. Это именно про конструирование. Школьник будет иметь понимание о том, как его создать, отремонтировать, управлять. То есть это первичные инженерные навыки. Старались сделать так, чтобы ребятам процесс был интересен. Те, кто заинтересовался, в дальнейшем найдут себя в инженерной специализации в наших вузах. Какое-то количество из ребят точно пойдет по этому пути, какое-то нет, но тем не менее у них будет получаться качественный продукт на уроках технологии. Мы специально делали так, чтобы учителя дополнительно имели возможность за наш счет пройти это обучение. Но это даже не переквалификация, это дополнительное направление в профессиональной деятельности. На мой взгляд, любопытная история. Готов поделиться такой муниципальной практикой.

Как вы проводите свое свободное время? Я читала ваше интервью, вы рассказываете, что у вас есть интерес к спорту. У вас есть прекрасные собаки, прекрасные дети. Вам хватает времени на то, чтобы всем этим наслаждаться?

— У меня есть интересы в спорте, но спорта в моей жизни практически нет. Возможно, я когда-нибудь смогу вернуться в киокушинкай. Пока шесть дней в неделю я работаю, у меня есть один выходной день, и то, как правило, частично занят работой. Мои собаки — здесь все по-прежнему, и лабрадор, и потеряшка — это часть моей семьи. Я, понятно, заводил их для того, чтобы мои дети чувствовали ответственность за кого-то, но теперь это папина ответственность. Это сценарий многих семей. Что касается детей, у нас в семье пополнение.

— Поздравляю!

—  Спасибо. В моей семье появился еще один сын, и сейчас мир, как всегда в таких ситуациях, фокусируется на нем. Снова молодой папа, это приятное, но напряженное время. Хотя уже совсем по-другому реагируешь на какие-то моменты, когда тебе за сорок. Смотришь совсем по-другому. И это, безусловно, интересно.

— Вы наслаждаетесь инфраструктурой, созданной вами же для молодых семей, для молодых родителей. У вас хватает времени на это? Погулять с коляской, помочь жене?

— Нет… времени не хватает. Но я знаю точно, например, по фотоотчетам в семейном чате, что супруга с детьми это все делают. И на пляж на Ахлестышева они поедут, и на набережную Татарки. Сейчас дети ждут, когда откроется набережная Спортивной гавани, чтобы можно было покататься на самокатах или скейтах. Слава богу, у меня получается сделать так, чтобы мир вокруг, в том числе моих детей, становился лучше. Мы должны любить наш город. Помимо этих брутальных вещей, о которых мы с вами говорили: дорогах, системе ЖКХ, безусловно, нужно заниматься отдельно комфортной средой. Например, озеленением. Сейчас мы сделали на этом особый акцент. Планируем в содружестве с ДВО РАН и Министерством лесного хозяйства создать первый муниципальный питомник. Уже подобран земельный участок. Очень хочется высадить абрикосы. Мы так и сделаем, чтобы в одну прекрасную весну мы увидели, как красиво расцвел наш город. На мой взгляд, вот такими решениями должен жить город. Мыслить и планировать нужно на несколько десятилетий вперед, а закладывать эту инфраструктуру нужно сейчас.

— Вы свой город любите?

— Я родился во Владивостоке. У меня была масса возможностей принять решение о том, что я где-то буду востребован вовне. Я люблю свой город, я без моря, без ощущения своего города очень тоскую. Мне здесь комфортно. Вижу, что и для моих детей здесь есть масса смыслов.

— Ну и у вас есть возможность повлиять на то, чтобы они появились, если что.

— В том числе, да. Вот, например, 2024 год, когда Владивосток — молодежная столица России. Мы боролись за этот статус. Но когда за Владивосток голосует весь Дальний Восток, мы показали, что в этом году может быть две столицы. Безусловно, и столица нашей Родины с ее огромным потенциалом, фактическими возможностями, ресурсами достойна этого статуса, и нам он тоже важен. Все получилось. И для Дальнего Востока мы создали много приятных, полезных смыслов: хорошие мероприятия, проекты, интересных спикеров.

— А вы на кого ориентируетесь? Вы такой активный, видно, что вы заинтересованы в том, чтобы этот город развивался. Кого вы перед глазами держите?

— У меня основной ориентир сейчас — это жители Владивостока. И не может быть другого за три года работы в городе, ну просто не может быть. Подглядеть интересные проекты у других — да, конечно. Я с большим удовольствием приезжаю на форумы, которые посвящены лучшим практикам городов. Делиться успешными проектами, обмениваться опытом — это правильно. Надо обязательно общаться, потому что у коллег есть сильные компетенции. У нас, например, тоже есть любопытное направление. Оно малое, но оно очень уютное и которым мне бы хотелось поделиться. Ответственное отношение к животным. Я знаю, что разные регионы к этому относятся с разными акцентами. Мы занимаемся пристроем животных всеми возможными способами. И раз в две недели проводим специальные выставки-раздачи животных. Стабильно пристраиваются 30 котят или щенков в рамках одного мероприятия.

— У вас муниципальные приюты?

— Нет, это не муниципальные приюты, это одна большая команда.

— Это общественная инициатива?

— Да. У нас несколько общественных приютов, они давно и стабильно работают, их многие знают в городе. И причем вот мы только коснулись этой работы, от них пошла обратная связь, запросы, чтобы это было городской политикой. Так давайте это делать! Это отличный подход, совместная история. Ну и моя судьба, она такая же. Вот я к своему дому приехал 25 декабря, рядом с подъездом маленький щенок. Я думаю: "Ладно, хорошо, я его покормлю". Спустился, поставил миску, он поел. "Все, вот так просто уходишь домой? Ну нет, конечно", — подумал я про себя. Забрал, отвез в ветклинику, его там привели в порядок. Нужно же быть ответственным. Уже два с половиной года, и у меня еще один член семьи. Шумный, но любимый.

— Вам на эти ярмарки вход закрыт, наверное, да?

— Мне — точно. Мне прямо нельзя. Я в этом плане, если я увижу правильные глаза, мне будет уйти очень-очень сложно. Мало того, что я дома не появляюсь, так я еще принесу и оставлю очередного питомца.

— Вы помните свой первый рабочий день на посту мэра? Вам страшно было?

— Я давно на госслужбе. Мне все понятно. Я пришел с должности зампреда правительства, где курировал 11 направлений в регионе. Да, это ответственно, потому что ты заходишь работать с новой командой, с командой города, в деталях, в конкретных людях. Тебе нужно понять всю структуру, как все организовано фактически. Конечно, ответственно, но очень интересно.

— Вы же решение принимаете? Вот сейчас?

— Это коллегиальная история, потому что здесь важно интуицию свою усмирить и все-таки полагаться на мнение профильных специалистов. Хотя, наверное, и интуиция — то чувство, к которому стоит иногда прислушиваться.

— Когда вы были маленьким мальчиком Костей, вы могли подумать, что будете когда-то этим городом управлять?

— Другой был мир, у меня были совершенно другие мысли. Я точно предполагал, что я буду командиром подводной лодки, скорее всего, атомной. Но жизнь распорядилась иначе.

— Книги читаете, успеваете?

— Слушаю.

— Что?

— В основном нон-фикшн, иногда фантастику. Кстати, скоро во Владивостоке состоится региональный фестиваль "Литература Тихоокеанской России" (ЛИТР). Мне очень любопытно поучаствовать в мероприятиях с иностранцами, в том числе и с нашими ближайшими соседями, друзьями из Китая. Интересно, что они вкладывают средства в научную фантастику, не фэнтези. Не тролли и эльфы, а космос и искусственный интеллект. Потому что в какой-то момент увидели, что важно создавать — нужны люди с этим качеством. А это качество формируется в том числе и благодаря тому, что в детстве правильные книги читал. Они детям дают возможность прикоснуться к научной фантастике. Мне кажется, что это было бы очень здорово. Я хотел бы, чтобы мои дети тоже к этому прикоснулись.

— Прикоснулись, в смысле почитали?

— Почитали. Потому что, когда задаешь вопросы о кем хочешь стать, ну понятно, дочери 14, сыну 9, они еще меняют свои показания.

— Кем они на данный момент хотят стать? Блогерами?

— У сына традиционные мужские предпочтения, он периодически говорит о профессии пожарного, порой говорит о работе в полиции. Дочь — ей интересно предпринимательство. Причем вот когда сейчас у нее появилась возможность пойти в профильный класс, она прямо самостоятельно делала выбор. Все ее подруги пошли в медиа, а ей самой хотелось в предпринимательство.

— Вернемся все-таки в рабочее русло. Владивосток девятый раз в начале сентября принимает Восточный экономический форум. Сколько гостей вы ожидаете и как будет построена работа?

— Наш форум посвящен развитию страны и экономики, развороту на восток. Сейчас здесь максимальное количество поводов и смыслов. Наверное, мы один из наиболее активных экономически регионов сейчас.

Ну уж с точки зрения логистики и международной торговли точно. К нам приедет около 10 тыс. человек. Традиционно это и гости, и организаторы. Жизнь в городе не замирает с приходом ВЭФ. Помимо самого форума, существует еще и туристская индустрия. Да, в рамках форума наиболее сильный акцент на деловой туризм. Но тем не менее сентябрь — это бархатный сезон во Владивостоке. Пожалуй, лучшее время, чтобы выйти в море или просто прогуляться по берегу Амурского или Уссурийского залива, съездить на наши острова. Для тех, кто приедет с главной целью посетить ВЭФ, а также для горожан и туристов мы постараемся сделать так, чтобы все получили максимум внимания. Это же еще и информационный повод. Уж ТАССу ли это не знать. На протяжении нескольких дней СМИ многих стран рассказывают об экономической и политической повестке, но всякий раз звучит Владивосток. А это про наш имидж, имидж города экономически сильного, как минимум, одного из самых активных на Дальнем Востоке, форпоста нашей страны на территории АТР.