Глава ГК "Солар": в РФ не осталось технологических ниш без собственных защитных решений

Игорь Ляпунов
Уже три года на российские структуры осуществляются масштабные кибератаки. Но в случае изменений геополитической ситуации картина может измениться и в киберпространстве.
О том, возможны ли изменения, как почувствует себя российский кибербез при возвращении западных вендоров, и о текущей степени импортозамещения в информационной безопасности рассказал в интервью ТАСС заместитель президента, председателя правления "Ростелекома" и глава ГК "Солар" Игорь Ляпунов.
— Как сейчас выглядит ландшафт кибербезопасности? Снизилось ли число атак в связи с геополитическим потеплением?
— С начала СВО в 2022 году на Россию идут огромные волны кибератак. Если раньше жертвами атак в основном становились крупные компании, то теперь им подвергаются все — от лидеров экономики до микробизнеса. Киберугрозы очень изменчивы, каждый день появляются как новые инструменты защиты, так и новые инструменты атак, новые техники. За 2024 год их количество выросло на 20%, но самым популярным остается заражение вредоносным программным обеспечением.
Когда закончился 2022 год, создалось впечатление, что российские ИБ-специалисты научились отрабатывать все типы кибератак. Ничего подобного. В январе 2023 года Украина вступила в киберцентр НАТО, и все атаки вернулись с новой силой и новыми технологиями. В конце 2023-го, когда казалось, что хуже быть не может, мы увидели новые рекорды. Сейчас инструментарий атакующих очень серьезный, скорости атак растут. Если раньше на целевую атаку уходило два-три месяца, то сейчас это два — два с половиной дня от момента первого исследования до полного уничтожения инфраструктуры компании.
О последствиях геополитического потепления рассуждать рано, но геополитика — это важный фактор киберриска, 70% успешных атак осуществляется политически мотивированными группировками.
— Видели ли вы, чтобы кто-то из западных вендоров начал возвращаться в Россию? Хотя бы признаки есть?
— Нам об этом неизвестно. В любом случае для того, чтобы вернуться, иностранным компаниям надо начать собирать команду. Команды все разошлись, и, насколько мне известно, никакого подбора западные вендоры сейчас не ведут.
Для иностранных вендоров Россия — это рынок сбыта. Он непростой, но довольно крупный. Другое дело — ждут ли их. Доверие к зарубежным вендорам разрушено, существенно изменился законодательный ландшафт
Их присутствие имеет смысл для 50–100 крупнейших компаний страны, для которых кибербез сакрален, — это объекты КИИ, операторы персональных данных. Для десятков тысяч остальных компаний важны исключительно потребительские свойства продукта: он должен обладать необходимым функционалом и стоить дешево. Я имею в виду компании малого и среднего бизнеса, чья потребность в защите постоянно возрастает.
Но если западные вендоры все же вернутся, это станет еще одним драйвером роста российских технологий. За время их отсутствия российский кибербез стал подобием парника, в котором хорошо растет все — включая сорняки в виде недоработок, которые встречаются в отечественных продуктах. Индустрия кибербезопасности обладает значительным экспортным потенциалом. Давайте сделаем шаг навстречу международным игрокам и создадим условия для честной конкуренции: за последние три года, находясь в парниковых условиях, российские технологии смогли достаточно укрепиться для этого.
— Насколько значительным остается потенциал импортозамещения? Что еще может быть замещено решениями российских вендоров?
— Доля иностранных решений остается высокой — 10–20% для отдельных классов ПО, 40–50% для сетевого оборудования ИБ. При этом в большинстве объектов КИИ практически не осталось нероссийских средств защиты. Более 70% таких организаций импортозамещены. Конечно, где-то еще используется отдельное "железо" иностранного производства, например межсетевые экраны. Но, как правило, перед каждым из них уже встал российский межсетевой экран.
Такая же ситуация в корпоративных сетях. Понятно, еще много иностранных решений, но тем не менее они постепенно заменяются. У темпов импортозамещения есть объективные факторы. Не все компании могут разово заложить бюджет на большое переоснащение инфраструктуры, которая создавалась годами. Процесс миграции также занимает время и требует совместимости решений. Так что импортозамещение еще какое-то время будет оставаться фундаментальным фактором роста.
— Когда Россия достигнет технологической независимости в ИБ?
— Я считаю, что там, где это было крайне необходимо, мы ее уже достигли. Если сравнивать с другими дисциплинами ИТ, то инфобез в самой высокой степени готовности. В средствах защиты за три года мы продвинулись многократно. Сейчас действительно можно построить систему информационной безопасности только на российских технологиях. Технологических ниш, где у нас нет своих решений, уже не осталось.
В первую очередь это касается именно программного обеспечения. Остаются сложности с аппаратными платформами — есть хорошие российские технологии, но микроэлектроника и все чипы пока не российские, но мы постепенно над этим работаем.
У множества других стран остается высокая зависимость от западных технологий. На примере отключения России от международных ИТ-экосистем многие начали осознавать опасность зависимости от них: начиная с цифровых сертификатов, которые есть на каждом веб-сайте, заканчивая мобильными устройствами, облаками и так далее. И у всех так или иначе возникает запрос на подход, который обеспечит создание доверенной системы из недоверенных компонентов. То есть давайте американское, китайское, европейское, российское замешаем в какую-то правильную комбинацию, чтобы ни у одной из сторон не было возможности давления на страну.
— C чем связаны высокие темпы роста ГК "Солар" (53%) в прошлом году? Ваши коллеги по сектору отчитывались в последнее время хуже. Является ли такой рост разовым всплеском?
— Наш рост основан на фундаментальных факторах, прежде всего на комплексном подходе к защите клиентов и на экспертизе. Мы исторически развивались как провайдер сервисов ИБ, который способен с нуля выстроить систему ИБ у клиента или подключить его к своим сервисам и взять полную ответственность за его защиту. Это другой уровень отношений с клиентами по сравнению с тем, что есть у разработчиков продуктов.
Одновременно мы инвестировали много ресурсов в выстраивание самой передовой экспертизы на рынке и в разработку своих продуктов и решений. Эти инвестиции дали хороший результат. Мы впервые в этом году публикуем отчетность по МСФО. Она показала, что одновременно с ростом вдвое быстрее рынка нам удалось заметно нарастить эффективность бизнеса, показатель OIBDA рос сильнее выручки — вдвое в 2024 году, до 5,4 млрд рублей, рентабельность по OIBDA увеличилась до 24% с 19%. В результате "Солар" вышел на чистую прибыль в 1,3 млрд рублей. Отношение "чистый долг/ OIBDA" сократилось до уровня 2,3х против 3,4х годом ранее за счет опережающего роста показателя OIBDA по сравнению с динамикой чистого долга.
Сейчас глубина знаний о киберугрозах и способность быстро обновлять эти знания — ключевой дифференцирующий фактор на ИБ-рынке. Именно это дает доступ к самым крупным и требовательным клиентам в стране, создает репутацию и долгосрочные отношения
Я считаю, что сейчас на нашем рынке никто не знает о киберугрозах больше, чем "Солар". Наш центр исследования киберугроз 4RAYS анализирует данные трафика "Ростелекома" — а это более половины всего российского интернет-трафика. Мы одни из первых видим новые виды атак и находим способы борьбы с ними.
Это, конечно, не значит, что мы будем каждый следующий год расти на 50% и выше. Мы уже вышли на уровень выручки 22,3 млрд рублей, что делает нас одним из крупнейших игроков российской информбезопасности. По мере увеличения масштаба бизнеса любой компании важно грамотно управлять своим ростом — следить за эффективностью на всех уровнях.
Мы видим, что подход "кибербез под ключ" актуален как никогда. Защищаться от угроз становится сложнее, ИБ-специалисты дорожают. Поэтому сервисная модель пользуется большим спросом. Предоставляя защиту по сервисной модели, мы отвечаем деньгами перед клиентом за его защищенность. А мы защищаем крупнейшие инфраструктуры, объекты КИИ, Госуслуги, все мероприятия с участием первого лица государства, например питерский форум, выборы президента — все масштабное, что происходит так или иначе с экономикой, — это про "Солар". Наш госбизнес — это порядка половины выручки. Это проекты, к которым предъявляются самые высокие требования, уровень ответственности — колоссальный. Но именно опыт защиты госсегмента создает нам преимущество, которое выбирают и коммерческие компании. За прошлый год наша клиентская база выросла на 46%, и самый большой рост показывает коммерческий сегмент, количество крупных корпоративных клиентов (В2В) выросло почти на 43% относительно 2023 года. Среди крупных B2B клиентов популярна именно сервисная модель "по подписке".
— Планируете ли вы продолжать рост через M&A (слияния и поглощения)? Будет ли сокращаться количество компаний в ИБ-секторе? Какие компании будут уходить с рынка?
— Мы идем в такие сделки, когда видим, что какую-то технологию или продукт быстрее и эффективнее купить, а не создавать с нуля. В 2024 году мы осуществили четыре сделки, за первый квартал этого года — еще одну. Всего за время существования компании реализовано более 15 успешных сделок.
Также в прошлом году мы запустили первый в России венчурный фонд в сфере информационной безопасности Solar Ventures объемом до 1,1 млрд рублей. Можно сказать, что при помощи фонда мы закладываем фундамент, делаем посев будущих М&A сделок.
С ростом зрелости рынка количество компаний будет сокращаться — сейчас рынок сильно фрагментирован, на нем работают около 300 компаний. ИБ-стартапы тоже исчисляются сотнями. При этом эффект экономии от масштаба и потребность в накоплении компетенций будет неизбежно консолидировать рынок, особенно сегмент аутсорсинга и MSS, то есть сервисов по подписке.
И главное, о чем мы уже говорили, — интерес к сервисной модели. Будущее всего рынка — кибербезопасность как часть услуги (связи, облачного сервиса). Расти в этой среде смогут в первую очередь игроки, работающие с крупными экосистемами.
— Бизнес ваш вы в будущем каким видите? Международным или российским? Спрашиваю, так как ваше присутствие за рубежом не особо освещается в СМИ.
— Мы в первую очередь российская компания с большим потенциалом роста на отечественном рынке. Сейчас мы №1 в России среди сервис-провайдеров и входим в топ-15 в мире. У нас есть крупнейший в РФ коммерческий SOC — центр противодействия кибератакам. Мы работаем с 1 тыс. самых крупных заказчиков страны и видим, что есть огромные возможности по выходу в сегменты менее крупных заказчиков — от значимых B2B клиентов до малого и среднего бизнеса и частных лиц (B2C).
Еще одна точка роста — развитие собственного портфеля продуктов. Как вендор мы входим в топ-10 компаний в РФ, и мы планируем наращивать наши объемы в этом направлении.
Мы тестируем дружественные рынки Юго-Восточной Азии, стран СНГ, Латинской Америки, но о конкретных планах говорить преждевременно.
За последние годы российский ИБ накопил уникальный опыт противодействия самым мощным хакерским атакам. Основной запрос со стороны зарубежных партнеров — всевозможные обучения, киберучения, кибертренировки. Как только ты начинаешь диалог с иностранными партнерами, от них звучит главный вопрос: "Есть ли какие-то обучающие программы, научите, дайте нам экспертизу"
Три года подряд "Солар" проводил международные киберчемпионаты в рамках ПМЭФ и ЦИПР с участием представителей десятков стран. В 2024 году провели чемпионаты в Таиланде, Кыргызстане с участием локальных компаний. Большой интерес был к тому, чтобы мы показали, как реально совершаются атаки. В 2025 году планируем международный чемпионат на ЦИПРе, новые этапы киберсоревнований в Беларуси и странах Юго-Восточной Азии.
Это доказывает, что мы можем конкурировать на международном рынке, уже готовы к этому.
— Вы сохраняете планы на IPO даже с учетом текущей ключевой ставки? Если ставку поднимут, вы откажетесь от планов? Какие еще у вас сейчас стоп-факторы?
— В этом году "Солар" отмечает 10 лет. За это время мы прошли путь от стартапа до архитектора комплексной безопасности, работали над внутренней трансформацией, управлением процессами и эффективностью и намерены продолжать развиваться. IPO — один из возможных стратегических сценариев, мы рассматриваем его, хотим быть готовыми. Стоп-факторы или, наоборот, позитивные решения могут быть определены нашим акционером на основе аналитики рыночной конъюнктуры, от этого будут зависеть и конкретные планы, и сроки.
Нам, конечно, это интересно. Публичный статус — прежде всего показатель зрелости компании. Он позволяет развиваться на другом уровне, продвигать бренд, создать дополнительные механизмы мотивации для сотрудников.


