Сергей Аксенов: за эффективное решение энергетической проблемы готов уступить свое кресло
Готов ли был Крым к отключению электроэнергии Украиной? Какой ущерб был нанесен жителям и энергосистеме? Сколько продлится режим ЧС? Прекратится ли блокада? Готов ли полуостров к запуску энергомоста? Кто из чиновников не справляется с работой в условиях энергокризиса? Когда Крым возобновит прием туристов? На эти и другие вопросы, связанные с прекращением энергопоставок с Украины, ответил глава Крыма Сергей Аксенов.
- Был ли Крым готов технически к отключению электроэнергии Украиной?
- Технически мы учения проводили, штабы собирали. Мы сразу обозначали, что это проблема федерального уровня. Мы четко понимали, что нигде нет больше такого примера работы в локальной сети, где основная часть электроэнергии вырабатывается обыкновенными дизелями. Чтобы обеспечить с их помощью 2 млн человек - такого опыта никогда ни у кого не было.
Учения проводились чуть ли не каждый месяц - начиная с декабря прошлого года первые месяцы по два раза в месяц, а потом раз в месяц. Мы отрабатывали все варианты. Конечно, были подготовлены все схемы отключения. Приносили и раскладывали мне на весь стол эти схемы, согласовывали. Все должностные лица знали свои места. Понимая, что самостоятельное техническое решение мы вряд ли найдем, мы договорились о том, что курировать работу будет федеральный штаб с привлечением соответствующих специалистов.
В ноль часов 22 ноября, когда было отключение, был полностью сбор всех специалистов и все ожидали, как начнет исполняться график. На раскачку было два-три часа, на подъем МГТС, подъем ТЭЦ, чтобы они вышли на пиковые нагрузки. Примерно к 16 часам стало ясно, что график не соблюдается практически на 100%. Это и было в принципе основной причиной отставки министра (топлива и энергетики республики Сергея Егорова - прим. ТАСС).
Когда свет отключили, специалисты больше всего боялись, чтобы не легла вся система в принципе, чтобы не было такого удара по энергосистеме, в результате которого она рассыпалась бы и перестала существовать. И первые действия были направлены на спасение системы. С точки зрения готовности системы она выдержала эту ситуацию: потерь нет, фидера не погорели, трансформаторы не погорели, в общей массе все сохранилось.
Сегодня энергетики делают все возможное. Я уже сам вижу, что штаб заработал, и за эту неделю позитивные изменения налицо. То, что было в прошлый понедельник, и то, что было в этот понедельник, - земля и небо. Население получает информацию, более-менее соблюдается график. Хотя где-то свет подается на два часа через 12. Но люди хотя бы знают, что эти два часа есть и можно зарядить телефон. Если смотреть на фоне того, что четыре-пять дней не было света, то уже хорошо.
- При каких условиях в Крыму будет отменен режим ЧС?
- Мы ожидаем, что первая очередь энергомоста даст минимум 260 МВт. Мы уже понимаем, как будет происходить распределение - в первую очередь жилой фонд получит дополнительную подпитку. Но я думаю, режим ЧС будет действовать как минимум до Нового года, до тех пор, пока все не войдет в обычное русло. Сейчас главная задача для энергетиков - оптимизировать схему подачи электроэнергии в дома таким образом, чтобы хватало всем. Можно еще правильно определить такие максимальные нагрузки и режим экономии, когда высвободятся дополнительные мощности. Кроме того, что мы решим вопросы отопления, подачи света в жилые дома, все равно нужно будет как-то запускать промышленные предприятия. Нам нужно, чтобы они работали и платили налоги.
Пик напряжения сейчас миновал. Конечно, не до каждого человека мы еще дошли, далеко не вся работа выполнена. Еще неделю-две нам предстоит все это выравнивать. По крайней мере люди видят, что власть на месте. Безопасность обеспечивается, с продовольствием проблем нет, бензином обеспечены, лекарственные препараты полностью все в наличии, цены на них контролируются.
- Продажа алкоголя до 17 часов и ограничения работы кафе и ресторанов тоже будут действовать до Нового года?
- Все будет исходя из целесообразности. Мы не сторонники того, чтобы сдуру запрещать что-то. Если будет в городе возможность подавать освещение торговым точкам и обеспечивать там безопасность граждан, то никаких вопросов не будет. Но эти меры будут приниматься на местном уровне, мы централизованно мер по продаже алкоголя не принимали. Это принял Симферополь и еще ряд городов, которые посчитали, что им на данный момент так удобней.
- Меры по ограниченной продаже алкоголя и работе ресторанов дают результат?
- У меня каждый день в 9 утра совещание с силовиками. Ситуация нами полностью контролируется. А общий уровень преступности по Крыму действительно снизился. Я не могу сказать, с чем это связано. Наверное, повысился уровень ответственности людей. Люди тоже понимают, что жить в регионе, который находится на особом положении, и заниматься своими темными делами, нельзя. Наверно, им стыдно так делать. Мы делаем со своей стороны все возможное. Надеемся, что у людей тоже просыпается в голове что-то хорошее. По крайней мере совесть.
- Сейчас Крым ждет энергомост из Краснодарского края. Что было сделано на полуострове с технической и организационной точки зрения, чтобы принимать электроэнергию с материка?
- На всех объектах на территории Республики Крым работы идут согласно графику. У нас основной распределительный терминал - Кафа. За 10 дней до этого удара мы были с министром энергетики РФ Александром Новаком на подстанции, работы там велись полным ходом и уже практически все было готово к подключению кабеля. На мой взгляд, все работы выполнены. Крымские энергетики обеспечили работу сети, которая идет с Керченского полуострова, "прозвонили" все линии. Все в исправности и готово к подаче электроэнергии.
Распределить (поступившую с материка электроэнергию - прим. ТАСС) можно будет на территории всей республики. Часть этой электроэнергии в основном будет оставаться на территории Керчи, Феодосии, Судака. И в этом случае в Симферополе освободившуюся с ТЭЦ электроэнергию мы сможем перераспределить в другие районы. После запуска энергомоста все начнут жить по новому графику подачи электроэнергии, который улучшит положение дел в селах, районах и городах.
- Безусловно, кризис проявил способности чиновников. На ваш взгляд, все ли справились? Не разочаровались ли вы в своей кадровой политике?
- Если я их ругал на протяжении полутора лет, то я так же относился и к себе. Задачи, которые я ставил им, я и сам решал. Сегодня я могу сказать, что на 95% я не ошибся. Были недоработки, все учились в процессе работы. Какие-то вещи не успевали к сроку, но тем не менее в итоге все выполнялось. В рамках работы этого штаба (по ликвидации последствий ЧС - прим. ТАСС) в первый день был еще какой-то разнобой, люди только входили в определенный режим. Но сейчас штаб работает как единый организм. Определены ответственные, вышли депутаты в поле, работают и МЧС, и распределительные сети, прокуратура. Исходя из того, что такое взаимодействие организовано, появляются и определенные результаты.
На уровне компетенции мы сделали все, что могли. Но министра убрали за график и за то, что дизель-генераторы, которые должны были быть подключены к объектам и стоять в пусковой готовности, не были приведены в рабочее состояние. При этом я четко понимал, что есть люди, которые готовы процесс перехватить. Я бы не поменял должностное лицо, если бы знал, что вхождение нового чиновника в курс дела займет длительное время.
Думал, что будет больше кандидатов "на вылет". Но на сегодняшний день я даже не смогу сказать навскидку, что я кого-то уже готов завтра уволить. Все отработали достойно, у меня претензий практически ни к кому нет. Все выполняют те задачи, которые ставит штаб.
К нам приезжают различные зарубежные эксперты, говорят, что они готовы предложить помощь. У меня были на встречах уже человек 20, которые известные светилы в области энергетики. Но когда они на нашу ситуацию смотрят, то говорят, что нам только энергомост нужен. Я отвечаю, что мы и так знаем, "спасибо" за такой совет. Любому, кто придет сейчас со стороны, предложит вариант решения, и моментально сейчас начнет подаваться свет, я сразу кресло свое помою и уступлю ему.
- Вы хоть спать своим подчиненным разрешаете?
- Спать я никому не даю, потому что сам не ложусь. Они знают, что докладывать нужно в любое время суток, никто спать не ложится. Мы всем говорим, что награды потом будут, но сейчас надо поработать на Родину. И я им всем сейчас реально благодарен.
Сам я сплю по два-три часа - только так получается. Других вариантов нет. Не спать совсем тоже невозможно, этого никто бы не выдержал. А я за три часа уже научился - то один глаз спит, то другой.
- Многие россияне в этом году рассчитывали на Крым как на место новогоднего отдыха. С учетом проблем с электроснабжением Крым готов принять туристов?
- Мы ситуацию не идеализируем. Конечно, не все места отдыха будут работать, физически это невозможно. Даже с первой очередью энергомоста мы будем получать только 50% от потребности. Скорее всего, все объявления на эту тему будут делаться уже после запуска энергомоста. Возможно, произойдет просто перераспределение резервных источников, может быть, мы их на санатории отдадим. Это позволит хотя бы не простаивать, несмотря на то, что электроэнергия таким образом получается гораздо дороже. Определенные решения на этот счет будут приняты после запуска энергомоста.
Мы хотели бы, чтобы к нам приехали, но обманывать туристов не хотим. Будет неправильно, если человек приедет и будет здесь без света находиться, не получит тот сервис, на который он рассчитывает. Мы хотим, чтобы все было по-честному. Заработать мы всегда успеем.
Будем предусматривать компенсационные механизмы с тем, чтобы не пострадали все люди, которые по объективным причинам режима ЧС не смогли приехать в Крым. Чтобы все, кто купил путевки, получил свои деньги обратно. Мы понимаем свою ответственность перед людьми. Если им эта услуга была продана, значит она должна быть выполнена, либо без промедления должны быть возвращены все средства.
- Есть ли уже понимание, какой ущерб Крыму нанесли действия Украины по отключению полуострова? Когда начнется подсчет ущерба?
- Пока я затрудняюсь сказать, как будет определен объем ущерба. Прокуратура этим занимается. Для того чтобы потом вменить всем, кто считает себя террористами, возбуждено уголовное дело. Конечно, нужно посчитать, какие суммы они должны республике. Думаю, что подсчеты общего ущерба и ущерба экономике займут не один месяц.
- Каким порядком могут исчисляться эти цифры?
- Сюда можно включать упущенную выгоду и так далее. Сама формула, я думаю, будет составлена следственными органами. Пока я этим не занимался, у меня на это просто нет физически времени. Когда закончу с ЧС, тогда всем все и посчитаю. Мы ничего не забудем, пусть даже не сомневаются.
- Считаете ли вы, что Крыму и крымчанам нанесен и моральный вред?
- Нет, морально они нас только укрепили. Люди, наоборот, теперь только разозлились на правительство Украины и теперь категорически не хотят сотрудничать, говорят Украине "до свидания". Это все нас сплотило и сделало одной большой семьей. Это дорогого стоит.
- Означает ли этот энергоконфликт, что Крым полностью и окончательно разрывает отношения с Украиной?
- Окончательный разрыв был с точки зрения территориальной принадлежности - это уже раз и навсегда. Просто себе кто-то еще строит иллюзии, пытается политические баллы на Украине заработать на том, что якобы вернет Крым. Но уже до самого последнего сторожа дошло, что это безнадежное дело и никогда этого не будет, ни при каких условиях и ни при каких обстоятельствах. Территориально с Украиной мы порвали навсегда.
А с точки зрения товаров - не мы начали эту войну, не мы устраивали эту продовольственную блокаду. Сначала они запретили железнодорожное сообщение, потом автобусное, потом уже автомобильное и уже дошло до маразма. К отключениям электричества морально Крым был готов, в этом у меня никаких сомнений нет. Люди полностью поддерживают действия правительства и не желают идти ни на какие компромиссы с украинской стороной. Сейчас есть много обращений к нам. Особенно люди пожилого возраста пишут, что даже если Украина даст электроэнергию, чтобы мы отказывались и не брали.
Граждане Украины нам не враги, мы в одном государстве вместе жили. У нас у всех там много друзей, родственников и знакомых, есть связи, контакты, близкие люди. Но при этом сумасшедшем правительстве строить какие-то политические взаимоотношения невозможно. Когда этого украинского президента сметут, я уверен, что у нас с Украиной все наладится и граница откроется.
- А претензий все-таки больше к той группе людей, которые стоят на границе и взрывают опоры ЛЭП, или к властям Украины?
- Конечно, к властям. Кто там эти люди на границе? Это же даже смешно. Кто они такие? Это два крымских татарина блокируют солдат вооруженных сил Украины? Могли бы уж инсценировку внушительнее сообразить. Но, видимо, деньги экономят. Там же бесплатно никто ничего делать не будет. Они же зарплату получают за эту блокировку, на работу устроились и хорошо себя чувствуют. Грабят еще немножко, водку отнимают, продукты питания. Поэтому банкет там каждый вечер - нормальная жизнь. Поэтому наши все претензии чисто к руководству Украины.
- Будете ли вы в дальнейшем требовать от международного сообщества наказания для Украины? Рассчитываете ли вообще на понимание со стороны других стран?
- Пока американцы диктуют политику и строят жизнь в других странах, ничего нового не будет. Но мы на это и не рассчитываем. Мы всегда рассчитываем на худшее. В рамках одной страны мы и так все задачи решим. Лично я в этом не сомневаюсь. Да, придется потерпеть, но это всю Россию только консолидирует.
На мой взгляд, наш президент все правильно делает, он занял правильный курс и бьется за страну. Когда еще такое было, чтобы мы гордились нашей армией, нашим президентом и готовы были пойти за это в штыковой бой?
На Украине точно такого никогда не было, чтобы за Януковича или за Ющенко кто-то в бой пошел. Все думали наоборот, чтобы их побыстрее в плен взяли. А сегодня я чувство гордости за наши вооруженные силы испытываю. С удовольствием наблюдаю за тем, как Россия за пределами Родины наносит удары по тем террористам. Мы сейчас гордимся Родиной, гордимся президентом, гордимся вооруженными силами.
Беседовали Елена Богданович и Алексей Коновалов