Василий Церетели: дедушка говорил: "Надо быть прорабом". Я тоже привык всегда работать

Василий Церетели

— Василий Зурабович, смерть вашего дедушки, Зураба Константиновича, повлияла не только лично на вашу жизнь и на работу РАХ. Недавно вас назначили и.о. президента академии, поделитесь с нами, на что в первую очередь вы планируете обратить внимание в этой должности.
— Безусловно, утрата дедушки для меня — это очень тяжело. Он был для меня как отец, воспитывал меня с самого детства. Вместе с ним я посещал все мастерские, всегда был рядом с ним, когда он работал. Этот человек всю жизнь трудился: у него никогда не было плохого настроения или плохой погоды, он вставал и работал день и ночь.
Читайте также
Биография Зураба Церетели

Академия художеств — это прекрасно функционирующее учреждение. У нее есть два филиала: в Красноярске и в Казани. Также существует отделение на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и отделение, которое сейчас находится на новых территориях. Это действительно большая институция, охватывающая Москву и Санкт-Петербург.
Миссия Зураба Константиновича заключалась в укреплении, сохранении и поддержке художников и искусства по всей стране. Это та миссия, которой нужно продолжать заниматься и укреплять. Я исполняю обязанности временно, но 19-го числа будут выборы. В первую очередь необходимо их организовать, а затем, если меня изберут, продолжать реализовывать все намеченные планы. Нужно будет представить концепцию пятилетнего развития Академии художеств и уже по этому плану развивать ее.
— Может быть, готовится специальный проект в память о Зурабе Константиновиче?
— На девятый день была памятная дата. Собрались все сотрудники академии и друзья здесь, на Пречистенке, в Академии художеств. У нас открылись две выставки, посвященные 80-летию Победы. Одна из них проходит в академии, и я всем советую ее посетить. Она называется "Вера, подвиг, победа". Эта выставка стала первой, открывшейся без Зураба Константиновича, и посвящена его памяти. На ней представлены работы всех наших академиков, включая и работы дедушки. Здесь можно увидеть произведения на различные темы войны и послевоенного периода, а также работы, посвященные специальной военной операции. Эти экспонаты отражают всю боль и радость Победы, а самое главное — память о ней. Также представлены работы многих художников, которые обучаются у нас в творческих мастерских.
Кроме того, мы открыли выставку под названием "Парк Победы", которая проходит в Московском музее современного искусства. Эта выставка тоже символична и является данью памяти Зурабу Константиновичу.
— Василий Зурабович, а у вас у самого есть какая-то любимая работа дедушки, может быть, назовете?
— Я очень люблю его живопись, поэтому всем советую прийти на Пречистенку, посмотреть его подсолнухи. Это солнце, это радость, это энергия. Он был добрейший человек, поэтому и в свои работы, в живопись вкладывал огромную внутреннюю доброту и энергию, которая у него была.
Читайте также
Знаковые работы Зураба Церетели

Мне повезло работать с ним над памятником "Слеза скорби", установленным в Америке в память о трагедии 11 сентября. Это дар российского народа и президента Путина народу Америки. На мой взгляд, монумент очень важен, потому что каждое 11 сентября жители города и те, кто приезжают туда (в год это около 3 млн человек), приходят к нему. Они видят, как наша страна одной из первых открыла мемориал, подчеркивая важность своей миссии: мы против терроризма, мы против зла и за добро.
Также можно вспомнить монумент, который находится на территории штаб-квартиры Организации Объединенных Наций. Это изображение святого Георгия, поражающего дракона, сделанное с использованием настоящих ракет. Мне кажется, это тоже очень важный монумент. Работы Зураба Константиновича всегда имеют особый смысл и значение; они рассказывают историю и остаются актуальными на протяжении долгого времени. Примечательно, что когда в ООН узнали о смерти Зураба Константиновича, была минута молчания.
— Не так давно Ольга Свиблова назвала РАХ и РАН основополагающими институциями государства. Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?
— Знаете, в первую очередь хочу сказать, что я обожаю Ольгу Львовну Свиблову. То, что она делает в Мультимедиа Арт Музее, вызывает у меня восторг и глубокое уважение. Она — величайший профессионал. Мне повезло работать с ней на Венецианской биеннале. Она действительно выдающийся специалист и член президиума Российской академии художеств.
Я согласен с ее мнением. Российская академия художеств — это одно из важнейших учреждений наряду с Эрмитажем и Третьяковской галереей и представляет собой ценнейший объект культурного наследия. У нас есть отделения по всей стране и множество филиалов. Важнейшая миссия Российской академии художеств — проводить государственную политику в области художественного и творческого образования, а также научной деятельности. Поэтому академия действительно является одним из главных законодателей в области художественного образования, науки и классического искусства.
— Василий Зурабович, переходя к Московскому музею современного искусства. Какие направления развития сегодня для вас там являются приоритетными?
— Зураб Константинович открыл Московский музей современного искусства 25 лет назад, за это время как в стране, так и в истории музея произошло много изменений. Несмотря на то что он некоторое время был закрыт, все же возобновил свое существование и стал научно-исследовательским центром мирового уровня. Помимо выставочной деятельности, в нашей коллекции более 15 тыс. произведений искусства начиная с начала XX века до сегодняшнего дня. Очень важно, что у нас представлены все направления искусства: от авангарда и советского периода до реалистического искусства и современности. Мы делаем большой акцент на молодежь и на появление новых имен.
У нас есть школа "Свободные мастерские", где мы обучаем кураторов и художников, а также детские студии. Каждый месяц мы проводим новую выставку молодых художников, это стало обязательной практикой для создания новых имен.
Музей активно занимается международной деятельностью; в прошлом году у нас была выставка нескольких китайских художников. Мы организуем выставки по всем регионам нашей страны и тесно сотрудничаем с различными музейными институциями.
Реставрация и инклюзивные программы также имеют для нас большое значение. Музей является полноценным научно-исследовательским центром, который занимается образованием и сохранением культурного наследия. Важной частью нашей работы является издательская деятельность: у нас выходит журнал "Диалог искусства".
Миссия, которую мы выполняем, — это огромная работа, которая укрепляется и развивается на протяжении этих 25 лет. Благодаря департаменту культуры города Москвы нам передали мастерские Налбандяна и недавно — Кончаловского. Это очень важная часть нашего музея. В прошлом году мы провели большую выставку, посвященную Налбандяну, что также является одной из ключевых миссий музея — сохранение памяти о выдающихся деятелях искусства, которые творили и работали в Москве.
— Если продолжить тему мастерской Петра Кончаловского, когда она будет готова к эксплуатации?
— Так получилось, что ее надо ремонтировать. Проект согласован, все документы готовы, сейчас вместе с департаментом культуры мы обсуждаем, когда уже приступим к реализации намеченных планов и превратим это в полноценное пространство для искусства.
— А поделитесь с нами ближайшими выставочными планами ММОМА?
— Совсем скоро у нас откроется прекрасная выставка, посвященная Борису Мессереру. Это величайший театральный художник, академик. Поэтому мне кажется, что этот проект станет большим событием не только в жизни музея, но и в нашей стране тоже.
— А если говорить о международном сотрудничестве музея?
— В 2026 году мы открываем большую выставку нашей коллекции в Пекине. Так получилось, что ММОМА и Академия художеств очень близко взаимодействуют. Поэтому у нас также есть проекты с Ираном, Белоруссией, Китаем, Бахрейном и многими другими странами, где мы показываем как академическое искусство — наших академиков, так и коллекцию нашего музея. И оттуда мы принимаем гостей и показываем их творчество у нас.
— Многие молодые художники жалуются на то, что после выпуска из учебных заведений существует две дороги: преподавать в своей же академии или рисовать на заказ, что совершенно не гарантирует стабильный заработок. Куда податься молодому автору, на ваш взгляд?
— Вопрос всегда остается актуальным. Это общемировая проблема: что делать художнику после окончания института? Не каждый может преподавать, поскольку для этого необходима независимая карьера и определенный статус. Тем не менее это важная миссия. У нас есть творческие мастерские, и многие художники, окончившие, например, Суриковский институт или Строгановку, а также Репинскую академию и множество других замечательных вузов по всей стране, имеют возможность продолжить обучение еще на три года в творческих мастерских Академии художеств. Это своего рода повышение квалификации. Также многие выбирают школу "Свободные мастерские" Московского музея современного искусства, где формируют свое отношение к предмету.
На мой взгляд, важно обратить внимание на опыт Китая. В советское время существовали госзаказ и фонд, который поддерживал художников, что играло значительную роль в их развитии. Эти направления действительно важны, и о них нужно говорить, потому что для сохранения нашей культурной истории художники и их творчество имеют огромное значение. Государство также должно играть важную роль в увековечении монументального искусства и в поддержке художников, чтобы они могли находить себя, а музеи — приобретали их работы. Я верю, что со временем это станет реальностью.
Мы стараемся организовывать выставки, и коллекционеры дарят нам свои работы, чтобы привлечь внимание к молодым художникам. В Москве сейчас появилось много ярмарок современного искусства, и скоро пройдет Art Russia, которая будет посвящена академическому искусству. Академия активно поддерживает эту инициативу, и развитие рынка искусства является ключевым моментом. Важно, чтобы компании начали формировать свои корпоративные коллекции и развивали любовь к искусству. Это будет способствовать общему благополучию.
— Как вы относитесь к мнению Зураба Церетели о том, что утрата художественно-производственных баз, таких как комбинат Вучетича и завод в Мытищах, негативно сказалась на подготовке студентов и молодых художников? Считаете ли вы, что возобновление таких баз могло бы улучшить ситуацию в современном искусстве?
— Вы знаете, это отметил не только мой дедушка, но и президент. Крайне важно развивать образование как "ремесло". Помимо художественных вузов, необходимо создавать места, где художники смогут обучаться таким навыкам, как сварка, формовка, и многим другим направлениям, без которых невозможно стать поистине профессионалом. Это важно не только для профессионалов, но и для создания выдающихся проектов и монументов.
Можно сказать, что это институт прикладного искусства. Создание такого института — это задача, которая была заложена Зурабом Константиновичем. Мы будем работать над тем, чтобы на базе Академии художеств реализовать эту миссию и готовить специалистов, которые смогут работать во всех жанрах и направлениях, а также быть полезными для развития нашего творчества и монументального искусства в целом.
— Многие говорят о том, что современное искусство бесконечно перерабатывает предыдущий опыт, не имея собственного узнаваемого стиля. Действительно ли существует такая тенденция?
— Знаете, если взять академическую школу, то мы продолжаем учиться по работам старых мастеров. Так, например, одна из важнейших дисциплин — копии. В искусстве всегда важно обращаться к древнему и предшествующему, чтобы создать что-то новое. Знать то, что было до тебя, крайне необходимо. Мы можем гордиться тем, что Россия первой создала авангард, который подарил миру дизайн, инновации и стал основой современного искусства.
Сегодня это отражение нашего времени: кто-то фотографирует, кто-то пишет картины, кто-то лепит скульптуры, а кто-то снимает фильмы. Каждое из этих проявлений, созданное сегодня, олицетворяет сегодняшний день. Оно не может быть простым повторением; оно может основываться на предыдущих идеях, но визуально и смыслово передает тот смысл, который вкладывает художник, отражая современность.
Поэтому музеи важны: они собирают искусство, которое актуально сегодня, и могут транслировать его в историю, передавая будущим поколениям. Это становится наследием нашей музейной ценности. Важно пополнять коллекции музеев — это необходимо для будущего.
— Василий Зурабович, вы сказали, что Зураб Константинович был вам как отец. В заключение хотелось бы попросить вас поделиться с нами какими-то его правилами жизни, взглядами. Что вам запомнилось?
— Вы знаете, его улыбка, всегда хорошее настроение, доброта. Не было и дня, когда бы он не помогал людям. Запомнилась его способность встать рано утром, делать зарядку и приступать к основным делам: писать картины, потом ехать в академию, затем в музей. Его дни всегда проходили в движении и постоянной работе. Он никогда не жаловался на головную боль, и я не мог представить, чтобы он был в плохом настроении. Он всегда был готов работать, создавать — и делал это с улыбкой.
Этот заряд энергии был необходим, чтобы... быть, как говорится, прорабом. Это тоже были любимые слова моего дедушки: "Надо быть прорабом, нужно брать лопату в руки и делать что-то самому, а не ждать, пока кто-то сделает это за тебя". Я тоже так привык: всегда работать, всегда трудиться на благо. Лень — это плохое качество, поэтому важно всегда быть в труде.
— А какие качества он в вас воспитывал?
— Для меня качества, которые были у Зураба Константиновича, имеют первостепенное значение. Его отношение к людям, то, что он был другом для всех, независимо от возраста, — это очень важно. Я помню, как в 8 лет он взял меня с собой в Японию, и это было лишь одно из множества наших путешествий. Когда я пытаюсь представить себя на его месте с ребенком 10–11 лет, я осознаю, какое терпение нужно иметь. Он всегда был для меня другом, всегда общался на равных. Благодаря этому у него было множество мастер-классов для детей, которые стали любимыми моментами для многих. Он говорил, что детям нужно дарить цветные карандаши, чтобы они могли развивать свою свободу и рисовать природу так, как им хочется. Запрещать что-то — не лучший подход; важно позволять ребенку развиваться и проявлять свои творческие способности. Когда начинаешь запрещать, это может вызвать фобии. Поэтому нужно поддерживать их креативность.
У меня всегда была под рукой бумага или холст. Он говорил: "Иди рисуй". Эта способность быть открытым и любить все — вот что действительно важно. Зураб Константинович создал Музей современного искусства, который дал возможность множеству художников развиваться и оставить значительное наследие на благо нашей страны. То, что он сделал, — это огромный вклад в развитие целых поколений художников, которые смогли проявить себя и оставить свой след в наследии нашей страны.



