13 сентября, 08:00
Интервью

Глава Мостуризма Козлов: Москва становится все популярнее, причем круглогодично

Евгений Козлов. Михаил Терещенко/ ТАСС
Евгений Козлов
Первый заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы, председатель столичного комитета по туризму Евгений Козлов рассказал о том, какие тенденции наблюдаются в туристической отрасли столицы в последнее время, а также о цифровизации и особенностях привлечения гостей в разные сезоны

Москва как ключевой центр отечественного туризма вернулась к доковидным показателям и даже их превысила. Так, туристический поток в город в первом квартале 2024 года превысил значения аналогичного периода 2019-го. О том, какие тенденции наблюдаются в туристической отрасли столицы в последнее время, а также о цифровизации и особенностях привлечения гостей в разные сезоны рассказал ТАСС первый заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы, председатель столичного комитета по туризму Евгений Козлов.

— Евгений Александрович, какие ключевые тренды туризма вы наблюдаете в Москве в последние годы?

— Сейчас вырос запрос на покой, природность, тишину, но при этом так, чтобы она сочеталась с определенным уровнем комфорта и сервиса. Может ли Москва предложить туристам отдых в таком стиле? Да, может. У нас нет моря или гор. Но есть парки и набережные. Москва развивает свое туристическое предложение, в том числе и как город-курорт. Бассейны в парках, пространства для отдыха у воды, экотропы, велосипедные маршруты, развитие новых зеленых территорий, экологичного транспорта и так далее. Все это — возможность для загородного досуга внутри мегаполиса и основа устойчивого туризма столицы.

Однако при этом важно помнить, что в само понятие устойчивого туризма входит не только "зеленая" тема. Здесь не менее важны вопросы социокультурных инициатив и экономики. Так, в Москве при создании декораций для городских фестивалей часть конструкций используется повторно на других мероприятиях. Это хороший пример, где вопросы экологии и экономики тесно переплетаются. Кроме того, различная продукция, которая представлена на московских фестивальных площадках, почти всегда производится либо в Москве, либо в российских регионах. Получается, что, с одной стороны, мы поддерживаем экономическую деятельность наших сограждан, с другой — знакомим тех же иностранных туристов с культурным контекстом города и страны.

Стала ли зима в Москве более привлекательной для туристов за последнее время? Как еще можно повысить популярность туризма в Москве в период зимнего сезона?

— Конечно, стала. В зимние праздники 2023/24 года столицу посетили 4,3 млн гостей — почти в два раза больше, чем в предыдущие январские каникулы. В некоторых гостиницах не оставалось свободных номеров: 3, 4 и 5 января в центре загрузка составляла 90–100%. Ежегодный фестиваль "Путешествие в Рождество", который длится почти всю зиму, давно стал одним из туристических брендов столицы и одним из самых популярных городских событий. В этом году его площадки посетили около 5,7 млн человек, значительную часть которых составляют туристы.

Кроме того, фестиваль "Усадьбы Москвы. Зима" за счет насыщенной и разнообразной программы побил рекорды посещаемости предыдущего летнего сезона. На площадках столичных исторических усадеб проходили десятки разных мероприятий — от концертов классической музыки до ярких маскарадов. Результат — более 337 тыс. гостей.

— Гости из каких стран интересуются Москвой в разное время года? Есть ли заметная разница?

— Мы не видим сезонных предпочтений, характерных для гостей из каких-то конкретных стран. Есть общие тенденции: пик туризма приходится на летний сезон и рождественские праздники, в весенние и осенние месяцы гостей приезжает меньше. Наша задача — сглаживать эти различия. И мы делаем это, развивая различные формы туризма.

Например, мы видим всплеск числа туристов во время осенних и весенних школьных каникул и увеличиваем предложения образовательного туризма, чтобы сделать Москву более привлекательной для семейного посещения. Или крупные культурные мероприятия, гастрономические ивенты — все это может быть востребовано в любое время года. Так, в первом квартале этого года — а это не самые туристические месяцы — зарубежный турпоток в Москву вырос по сравнению с 2023 годом почти на 40%. Так что Москва становится все популярнее, причем круглогодично.

Еще один пример — фестиваль впечатлений "Усадьбы Москвы". День в усадьбе и ее парке — все более популярный вариант выходного дня: только за два месяца работы фестиваль посетили более 440 тыс. человек. "Усадьбы Москвы" предлагают разнообразную программу. Это и концерты, и выставки, и исторические пикники в стиле разных эпох. Одно из тематических направлений — "Городская дача ". В стилизованных павильонах можно прикоснуться к старой московской дачной культуре конца XIX — начала XX века: веранды с плетеной мебелью, исторические костюмы, мастер-классы по готовке варенья из ягод. Такой природный отдых с историческим контекстом как раз соответствует принципам устойчивого туризма: экологичность и внимание к историческому наследию.

— Какие проблемы возникают при переходе к "зеленому" туризму? Как комитет по туризму работает над их решением?

— Здесь главный вызов для отрасли — подкреплять растущий спрос достаточным числом интересных и качественных предложений. Эту задачу можно решать через подготовку и консультирование профессионалов, готовых работать в таком формате. Например, мы развиваем просветительский проект "Московская школа гостеприимства", один из курсов которого посвящен принципам и практикам устойчивого туризма.

Летом 2024 года Москва выиграла Всероссийскую премию HEBI "Туризм будущего" в номинации "Регионы России. Лучшие практики устойчивого развития туризма". Эксперты конкурса оценили наши проекты и для туристов, и для профессионального сообщества — в том числе и просветительскую работу.

— Какие конкретные технологические решения были внедрены в туристическую отрасль Москвы в последние годы?

— Цифровизация решает для туризма две главные задачи: облегчает поиск информации и помогает этой информацией воспользоваться. Именно это делает наш главный технологический проект Russpass — полноценная цифровая экосистема для организации путешествий, где сейчас представлены 85 регионов России. С помощью сервиса можно спланировать свое путешествие — от расписания транспорта до времени работы заинтересовавшего вас музея, а также купить билеты или забронировать гостиницу.

Russpass постоянно развивается. Растет количество туристических предложений — сейчас их уже больше 36 тыс., появляются новые возможности для пользователей. Сегодня Russpass работает на стимулирование всей туристической отрасли в целом. Для туристов здесь — актуальная информация и готовые решения, полезные статьи на "Russpass Журнале", для регионов — возможность рассказать о себе, заинтересовать будущего гостя и вдохновить его на поездку, а для отрасли — эффективные инструменты для работы, включая функции отраслевого портала "Russpass. Бизнес".

Еще одно важное направление работы — цифровая навигация. В этом году ей была комплексно оснащена ВДНХ: с помощью мультимедийных стоек можно получить информацию об объекте, построить до него маршрут и купить билет.

— Каких инновационных обновлений стоит ждать жителям и гостям столицы в ближайшие 5–10 лет?

 В первую очередь это дальнейшее совершенствование Russpass как туристической цифровой экосистемы. Мы хотим, чтобы Russpass стал лидером среди туристических сервисов для решения самых разных задач: от бронирования отелей до поиска информации о заинтересовавшей достопримечательности. Кроме того, мы развиваем его как коммуникационную площадку для представителей отрасли.

Беседовала Ксения Асафова 

Теги:
Москва