— Александр Анатольевич, есть ли у компании планы дальнейшего развития производств Дальневосточного кластера? Как в плане создания новых, так и перспектив развития Амурского газохимического комплекса (АГХК).
— В настоящий момент наш основной приоритет — строительство и запуск в срок Амурского ГХК, другие проекты не рассматриваем.
Мы всегда изучаем возможности запуска новых мощностей и использование новых видов сырья. При этом важно понимать, что реализация проектов на Дальнем Востоке, как правило, привязана к новым транспортным коридорам, прежде всего газовым. Также важен состав газа, который пойдет по этим коридорам. От этого зависит целесообразность реализации нефтехимических проектов. На данный момент пока нет таких проектов в стадии активной реализации.
Другой важный фактор — спрос на продукцию наших производств. В настоящий момент в ДВФО спрос на нефтехимическую продукцию недостаточно развит, хотя мы наблюдаем его активный рост в последние два года.
По итогам первых программ развития (форсажи) "Сибура" в регионе мы видим довольно хорошие результаты. За 2023 год потребление полимеров в Дальневосточном федеральном округе выросло на 14%, доля импорта сократилась в два раза. В прошлом году в рамках программ нашей поддержки клиентов — мы называем это форсажами — были установлены мощности на 8,5 тыс. тонн, реализованы отгрузки 3 тыс. тонн полимерной продукции. До конца этого года будут введены мощности еще на 6 тыс. тонн.
Дальний Восток обладает потенциалом роста потребления полимеров на порядка 100 тыс. тонн на горизонте 2028–2030 годов. Целевые ниши: трубы, биг-бэги и полимерная тара, медицинские шприцы, ловушки для морского промысла. Основной драйвер роста — внутренний спрос, обусловленный государственными программами поддержки. Также немаловажную роль играет импортозамещение готовых изделий. Сегодня объем импорта готовой продукции из полимеров в ДВФО оценивается в 20 тыс. тонн в год. Локализация производства полимерных изделий способствует наращиванию экспортного потенциала региона. Например, сельхозпродукция может экспортироваться в приграничные районы Казахстана.
Вокруг АГХК планируется создать индустриальный парк, ориентированный на производство дальнейших переделов химической продукции и готовых изделий. В части последних рассматривается возможность реализации проектов по производству биг-бэгов, шприцев, различных видов упаковки. Только эти производства могут создать в регионе порядка 1 тыс. новых рабочих мест.
— Как оцениваете перспективы спроса на полимеры в строительной отрасли? Ввод жилья в РФ в 2024 году может составить около 100 млн кв. м, но при этом завершилась программа льготной ипотеки. Каков сейчас объем рынка?
— "Сибур" закрывает потребность в более чем 1 млн тонн в год полимеров для строительной отрасли, общая потребность которой 1,5 млн тонн. С 2022 года нами выпущено более 15 новых марок для субституции традиционных решений и импортозамещения более 100 тыс. тонн продуктов.
По итогам первого полугодия наблюдалась разнонаправленная динамика в строительстве. По жилищному строительству рост ввода жилья составил 2,6% (1 млн кв. м) по сравнению с предыдущим полугодием, при этом многоквартирные дома (МКД) вводились более медленными темпами и вся положительная динамика получена за счет продолжающегося роста индивидуального жилищного строительства. Одновременно с этим продолжается рост как текущего объема строительства МКД, так и получение разрешений на новое строительство девелоперами. Снижение по ипотечному портфелю составило 6% в первом полугодии, во втором полугодии ожидается более значительное снижение на фоне отмены части льготных программ, что окажет негативное влияние на дальнейшие запуски новых объектов.
Во втором полугодии совместно с партнерами продолжаем развивать спрос, в том числе за счет наших программ поддержки, импортозамещения и продвижения технологичных и долговечных полимерных решений в этом сегменте. По итогам года ожидаем замедление роста отрасли строительства, но итоговый прирост в 1% все же прогнозируем.
Общий R&D-портфель отраслевых решений в строительстве включает десятки проектов с общим потенциалом на сотни тысяч тонн ежегодно — речь про развитие ниш применения нашей продукции в строительной отрасли.
— "Сибур" допускал, что полная замена традиционных теплосетей и сетей водоснабжения в России на полимерные на горизонте 25 лет позволила бы получить эффект в 15 трлн рублей. Насколько вообще это реализуемо?
— Мы провели укрупненные расчеты и спрогнозировали, что при полной замене сетей водоснабжения и утеплении сетей теплоснабжения и МКД с применением полимерных решений страна могла бы получить экономический эффект порядка 15 трлн рублей на горизонте 25 лет, а срок эксплуатации полимерных труб позволил бы на горизонте 75 лет сократить количество перекладок сетей с трех до одного раза.
Сейчас правительство РФ разрабатывает национальный проект "Инфраструктура для жизни", в рамках него будет запущена программа модернизации коммунальной инфраструктуры на период 2025–2030 годов, на реализацию которой планируется потратить 4,5 трлн рублей, включая внебюджетные источники финансирования. В рамках мероприятий данной программы планируется обновить более 150 тыс. км сетей и не менее 2 тыс. объектов водоснабжения, что позволит улучшить качество коммунальных услуг для миллионов наших граждан. В условиях дефицитного бюджета вопрос рациональной траты бюджетных средств на такие социально значимые направления, как ЖКХ, становится очень актуальным.
"Сибур" в сложившихся условиях видит большие возможности для применения в сетях ЖКХ полимерных решений с высоким сроком службы и низкой стоимостью содержания на всем жизненном цикле трубопроводных систем.
Совместно с Республикой Татарстан планируем реализовать пилотные проекты в ЖКХ, призванные подтвердить расчеты экономических эффектов для государства и населения страны, а также рассмотреть возможность решения задач климатической повестки страны по сокращению углеродного следа за счет проектов в жилищно-коммунальной отрасли.
Всему этому предшествовала научная работа. Например, совместно с МГСУ мы провели НИР по оценке энергоэффективности напорных трубопроводов, доказали эффективность применения полимерных колодцев с НИИСФ РААСН в сравнении с традиционными решениями.
Также мы развиваем производство специальных марок, позволяющих прокладывать трубопроводы бестраншейным способом, принять наши решения для транспортировки теплоносителя с высоким температурным режимом.
— Как оцениваете перспективы рынка полимерных труб в РФ? Помогает ли его развитию программа газификации, которая недавно была расширена и на садовые некоммерческие товарищества (СНТ)?
— Перспективы развития рынка полимерных труб обусловлены теми вызовами и возможностями, которые стоят перед нашей страной: высокий темп износа сетей, который превышает на текущий момент темпы замены; программа газификации, которая планируется к расширению для СНТ; программа модернизации сетей ЖКХ к 2030 году, темпы замены которых вырастут.
В сфере газификации "Сибур" видит для себя хороший потенциал к увеличению доли полимерных решений. Это касается трубной продукции, полимерных фитингов, но основным драйвером для роста потребления продуктов "Сибура" в этом случае являются государственные программы. Мы здесь готовимся обеспечить растущий спрос отрасли на качественные, долговечные решения через разработку и продвижение в документы нормирования и стандартизации новых марок, это требует проведения научных исследований и разработок, чем мы в настоящее время и занимаемся — уже проведена работа с "Гипрониигаз" по расчету эффективности многослойных труб, устойчивых к повреждениям (RC), и разрабатываем критерии применения данного решения.
— Какие полимерные решения наиболее востребованы в отраслях нефтегазопереработки и добычи? Какие марки сейчас разрабатываете и видите ли потенциал роста сегмента?
— "Сибур" взял курс на системное развитие сегмента, движимое как расширением применения текущих продуктов, так и за счет комплексной активации новых разработок — как новых марок, так и принципиально новых продуктов, пока не существующих в периметре "Сибура". Такой системный подход видится реалистичным за счет плотной интеграции подразделений, специально созданных в рамках отраслевой трансформации компании дивизиона.
Общий R&D-портфель наших отраслевых решений для отрасли — порядка 20 проектов разработок с общим потенциалом более 100 тыс. тонн. "Сибур" в перспективе может обеспечить потребность в более чем 300 тыс. тонн в год специальных продуктов.
Запуск нового пиролиза на "Нижнекамскнефтехиме" значительно увеличит объем целевых продуктов, особенно компонентов топлива — моторного и судового (МТБЭ, ТСП, пироконденсаты). К 2028 году мы планируем выйти на объемы реализации в 2,4 млн тонн в год.
В сегменте добычи твердых ископаемых — сульфидных и не сульфидных руд — мы предлагаем решения для всех стадий технологического процесса, начиная от геологоразведки и заканчивая выпуском конечного продукта добычи и его транспортировки: флотореагенты, поверхностно-активные вещества (ПАВ), малеиновый ангидрид (МАН), амины и др. В связке с вводом новых производств меди, угля и золота, а также импортозамещения сырьевых компонентов мы будет наращивать объемы реализации. В связи с уходом импортных игроков с рынка РФ отрасль активно занимается увеличением применения сырья, которое доступно на рынке РФ и производится "Сибуром".
— Какой спрос на полимеры сейчас в медицине?
— Потенциальный спрос на полимеры в РФ и СНГ оценивается в 300 тыс. тонн в год. Основными сегментами здесь выступают: гигиена, включая детскую (подгузники), женскую, медицинское белье; медизделия — шприцы, перчатки, пробирки, инфузионные системы, диализаторы и пр.; фармупаковка для жидких и твердых лекарственных средств — емкости, ампулы, блистеры, банки и пр.
— Пандемия закончилась, но какие новые вызовы стоят сейчас перед отраслью? Есть ли необходимость заместить импорт?
— Рынок РФ и СНГ долгое время в медицине формировался как дистрибуционный рынок — локализация составляет небольшую часть. Развитие собственной фармацевтической и медицинской промышленности в предыдущие годы в значительной степени определялось зависимостью от импорта.
Самые нелокализованные сегменты — медизделия и фармупаковка, где по различным нишам от 50 до 90% готовых изделий импортируется. К примеру, потенциал импортозамещения потребности РФ в медицинских перчатках — 90%, в одноразовых шприцах — 65%.
При этом большинство сегментов показывают устойчивый рост спроса. Основные драйверы роста — увеличение численности населения, развитие фармацевтической промышленности и системы здравоохранения. Так, к 2026 году в производстве инфузионных пакетов рост спроса может составить 4,4% в год, пакетов для крови — 3,6%. Ежегодное увеличение объема рынка пластиковых контейнеров для фармацевтической упаковки оценивается в 1,7%. Востребованность новых специальных марок полимеров в медицинской отрасли, оценочно, может достигать около 40 тыс. тонн в год. В их числе новые марки латекса, полипропилена, полиэтилена, полистирола и др.
"Сибур" сегодня закрывает потребность отрасли в 140 тыс. тонн.
Мы активно разрабатываем новые марки полимерных материалов, что позволит в будущем удовлетворить спрос рынка на отечественное сырье. Портфель отраслевых решений "Сибура" в медицине включает порядка 10 проектов с общим потенциалом в десятки тысяч тонн.
Нами уже были разработаны специальные марки полипропилена и полиэтилена для упаковки инфузионных медицинских растворов. Ведется разработка марок, стабильных к радиационной стерилизации, марок полипропилена для производства мягких нетканых материалов, использующихся в товарах гигиены. Это уже сегодня позволяет заместить труднодоступные и дорогостоящие импортные аналоги.
— Есть ли у "Сибура" планы по расширению производства латекса для медицинских перчаток на заводе в Красноярске?
— Расширение планируется поэтапно, и уже в этом году планируется рост с 2,4 тыс. до 3,5 тыс. тонн нитрильного латекса. Дальнейший рост обсуждается.
— Компания также допускала сотрудничество с производителями перчаток в Татарстане…
— В настоящий момент в Татарстане нет производителей перчаток. Развитие производства возможно только за счет инвестиций с нуля.
— Минтранс называл одной из основных своих задач поддержание состояния автодорог. Насколько в этом помогают полимеры? Какой спрос в этом направлении?
— За последние 10 лет в дорожной отрасли произошли качественные изменения в подходах к проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог. Высокие темпы дорожного строительства, реконструкции и ремонта стимулируют рост спроса на современные решения и полимерные материалы.
В 2023 году 13% дорог в России были построены или отремонтированы с применением полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) материалов на основе битумов, модифицированных добавлением полимеров типа СБС (стирол-бутадиен-стирол) и пластификаторов. Их использование значительно продлевает срок службы дорог — с трех-четырех лет при использовании обычных дорожных битумов до семи-десяти лет благодаря повышенной трещиностойкости, сдвигоустойчивости, тепло- и морозостойкости покрытия. Применение ПБВ при ремонте старых дорог дает возможность реже их ремонтировать, а высвобождающиеся средства направлять на строительство новых трасс, способных, в свою очередь, разгрузить старые дороги и продлить срок их службы. При этом удорожание общей стоимости дорожного строительства при использовании ПБВ составляет не более 1%.
Также в дорожном строительстве важную роль играют геосинтетические материалы, их обоснованное применение позволяет повышать надежность и долговечность дорожных конструкций.
Сегодня емкость российского рынка геосинтетики составляет порядка 200 тыс. тонн, при этом он имеет высокий потенциал роста. Потребление геосинтетических материалов на душу населения в РФ составляет 2 кв. м, в то время как в европейских странах этот показатель выше в два раза.
По итогам 2023 года доля полимерных решений в строительстве выросла на 7%. Поливинилхлорид и поликарбонат, выпускаемые "Сибуром", используются для производства акустических панелей и ограждающих конструкций, полистирол — для легких дорожных насыпей, полиэтилен и полипропилен — для полимерных систем водоотведения (трубы, колодцы), а термопластики и акриловые дисперсии — для дорожной разметки.
— Какая наблюдается динамика в сегменте товаров народного потребления на фоне ухода многих западных брендов из РФ? Возрос ли спрос на технику, игрушки, обувь?
— "Сибур" закрывает сырьевую потребность в 280 тыс. тонн в год для отрасли потребительских товаров. Портфель отраслевых решений для отрасли включает ряд проектов разработок с общим потенциалом порядка 50 тыс. тонн.
В 2024 году на фоне роста доходов населения и, как следствие, оборота розничной торговли непродовольственными товарами мы ожидаем рост спроса на нашу продукцию со стороны отрасли на 13,5% — до 221 тыс. тонн.
В сегменте крупной бытовой техники доля импорта составляет 50%. В 2022 году рынок сократился на 26% за счет остановки заводов крупных европейских и корейских брендов. Их нишу начали занимать китайские и турецкие компании, а со стороны крупных ретейлеров активизировались поставки импортной китайской техники под собственные торговые марки (СТМ). В 2023 году рынок вырос на 17%, в текущем году ожидаем рост 6%.
Росту локализации будет способствовать ожидаемый переход заводов Bosch и Ariston под контроль "Газпром бытовые системы", а также плановое возобновление производства на заводе LG в городе Руза.
В мебельном сегменте доля импорта достигает 15%. В 2022 году рынок упал на 6% после ухода IKEA и иностранных производителей дачной пластиковой мебели. В 2023 году уход западных брендов был компенсирован российскими производителями и китайскими поставщиками. Спрос на рынке мебели был также поддержан рекордными темпами роста по вводу нового жилья в РФ и развитием онлайн-площадок, через которые уже продается больше 20% мебели. В результате в РФ наблюдается рост рынка мебели по 10% ежегодно в 2023 и 2024 годах.
На рынке обуви доля импорта превышает 70%. Рост рынка возможен за счет увеличения объемов производства специальной обуви для промышленных предприятий. Рынок гражданской обуви в РФ традиционно сильно зависел от импорта из КНР (более двух третей рынка), объемы которого существенно не изменились, а сегмент премиальной итальянской обуви восстанавливается за счет параллельного импорта.
Возможности импортозамещения здесь осложняются высоким уровнем контрафакта — не менее 25%, дефицитом кадров и ростом заработных плат по сравнению с Китаем. Также сдерживают развитие отрасли отсутствие в РФ производства искусственной кожи и текстиля для обуви, дефицит этиленвинилацетата (ЭВА) и отсутствие компонентов полиуретановых систем для подошв.
Детские игрушки в основном продолжают импортироваться. Нишу стали занимать китайские производители, прежде всего через маркетплейсы, а также параллельный импорт ушедших официально западных брендов — Lego, Barbie и др. Перспективы по импортозамещению игрушек лучше, чем в обуви, но также осложняются целым рядом факторов: отсутствие сильных брендов, отсутствие производства электронных компонентов, отсутствие технологий производства некоторых ПВХ-изделий, в т. ч. отсутствие производства ПВХ-пленки для их изготовления, разнообразие ассортимента и эффект экономии на масштабах в Китае.
По канцтоварам доля импорта достигает 85%. Большие западные компании традиционно являлись крупными покупателями канцтоваров, и их уход оказал существенное влияние на этот рынок. По итогам 2023 и 2024 годов падение рынка канцтоваров составляло по 15% в год. Этому также способствуют переход на электронный документооборот и сокращение численности детей в РФ.
Основной потенциал импортозамещения канцтоваров мы видим в пишущих принадлежностях (85%). В части папок и систем хранения канцтоваров (лотки, подставки) уровень локализации достаточно большой и импорт не превышает 20%.