В сентябре прошлого года вступили в силу поправки в Федеральный закон "О Гособоронзаказе", которые позволят значительно уменьшить количество нарушений во время заключения госконтрактов, а также решить проблемы с завышением цен на сырье и комплектующие.
О планах Федеральной антимонопольной службы по вопросам ценообразования, о решении проблем, связанных с размещением Гособоронзаказа, а также об уже выявленных нарушениях в этой сфере в эксклюзивном интервью ТАСС рассказал заместитель директора службы Максим Овчинников.
- Сколько нарушений антимонопольного законодательства зафиксировала служба в сфере Гособоронзаказа в прошлом году и сколько уже зафиксировано с начала этого года?
- Здесь есть нюансы, нужно понимать, что у нас не только антимонопольное законодательство, но и закон о Гособоронзаказе №275. Все зависит о того, о каких нарушениях мы говорим. Если говорить о нарушениях условий государственных контрактов - это статья 14.55 КоАП (нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа – прим. ТАСС), - то таких нарушений порядка 80 - 100 за тот год как со стороны госзаказчиков, так и со стороны исполнителей. Я имею ввиду постановления и наложенные штрафы за эти нарушения.
Если говорить про нарушения в части ценообразования, которые мы считаем самыми серьезными и наносящими достаточно существенный ущерб государству, то это единичные случаи, где-то два-три нарушения было выявлено за тот год, а в этом году расследования еще не завершены по ряду направлений, работа еще ведется.
Это, в первую очередь, связано с тем, что поправки в 275 ФЗ вступили с 1 сентября прошлого года и распространяются на контракты, которые заключены в этом году или контракты, которые были размещены в конце прошлого года.
На начальной стадии исполнения контракта вопросы с ценообразованием расследовать практически невозможно, потому что затратная часть изделия пока не сформирована и еще ничего не успели нарушить. В связи с этим мы сможем выявлять подобного рода нарушения по указанным контрактам только к концу текущего года.
- Сказалась ли политика импортозамещения на повышении цен на продукцию ОПК?
- Мы, безусловно, получаем сообщения от хозяйствующих субъектов, которые указывают на то, что растут цены на сырье и комплектующие изделия и перепроверяем, определяем причины такого роста. Очень часто такой рост цен связан с увеличением затрат на сырье иностранного производства в следствие роста курса валют, либо со сменой поставщиков. То есть причины подобному росту по ряду направлений есть и они экономически обоснованы. Эти причины обусловлены, в первую очередь, экономической ситуацией в стране и в мире, но нельзя сказать, что мы имеем дело с массовым завышением цен.
Вообще волатильность макроэкономических показателей приводит к тому, что неопределенность растет, и в связи с этим растут и цены, это нормальная экономическая реакция, последствия которй нужно по максимуму нивелировать.
- Вы говорили, что ФАС планирует внедрить информационную инфраструктуру, которая будет в реальном времени показывать цену на сырье. Создана ли уже такая система, и если нет, то когда это может произойти?
- К сожалению, она еще не создана, сейчас решается вопрос источника финансирования. Отдельные ее фрагменты будут создаваться в рамках наших новых полномочий по регистрации цен, переданных нам от Федеральной службы по тарифам. Отдельные элементы будут создаваться и уже создаются в рамках тарифного регулирования. Пока что источники финансирования для создания глобальной системы сбора данных в открытой и закрытой сферах пока не определены, а собственных средств для создания этой системы у ФАС нет, и мы сейчас готовим соответствующий акт, который бы определял всю концепцию ее создания и внедрения.
Думаю, что мы начнем внедрять эту инфраструктуру уже в следующем году. Данная система очень глобальна, она затрагивает интересы не только ФАС, но и всех заказчиков. Она позволит не только нам осуществлять анализ ценообразования, но и государственному заказчику более эффективно рассчитать начальную максимальную стоимость контракта при размещении заказа.
Мы создаем, по сути, базу данных, в которой будет информация о ценах на сырье и комплектующие. Нам нужно уже сейчас автоматизировать сбор таких данных, чтобы они в автоматическом режиме попадали в разрабатываемую нами систему, и мы на стадии регистрации цены могли видеть, когда хозяйствующий субъект заложил цены на какое-то сырье или комплектующие выше рыночной стоимости. Таким образом, мы сможем заранее предупредить правонарушение и отказать в регистрации поставщику, который необоснованно завысил цену на сырье или комплектующие изделия.
После этого мы рекомендуем пересмотреть цену в сторону снижения - что мы, впрочем, и сейчас уже делаем, - тем самым позволим сэкономить бюджету миллиарды рублей.
- Какова на данный момент экономия от выявленных нарушений ценообразования в сфере ГОЗ?
- Тут трудно сказать, мы пока не считали эти суммы, такая отчетность готовится раз в полгода, более того, некоторые данные являются секретными. Есть примеры - я буду говорить абстрактно, - когда мы действительно видим, что идет завышение накладных расходов, завышение фонда оплаты труда, удвоение расходов в смете. С учетом того, что контракты бывают на десятки миллиардов рублей, могу сказать, что, например, в прошлом месяце мы определили завышение цены на сумму в более чем 900 миллионов рублей и это только по одному контракту, причем только накладные расходы, не погружаясь в детали. Бывают даже случаи, когда предприятия выделяют свои цеха в отдельные юридические лица и дальше действует правило "20+1".
Двадцать процентов предприятие накидывает на свои затраты в виде прибыли и 1 процент на привлеченные. Таким образом, предприятие необоснованно накидывает по одному проценту на каждый передел, а также пытается задвоить накладные расходы. Мы это все анализируем, смотрим, какие расходы были включены в состав затрат на продукцию военного назначения, соответствует ли это требованиям соответствующих нормативов. Кто-то, например, включает в эти расходы содержание фонтанов, кто-то включает полное обновление цеха, в котором помимо военной продукции производится и продукция гражданского назначения.
Нужно воздействовать на стимулы хозяйствующих субъектов и внедрять такие принципы ценообразования, которые позволили бы создать предпосылки для снижения затрат. Это самая главная задача для ФАС на ближайшую перспективу. Когда у хозяйствующих субъектов отсутствуют стимулы к экономии и есть намерения завышать плановые затраты, системно переломить эту ситуацию мы не сможем.
- В каких сферах оборонной промышленности чаще всего фиксируются нарушения?
- Вы знаете, я бы никого не выделял, везде примерно одинаковая ситуация, нарушения возникают либо по незнанию закона, либо по какому-то умыслу, но во всех отраслях. Здесь, к сожалению, ситуация такая, что нет лидеров, которых мы могли бы похвалить, у нас все пока не так хорошо, как хотелось бы.
Нарушения есть везде, другое дело, что новый закон, как я уже говорил, заработает по нашей части в полном объеме только во втором полугодии этого года, и часть нарушений будут им нивелированы, потому что он носит запретительный характер. Он запрещает хозяйствующим субъектам ряд действий, которые позволяли им, например, выводить средства из государственного оборонного заказа.
Согласно поправкам запрещены некоторые операции со средствами, выделяемыми в качестве аванса по государственным контрактам: нельзя заключать контракты с физическими лицами, нельзя выводить деньги в офшоры, нельзя покупать акции и облигации, нельзя списывать средства со специального счета, пока нет акта приема выполненных работ и т.п. То есть эти нормы сыграют свою роль и воровать станет гораздо труднее, чем раньше, соответственно, часть нарушений просто как класс пропадет.
- То есть, насколько я понял, формирование цен - это самая актуальная проблема ФАС в сфере Гособоронзаказа?
- Да, формирование цен, а также торги государственных корпораций, таких как Роскосмос, ОАК, ОСК и так далее. Мы ведем работу, чтобы эти торги были как можно более эффективными, и кооперация в исполнении госконтрактов была максимально конкурентна и давала максимально адекватные цены без фактов завышения.
- Фиксирует ли служба картельные сговоры в сфере Гособоронзаказа? И есть ли уголовные дела по этому составу преступления?
- Уголовных пока нет, но у нас есть уже несколько дел по картелям, одно, кстати, уже завершено, есть даже признание участников. Завершено оно в том году, это было первое дело по картелям в сфере ГОЗ. Второе такое дело по противогазам сейчас уже выходит на стадию выдачи решения. Речь прежде всего идет о сговорах на торгах между поставщиками различной продукции, в данном случае это противогазы. Часто приходят жалобы на сговоры в ходе торгов по вещевому имуществу, в части тылового обеспечения, продуктов питания, пайков и т.п. То есть это наиболее конкурентные рынки, где пулы поставщиков предпочитают сговариваться и делить рынок по категориям заказчиков, либо в рамках тендеров делят рынки по лотам.
Таким образом, ценовой конкуренции никакой нет, и выигрывает какой-то избранный участник. Это довольно распространенная схема на торгах, мы пытаемся решить эту проблему силовыми проверками, у нас для этого создано контрольно-инспекционное управление, которое осуществляет соответствующие "рейды на рассвете". В том году они провели порядка 20-30 проверок именно с выездом на место с выемкой соответствующих документов. Пока эти дела в стадии расследований.
- А где больше нарушений, в гражданке или в сфере Гособоронзаказа?
- Здесь трудно сравнивать, потому что в гражданке нет такого жесткого регулирования. В Гособоронзаказе иногда возникают такие нарушения, которые в гражданской сфере никто даже фиксировать не будет. Например, вышел срок исполнения контракта на 2 дня, формально ты подлежишь наказанию со стороны антимонопольного органа, который должен наложить штраф по статье 14.55 КоАП.
В гражданке этого не происходит. Там можно просрочить платеж на месяц, и никто не пойдет в суд. В сфере ГОЗ все очень жестко и часто нарушения возникают по причине обстоятельств непреодолимой силы. Мы должны разобраться и понять, вызвано это нарушение форс-мажором, либо это произошло по вине исполнителя или госзаказчика. Поэтому параллели проводить сложно. В гражданке более развита конкуренция, а в сфере ГОЗ очень часто возникает ситуация, когда кто-то кого-то заложил в конструкторскую документацию и уже нельзя так просто поменять то, что заложено. Даже если есть аналог, даже если он дешевый, вы сможете поменять эти комплектующие только после прохождения госиспытания и всех согласований, а это очень долго и дорого.
- Превышает ли сейчас рост цен на сырье рост инфляции?
- Сейчас рост цены, если говорить о текущей ситуации, превышает рост инфляции по большинству позиций, опять же ввиду тех причин, о которых я уже говорил ранее, плюс к этому у нас есть еще очень высокая зависимость по ряду позиций от иностранных поставщиков. Это касается комплектующих, либо тех материалов, которые являются экспортоориентированными. Курс доллара давит на рост себестоимости продукции военного назначения, поэтому рост цен по ряду позиций выше роста инфляции.
- Возможно ли в условиях нынешней экономической и политической ситуации простимулировать промышленность в сторону снижения цен на те или иные комплектующие или сырье?
- Конечно, возможно. У нас стоят такие задачи. Мы сейчас прорабатываем ряд альтернатив с Правительством РФ, с отраслевыми органами, с министерством обороны, и я думаю вскоре мы эти альтернативы озвучим, выберем одну из них и будем ее реализовывать.
- Что планируете обсудить на форуме "Гособоронзаказ-2016"?
- Самый первый вопрос на повестке дня - это вопрос ценообразования. Кроме того, мы будем обсуждать альтернативы, о которых я говорил ранее. На форуме предполагается уделить внимание двум взаимосвязанным вопросам. Первое - это ценообразование, а второй - работа по снижению затрат. Будут обсуждаться институты, которые регулируют хозяйственную деятельность, будут обсуждаться альтернативы развития этих институтов, а также опыт внедрения новых технологий, и ограничения, с которыми предприятия сталкивались в рамках реализации своих инновационных проектов.
Предприятия будут говорить о том, что им мешает снижать затраты. Это позволит выработать инструменты для долгосрочного регулирования в этой области. Мы понимаем, что сразу результатов не добиться, поэтому необходимо выстроить долгосрочный план для того, чтобы эти результаты обязательно к нам пришли в течение ближайших пяти лет. Также на форуме будут обсуждаться вопросы повышения качества закупочной деятельности, и вопросы, связанные с размещением Гособоронзаказа.
- То есть в течение пяти лет эти вопросы будут решены?
- Я думаю, что эти планы реально выполнить к 2018-2019 годам. Мы планируем для себя реализовать основные мероприятия в течение ближайших двух-трех лет.
Беседовал Алексей Паньшин